На фоне переориентации логистики в России отмечается рост грузовых перевозок всеми видами транспорта – железнодорожным, водным, автомобильным. Динамика первого квартала свидетельствует об ожидаемом росте показателей перевозок по итогам всего года. «ФедералПресс» изучил комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса за истекший квартал.
Железная дорога
Согласно обзору транспортной отрасли, подготовленному Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), в январе-марте 2023 года общая погрузка грузов на железной дороге составила 305,5 млн тонн, снизившись по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 0,8 %. Сокращение было вызвано сильным падением количества перевозок в январе этого года, после которого начиная с февраля отмечался рост: в январе было перевезено 99,2 млн тонн грузов (–4,8 %), в феврале – 97,2 млн тонн (+0,2 %), в марте – 109,1 млн тонн (+2,3 %).
В первом квартале этого года относительно того же периода предыдущего года из-за рекордного урожая и сохранения высокого спроса на мировом рынке высокими значительно погрузка зерна выросла на 36 % до 7,6 млн тонн. Активная реализация крупных инфраструктурных проектов способствовала росту погрузки строительных грузов на 17,5 % до 31 млн тонн. Кроме того, перестройка логистических цепочек помогла нарастить погрузку каменного угля на 0,7 % до 91,8 млн тонн. Остальные грузы отметились сокращением показателей. При этом наибольшее снижение было отмечено в погрузке промышленного сырья – на 25,2 % до 6,2 млн тонн, лесных грузов – на 21,6 % до 6,9 млн тонн, а также химикатов и соды – на 13,1 % до 5,4 млн тонн. Погрузка черных металлов уменьшилась на 7,5 % до 16,6 млн тонн, химических и минеральных удобрений – на 4,9 % до 15,2 млн тонн, цемента – на 3,9 % до 4,6 млн тонн, железной руды – на 3,2 % до 28,1 млн тонн, а нефти и нефтепродуктов – на 2,1 % до 54,2 млн тонн.
В ГТЛК отмечают, что железнодорожные перевозки грузов стимулируются развитием сообщений с дружественными странами (рост на 66 % в первом квартале 2023 года) и расширением логистики с учетом новых направлений.
Рост потребности в подвижном составе в начале года повышает арендные ставки, которые могут увеличиться до 27 % к четвертому кварталу. Между тем производство железнодорожной техники в России имеет тенденцию к снижению из-за дефицита запчастей – на 16 %, в том числе инновационных вагонов – на 51 % в январе-марте этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Водный путь
Грузовые перевозки в пределах внутренних водных путей России в январе-марте 2023 года относительно тех же месяцев прошлого года уменьшились на 18 % до 5,1 млн тонн, а погрузки на морской транспорт, напротив, выросли на 34 % до 7,7 млн тонн. При этом перевозки внутренним водным транспортом демонстрировали снижение на протяжении всего истекшего квартала, тогда как морская погрузка выросла в марте этого года к марту предыдущего года на 53 % до 2,8 млн тонн после снижения февральского показателя на 0,8 % до 2,2 млн тонн в сравнении год к году. В обзоре обозначен рост грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север-Юг» вдвое, а контейнеров – впятеро, вероятнее всего, из-за переориентации грузопотоков на перспективные направления.
По данным Росстата, на которые ссылается ГТЛК, в сегменте пассажирских перевозок также показано снижение показателя на внутреннем водном транспорте (–1,3 % до 314 тыс. человек) и, напротив, рост на морском транспорте (+54 % до 877 тыс. человек). Мартовские пассажироперевозки продемонстрировали впечатляющий рост: на 7,5 % до 122 тыс. человек внутренним транспортом и на 124 % до 404 тыс. тонн морским.
