Уже несколько лет тюменцы не наблюдают привычного разлива рек по весне. В этом году в конце мая Тура оголила свои берега, местами и в воде появились «проплешины». Ситуация с обмелением Туры оказалась настолько серьезной, что власти вынуждены были ввести режим повышенной готовности. Насколько критично это маловодье и когда река начнет восстанавливаться, «ФедералПресс» рассказал директор Института наук о Земле ТюмГУ Виталий Хорошавин.
Мощный дефицит влаги
Виталий Юрьевич, насколько критична сейчас ситуация с обмелением Туры?
— Наблюдения за уровнем в Туре ведутся более ста лет. Могу сказать, что были и более низкие уровни, но сейчас он на грани этих самых низких исторических значений. Грубо говоря, всего сантиметров на 20 уровень выше, чем когда-либо с конца XIX века.
Какие причины такого обмеления в этом году?
— Причин несколько. Самая весомая – это небольшое количество осадков. Так называемый маловодный цикл длится уже в течение 3–4 лет. В 2020 году была засуха, и вот с того периода сформировался этот очень мощный дефицит, который до сих пор не скомпенсирован. В нынешнем мае, к примеру, выпало всего около 5 мм дождей, если не ошибаюсь. А должно быть около 50 мм.
Второй мощный фактор – это пруды на Туре, особенно в верховьях, в Свердловской области. Они тоже регулируют уровень воды и часть ее забирают. То есть та вода, которая весной могла бы с Урала притечь, была перехвачена прудами. Кстати, есть проблема, что не все эти пруды законны.
Еще одна причина – это то, что уровень Иртыша за последние несколько лет ниже среднего. Причем здесь Иртыш? Он через Тобол связан с Турой. Здесь, по сути, действует принцип сообщающихся сосудов: раз приемник воды имеет низкий уровень, то, образно говоря, он выкачивает воду из Тобола и, соответственно, из Туры.
Какие последствия для хозяйственной деятельности и экосистемы несет обмеление?
— Последствия могут быть очень серьезные. Назову генеральные проблемы. Во-первых, есть опасность, что водозаборные сооружения (водоканала и других организаций, которые занимаются водоснабжением промышленности, хозяйственно-бытовым в городах и поселках) не смогут доставать до необходимого уровня воды, так как насосы погружаются до определенной глубины. Именно поэтому власти ввели режим повышенной готовности.
Второе – сильно ухудшается качество воды: чем ее меньше, тем выше в водоеме концентрация загрязняющих веществ. Даже если водоканал физически достает воду, то она очень плохого качества, а значит, тяжело довести ее до стандартного состояния, когда можно подать воду в наши краны. Ну и плюс возникает удорожание процесса подготовки воды.
Недавно были новости о заморе рыбы. Не факт, что инцидент связан с низким уровнем воды, больше похоже на сброс каких-то сточных вод. Но если бы воды в реке было достаточно, то концентрация загрязняющих веществ после этого сброса была бы меньше. А так водные жители получают убойную дозу и гибнут.
Есть еще факторы, которые надо учитывать: низкий уровень воды влияет на пожароопасную обстановку, уровень грунтовых вод, а значит и на питание сельскохозяйственных растений.
Что будет дальше
Что будет с Турой в течение лета, осенью? Ведь мы знаем, что в этот период уровень понижается, а в этом году он уже критически низок.
— У наших западносибирских рек режим специфический. 80–90 % объема воды приходит за весну – это снеготаяние. В мае основная вода попадает в реки и наступает половодье, формируется очень высокий уровень воды. Мы привыкли видеть разливы на той же Туре. А в этом году получилось, что пик пропал по ряду причин, названных выше. Летом и осенью обычно наблюдаюся низкие уровни.
Что будет дальше? Мы можем ориентироваться только на долгосрочные прогнозы синоптиков по осадкам, но они не дают стопроцентной уверенности.
Метеорологи прогнозируют сухой июнь. Ожидаем, что уровень воды будет снижаться. На июль нам вроде обещают дожди в пределах нормы. Но даже если так случится, понятно, что за один месяц уровень воды не выровняется. Август тоже прогнозируют сухой, значит, есть опасность, что уровень уйдет еще ниже.
Сколько времени понадобится, чтобы уровень в Туре восстановился?
— Смотря до чего восстанавливать. Если до среднего уровня, то примерно 2–3 года. И это, скорее всего, произойдет. Я не упомянул этот фактор, потому что он не однозначный. Но тем не менее существуют циклы солнечной активности, и им подвержены все гидрометеорологические процессы. Речь идет о так называемом 11-летнем цикле. Сейчас мы наблюдаем цикл растущей солнечной активности. Он начался с 2019 года.
Раз солнечная активность растет, климат становится более сухим, теплым. По расчетам он должен закончиться в 2024–2025 году.
Если эти циклы все-таки работают, то уровень воды в водоемах после 2024–2025 года должен потихоньку восстанавливаться. И это может произойти в течение 2–3 лет.
Фото: ФедералПресс / Елена Ельцова