Экономика России демонстрирует устойчивость к внешним шокам и способность развиваться вне зависимости от внешних факторов. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты макроэкономических показателей, озвученных недавно министром экономического развития Максимом Решетниковым на встрече с президентом Владимиром Путиным. Насколько прочен запас экономики и каков прогноз ее развития в 2023 году, «ФедералПресс» рассказали экономисты.
По словам Максима Решетникова, в России создан мощный задел по снижению инфляции в 2023 году: не индексируются тарифы, действуют демпферные механизмы, защищающие внутренний рынок от мировой инфляции, ожидается сбор хорошего урожая. Благодаря этому инфляция в стране одна из самых низких среди развитых стран мира: в марте она составляла 3,5 %, а уже в апреле была зафиксирована на уровне 2,6 % в сравнении месяц к месяцу. Это намного ниже, чем, к примеру, в Германии – 7,4 %, Еврозоне – 6,9 %, Франции – 5,7 %, США – 5 %.
Привлекательными для России выглядят и цифры госдолга – всего 14,9 % от ВВП в сравнении с 121,7 % в США, 111,1 % во Франции, 90,9 % в странах Еврозоны, 66,5 % в Германии.
«Это как раз тот запас экономической стабильности, о котором мы говорим и который нам дает возможность сейчас более активно двигаться», – сказал министр.
ВВП России, согласно прогнозу Минэкономразвития, вырастет в 2023 году на 1,2 % и будет поддержан потребительским спросом – он будет базироваться на увеличении реальных доходов населения. В течение года вырастут заработная плата, социальные пособия, предпринимательские доходы. Низкая безработица подстегнет модернизацию предприятий, что также положительно повлияет на динамику зарплат. С 1 января 2024 года повысится МРОТ.
Реальным драйвером структурной перестройки экономики в министерстве называют малый бизнес, включающий предприятия в обрабатывающей, машиностроительной, металлообрабатывающей промышленности, IT-секторе, услугах и туризме. Важным здесь представляется доступность кредитования малого и среднего бизнеса при очень небольших бюджетных затратах.
Результаты марта этого года свидетельствуют о росте промышленного производства в стране – 1,2 % к прошлогоднему марту.
Комментируя по просьбе «ФедералПресс» текущую экономическую ситуацию в России и прогнозы на этот год, директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский сказал, что озвученный главой Минэкономразвития показатель роста ВВП на 1,2 % является достаточно реалистичным. По его словам, на это, в частности, указывают оптимистические результаты экономического развития страны в первом квартале 2023 года – они, хоть и демонстрируют падение в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но показывают положительную динамику в целом.
«Не надо забывать, что первый квартал 2022 года был самым лучшим кварталом прошлого года до начала санкционного режима. Поэтому по отношению к нему падение – это неудивительно», – констатировал экономист. – «По отношению к другим кварталам 2022 года, особенно ко второму кварталу, когда наблюдался самый глубокий спад, по мере введения санкций, рост российской экономики в этом году не вызывает сомнений. Поэтому по итогам года порядка 1 %, может быть, даже больше по росту ВВП – это абсолютно ожидаемо».
Говоря о складывающейся в стране инфляции, Сергей Дробышевский считает, что здесь «есть определенная временная недооценка итогов года». Он напомнил, что в 2022 году наибольший всплеск уровня инфляции, подогретый неопределенностью рынков, отмечался в марте, и последовавшая после этого прошлогодняя дефляция теперь значительно занижает годовую инфляцию.
«Я думаю, что по той динамике инфляции, которая наблюдается после завершения дефляционного шока – примерно с октября-ноября прошлого года и в первом квартале этого года, годовые цифры по инфляции могут быть ближе к 6–6,5 %», – отметил экономист.
Сергей Дробышевский, тем не менее, считает это безусловно положительным результатом.
«Если раньше – в начале 2000-х и 2010-ые годы – инфляция в 5–6 % для России была достаточно высокой в сравнении с инфляцией во многих развитых странах, то сейчас ситуация другая. Сейчас 5–6 % – это тот же самый уровень инфляции, который существует практически во всех странах мира, или даже несколько ниже. Это означает, что инфляция в России находится под контролем. И соответствует определенным глобальным трендам», – подчеркнул он.
Отвечая на вопрос о том, что, на его взгляд, будет оказывать основное давление на инфляцию в этом году, Сергей Дробышевский сказал, что основным фактором этого, в первую очередь, будут цены на энергоресурсы: «Потому что, с одной стороны, в прошлом году, особенно в конце года мы видели, что на российские энергоресурсы заметно подешевели, (…) с другой стороны, по мере выстраивания новых логистических цепочек и расширения присутствия России на новых для нее рынках цены на российскую экспортную нефть повышаются, а дисконт сокращается».
Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов в беседе с «ФедералПресс» согласился, что на сегодняшний день в стране и вправду отмечается чрезвычайно низкая и непривычная для экономики инфляция.
По его словам, в первых числах мая этот показатель может выйти на уровень 3,1 % к аналогичному прошлогоднему показателю, но все равно будет значительно ниже ранее заданных ориентиров и обеспечивает запас прочности по инфляции на второе полугодие.
«Сейчас по инфляции запас прочности довольно большой. Правда, скорее всего, ближе к концу года она будет постепенно повышаться, отчасти в силу сезонных устройств. Мы по базовому прогнозу закладываем порядка 5 % роста», – сказал он, отметив, что окончательный уровень будет зависеть от дальнейшего курса и цен на урожай.
Сейчас в России наблюдаются дешевые цены на хлеб и мясо, а в непродовольственном секторе население перешло на более дешевую и менее брендированную продукцию.
Ключевыми моментами, задающими тон дальнейшему развитию экономики страны в этом году, станет ситуация с экспортом, особенно неэнергетических товаров, а также с инвестициями, считает экономист.
«Пока мы выходим в плюс 0,5 % по ВВП по довольно консервативному сценарию и при поддержке потребительского спроса, который точно будет восстанавливаться – это и отложенные покупки с прошлого года, и настройка рынка на новую реальность», – сказал Дмитрий Белоусов. – «Если нам удастся стабилизировать ситуацию с экспортом несырьевых товаров, включая проблемы с комплектующими (…), и с инвестициями, то, в принципе, 1 % сможем получить».
По его словам, в прошлом году инвестиционный потенциал показал грань максимума в связи с госинвестициями в дорожное и инфраструктурное строительство, включая проекты в Мариуполе. И нынешняя ситуация с инвестициями во многом будет зависеть от того, насколько удастся государству подключить к расширению этих возможностей госкомпании. Еще одним важным фактором роста инвестиций станет эффективная работа новых логистических коридоров, в том числе на Китай и Турцию.
«Рынки восстанавливаются, хотя и не теми темпами, которыми бы хотелось, низкая инфляция показывает, что спрос еще можно раскачивать. Но важно, чтобы этот простор был занят не импортом готовых товаров из того же Китая, который закроет нам любой спрос, а в максимальной степени – нашим производством», – отметил Дмитрий Белоусов.
Сбить с траектории роста Россию может, по его мнению, возможное сочетание двух аспектов – ужесточение санкционного режима и начало кризиса мировой экономики. Если с санкциями все более или менее ожидаемо, то спад в развитии экономик дружественных нам стран закроет российский экспорт «чисто по экономическим причинам», «безо всякой геополитики». «Эта история во втором полугодии сможет сыграть против нас», – заключил собеседник.
Фото: Kremlin Pool / Global Look Press / globallookpress.com/
Эксклюзивы «ФедералПресс»