Также в течение первых трех месяцев этого года благодаря высоким мировым ценам на сырьевые товары и пересмотру логистики вырос грузооборот морских портов во всех бассейнах России. При этом динамика была разнонаправленной для основных видов грузов. По данным ассоциации морских торговых портов, на которые опирается ГТЛК, наибольший прирост – на 107,7 % – пришелся на перевалку зерна, погрузка которого достигла 15,7 млн тонн в первом квартале этого года. Кроме того, в январе-марте текущего года увеличился объем перевалки минеральных удобрений на 56,5 % до 7,4 млн тонн, пищевых грузов – на 30,2 % до 1,4 млн тонн, угля – на 18,3 % до 51,1 млн тонн, сырой нефти – на 9,2 % до 68,6 млн тонн. В то же время перевалка черных металлов упала на 25,5 % до 5,2 млн тонн, руды – на 21,6 % до 2,3 млн тонн, грузов в контейнерах – на 15,8 % до 12,1 млн тонн, сжиженного газа – на 9 % до 8,9 млн тонн, а нефтепродуктов – на 3,3 % до 35 млн тонн.
В обзоре приводятся оценки министерства транспорта России и Росморречфлота относительно потенциала мощностей перевалки грузов, а также перевозок грузов и пассажиров на внутренних водных маршрутах, что в целом раскрывает хорошие перспективы развития этого сегмента. Рост объемов перевозок и перевалки будет обеспечиваться растущим флотом гражданских судов, строящимся за счет государственной поддержки.
Автомобильный транспорт
Согласно обзору, в первом квартале 2023 года грузовые перевозки автотранспортом демонстрировали рост как к аналогичному периоду 2022 года, так и месяц к месяцу. По данным Росстата, в январе-марте текущего года они достигли 1 218 млн тонн, увеличившись на 10,4 % к тому же кварталу 2022 года. При этом в январе 2023 года грузоперевозки составили 382 млн тонн (+11,2 % к аналогичному прошлогоднему показателю), в феврале – 401 млн тонн (+12,9 %), в марте – 434 млн тонн (+7,6 %). Пассажирские перевозки автобусами в начале года также демонстрировали растущую динамику: в целом за минувший квартал было перевезено 2 086 млн человек, что на 8,9 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе в январе этот показатель вырос до 656 млн человек (+9,1 %), в феврале – 667 млн человек (+11 %), а в марте – 764 млн человек (+7 %).
Авиаперевозки
Как показывает анализ ГТЛК, базирующийся на данных Росавиации, пассажирские авиаперевозки в России снизились в январе 2023 года до 7,2 млн человек (–10,6 %), но выросли в феврале и марте до 6,5 млн человек (+0,7 %) и до 7,4 млн человек (+42 %) соответственно. По итогам первого квартала текущего года они показали рост на 7 % до 21,2 млн пассажиров. Наивысший прирост пассажироперевозок авиатранспортом в марте этого года объяснялся санкциями и ограничением полетов в некоторые российские аэропорты в начале прошлого года на фоне начала специальной военной операции. ГТЛК указывает на мартовский рост пассажиропотока у всех 20 крупнейших авиакомпаний и сокращение по итогам первых трех месяцев у 5 из 20: S7 (–1 % до 3,5 млн человек), «Победа» (–10 % до 2,8 млн человек), Utair (–3 % до 1,3 млн человек), Nordwind (–21 % до 700 тыс. человек) и Azur Air (–10 % до 500 тыс. человек). Наибольший пассажиропоток в январе-марте этого года ожидаемо обеспечила авиакомпания «Аэрофлот» – 4,8 млн человек (+29 %). В числе крупнейших авиаперевозчиков также были «Россия» – 1,8 (+12 %) и Ural Airlines – 1,7 млн человек (+18 %). Из-за сокращения авиакомпаниями количества воздушных судов на маршрутах самолеты в марте были заполнены на 86,5 %, что стало рекордным показателем.
В целом Минтранс РФ ожидает рост количества пассажирских авиаперевозок в 2023 году на 5 % до 81,9 млн человек на внутренних маршрутах и на 9 % до 19,1 млн человек на международных. Данные по авиаперевозкам будут выше результатов прошлого года, но не дотянут до показателей 2021-го: тогда, по данным Росавиации, внутренними авиарейсами было перевезено 87,5 млн пассажиров (+56 % к 202-му), а международными – 23,5 млн человек (+79 % к 2020-му). Как заметил «ФедералПресс», рост прогнозируется, даже несмотря на ожидаемое повышение цен на внутрироссийские авиаперевозки на 15–30 % из-за завершения программы субсидирования отрасли, введенной ранее на фоне санкций.
Фото: Ilya Galakhov / Global Look Press / globallookpress.com