В стратегии развития российской медицинской промышленности до 2030 года обозначено, что объем производства медизделий должен увеличиться в 3,5 раза, рост экспорта – в 10 раз, а импортозамещения – в 2,5 раза. Справляются ли производители и какие драйверы нужны российскому медпрому, чтобы нарастить темпы роста – об этом на панельной сессии «ФедералПресс» в рамках промышленной выставки ИННОПРОМ завели диалог представители бизнеса и власти.
Наболевшее в медицине
Прежде российский медпром работал в рамках стратегии сохранения бесперебойных темпов поставок. События прошлого года, в частности, отказ европейских и американских компаний сотрудничать с Россией, внесли коррективы в обиход страны. Тогда же стало ясно, что пора переходить в вектор опережающего развития. «Как это сделать, где эти точки роста находятся и чего не хватает отрасли для увеличения темпов развития?» – открыла дискуссию модератор встречи, шеф-редактор издательской группы «ФедералПресс» Надежда Плотникова.
По словам заместителя министра здравоохранения Свердловской области Андрея Шастина, на сегодняшний день сфера медицины в штатном режиме производит закупки и лекарственных средств, и медоборудования.
«Мало того, в прошлом году, учитывая высокий курс рубля по отношению к корзине мировых валют, мы приобретали медицинскую технику по ценам ниже, чем были в 2019–2020 годах, за счет чего сэкономили средства. Но сейчас ситуация в этом плане меняется, – обратил внимание Шастин. – Что касается сложностей: с марта по май прошлого года из-за трудностей с логистикой случились задержки по срокам доставки, но со временем логистическую проблему урегулировали».
Замминистра здравоохранения Челябинской области Евгений Ванин напомнил, что недавно в столице Южного Урала прошел форум по импортозамещению и технологической независимости. В рамках секции по импортозамещению в здравоохранении власти получили большой отклик от медорганизаций, которые, как выяснилось, не знают отечественного производителя и их продукты.
Ванин высказал убеждение, что тут сказывается привычка прошлого «любить импортное», из-за чего низок спрос на отечественное. При этом спикер привел пример, как на одном из форумов производители представили импортную технику, но оказалось, что изобретение принадлежит челябинским новаторам. В свое время европейцы заинтересовались идеей разработчиков и инвестировали в нее. И сегодня выходят на российский рынок в качестве импортного бренда.
«У нас нет единого реестра медицинского оборудования, нет единой информационной площадки, где можно было бы и производителям, и потребителям зафиксироваться. А самое главное – у нас нет обмена мнениями между потребителями и производителями. Единая площадка, пусть и виртуальная, должна появиться», – убежден Евгений Ванин.
Почему врачебное сообщество не знает ту номенклатуру, которая выпускается в России? Как считает заместитель генерального директора холдинга «Швабе» Лев Борисов, в силу больших инвестиционных вложений в разработку медтеха, даже с учетом господдержки от Минпромторга России, продвижение товаров осложняется конкуренцией большого ассортимента изделий зарубежных производителей.
Изобретаем отечественное
630 компаний занимаются разработкой инновационных проектов в области медицины в СКОЛКОВО, рассказала его вице-президент, исполнительный директор кластера биомедицинских и агротехнологий Камила Зарубина. Инновационный центр поддерживает стартапы финансово, обеспечивает взаимосвязь бизнеса и власти, помогает продвижению продукции на рынки.
«Мы поделили работу на пять технологических направлений: фармацевтика, цифровое здравоохранение, медицинская промышленность и реабилитация, генно-клеточные технологии и сельскохозяйственное предпринимательство», – пояснила эксперт.
В поисках наиболее успешных вариантов СКОЛКОВО исходит из запроса индустрии. К примеру, сейчас в тренде тема реабилитации – по ней в кластере ведется порядка 70 проектов.
По словам Зарубиной, санкции косвенно повлияли на медицинские стартапы – сказался дефицит комплектующих в отрасли.
«Медицинская техника – это как большая цепочка из многих составляющих. Казалось бы, в фармацевтике нет проблем с молекулами, но есть проблемы с пробирками и реагентами. Все эти цепочки пострадали, но уже восстанавливаются. Сохраняется проблема у стартапов в части комплектующих. К примеру, известный всем разработчик протезов «Моторика» полностью производит продукцию из отечественных комплектующих, за исключением моторчиков, которые им поставляют из Китая. Поэтому есть над чем работать и куда расти», – отметила она.
Кроме того, сказывается недостаток источников венчурного финансирования проектов ранних стадий. По словам Зарубиной, независимым разработчикам в области медтеха помогла бы расти грантовая программа. С помощью господдержки изобретатели смогли бы взрастить проект от стадии идеи до периода апробации, когда продукт становится интересен крупным инвесторам.
Барьером для разработчиков инновационных медицинских изделий также является отсутствие аналоговой продукции, что замедляет получение регистрационных удостоверений, а также малоизвестность на рынке, отчего продукция не участвует в госзакупках и не включена в стандарты оснащения.
Как пояснил Евгений Ванин, медицинским организациям первого и второго звена, где получает лечение большая часть населения, нужно отечественное понятное оборудование с импортозамещающими элементами.
«Вот что нам сейчас не хватает! Не надо пытаться изобрести что-то большое, высокотехнологичное и новое. Давайте оснастим сначала наши сельские больницы нашим рентген-оборудованием, аппаратами УЗИ и прочим. Вот что нужно обычным врачам, которые работают на земле», – акцентировал внимание эксперт.
Он также считает, что производителям нужно быть ближе к обучающимся медикам, которые должны знакомиться с инновационным оборудованием, а также могут генерировать свежие идеи и, возможно, тем самым стать подспорьем производителям.
Комплексный подход
Опыт крупного бизнеса в развитии российского медпрома презентовал Лев Борисов. Холдинг «Швабе», входящий в Ростех, состоит сегодня из 17 предприятий с географией присутствия от Красноярска до Санкт-Петербурга. Компания производит более 200 наименований изделий медицинского назначения – это неонатальное и реанимационное оборудование, техника для анестезиологии, кардиологии и офтальмологии. Есть опыт производства передвижных мобильных медицинских комплексов под запрос заказчика, рассказал Борисов.
Он отметил, что ряд изобретений были субсидированы, и при выходе на рынок продукция порой может уступать по цене конкурентам. В производстве компания ведет политику системной интеграции, поскольку медпром – это наукоемкая деятельность, подчеркнул спикер. Кроме установки медоборудования «Швабе» проводит обучение персонала и получает обратную связь от медицинского сообщества. Компания практикует договор полного цикла: в течение срока эксплуатации техники обслуживает ее. По словам Льва Борисова, такое решение является новинкой для российского рынка.
«Развитие медпрома в стране – это ключевое направление, над которым необходимо работать. При всех возможностях промышленники сами с этим не справятся. Необходима конгломерация, и не только с Минпромторгом, но и Минздрав должен участвовать. Должны быть программы поддержки как на уровне начальных разработок и инноваций, так и на уровне производства. Если мы хотим производить сложные наукоемкие (подчеркну!) изделия, без поддержки государства сделать это будет максимально сложно», – считает Лев Борисов.
Он убежден, что необходимо создать программу развития медтеха, которая позволит комплексно решать задачи отрасли и главное – производить высококачественную, высокотехнологичную отечественную медицинскую продукцию.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Иннопром-2023