В Екатеринбурге силовые структуры и органы опеки расследуют случай жестокого обращения с 11-летним ребенком, которого отец-священник избил утяжеленным ремнем с крестом. Однако родные священника-садиста отказываются верить в то, что произошло. Так, мать священника обвиняет бывшую невестку в том, что она оклеветала экс-супруга, ведь он всегда был «умным, хорошим мальчиком, тяготеющим к наукам». Вот только «сломал себе жизнь», связавшись не с той женщиной. Мать священника дала откровенное интервью «ФедералПресс».
Правовая суть конфликта
В начале июля 2023 года на Среднем Урале был обнародован очередной случай жестокого обращения с ребенком. На этот раз фигурантами стали дьякон и его несовершеннолетний сын. Факт насилия придала огласке экс-супруга священнослужителя, о чем рассказывал «ФедералПресс».
«В субботу, 8 июня, мой бывший муж, церковнослужитель, жестоко избил собственного сына из-за отказа мыть полы. Он его стащил с кровати и потащил в ванную, сын был в одних трусах, далее он его жестоко избил большим черным кожаным ремнем с железным крестом, мне его сегодня показали в полиции», – сообщила «ФедералПресс» мать мальчика Клавдия.
После развода супругов по решению суда мальчик проживал с отцом, и отношения между ними не складывались. В этот раз ребенок, по словам Клавдии, получил не менее 30 ударов, синяки от них не сходили в течение двух недель.
Обширные гематомы на ягодичных мышцах и ногах мальчика официально освидетельствованы и зафиксированы медиками в одном из городских травмопунктов. По имеющимся сведениям, отец-священник в полиции признался в содеянном и готов понести наказание.
Он сам передал силовикам ремень, которым жестоко избивал ребенка за то, что мальчик разбудил его слишком рано, а затем отказывался мыть пол в квартире. Подробно о ситуации в семье священника «ФедералПресс» рассказала его бывшая супруга.
Не повод тревожить бабушку
Корреспондент «ФедералПресс» позвонил Нине Александровне (имя изменено. – Прим. ред.), которая согласилась на обстоятельную беседу о произошедшем в семье ее сына, дьякона, избившего ребенка. Аудиозапись разговора – в распоряжении редакции. Мы представляем состоявшийся разговор с минимальной редакторской обработкой.
Нина Александровна, вы знали о произошедшем? О том, что ваш сын жестоко избил своего ребенка? Это было в начале июня. Медики дали официальное заключение, есть многочисленные фотографии...
— Даже фотографии есть? Нет, я их не видела. Сложно в такое поверить. Анатолий (имя изменено. – Прим. ред.) мне ничего не говорил. Мальчик (внук Нины Александровны. – Прим. ред.) был у нас в гостях в первых числах июня. Все было нормально. Взяла ему книжки из библиотеки. Лежим, читаем, звонит мама: «Малыш, собирайся». Я говорю: «Какой же ты малыш? Тебе скоро 12 лет». И начинает с ним по телефону «сю-сю, пу-сю». То есть она выбрала вот такой вариант – родители плохие, ты делай им назло. Про нас она все время говорила, что мы плохие, раз заставляем ребенка что-то делать, а он «хороший зайчик».
Я не удивлена, что Клавдия подала в полицию. Она все время куда-то подает. Клавдия всегда говорила моему сыну: «Я испорчу тебе жизнь!» Да, Анатолий говорил, что ребенок не слушается, часами сидит в телефоне. Я не сомневаюсь, что тот случай (избиение. – Прим. ред.) был связан с воспитанием. Мама целенаправленно приучает ребенка к телефону, к играм на телефоне. Она целенаправленно решила испортить сыну (бывшему мужу. – Прим. ред.) жизнь.
В то, что ребенок избит, мне не верится. Анатолий – добрейшей души человек, он никогда даже мухи не обидит. Всегда все решает миром. Когда Клавдия подала на развод, он ее так долго ждал, думал, что вернется. Всегда говорил, что «она не ведает, что творит».
Нина Александровна, произошедшему есть документальные подтверждения, фотографии, тело ребенка исполосовано...
— Ребенок... У него даже укусы комара вызывают сильную реакцию. Все сосуды у него на поверхности. Чуть что – синяки сразу возникают. Или: комары никого не кусают, а его кусают. Например, в общежитии, где они с матерью жили, второго сына Клавдии клопы не кусали, а Александр (имя изменено. – Прим. ред.) весь был искусан. До крови! У него от этого на коленке до сих пор большой шрам.
В семье отца, да и у меня, Александра воспитывали, чтобы он был трудолюбивый мальчик, честный мальчик. Он таким и рос. Клавдия, его мама, все время врет и обманывает. Фантазерка с детства осталась. Вот недавно подала в суд. Она все время подает в суд и полицию, все время скандалит. Анатолий мне даже не говорит обо всем. Нет, не знаю насчет исполоссованности... Анатолий сказал, что они вместе пол помыли, а потом Александр от него удрал к маме.
Чужая девочка, не ставшая своей
Получается, что вы знаете Клавдию давно?
— Они с моим сыном познакомились в храме. Ее мама водила в воскресную школу при храме. При храме еще действовал и молодежный клуб, вот там они все и познакомились. Там она Анатолия и углядела. Там была и Галя, нынешняя жена Анатолия, они уже тогда симпатизировали друг другу.
Я сразу сказала сыну: «Клава не твоего круга!» Мы однажды в машине ехали в Верхнюю Пышму, Клавдия сидела на переднем сиденье и говорила, что ее пинают по креслу. Мне так хотелось остановить машину и сказать ей: «Клава, выйди из машины, и чтобы я тебя никогда больше не видела!» Но я сказала Анатолию: «Она не твоя ни по культуре, ни по уровню образования, ни по ценностям!» Но он считал: «Мама, она очень хочет замуж. Она изменится, она исправится». Конечно, мать ее выталкивала замуж, потому что до Анатолия она уже общалась с мужчинами. Это я точно знаю.
Клавдия все время занимается своими делами, своей личной жизнью. Она все время очень хотела замуж, устраивала свою жизнь. После развода – мужчины, какие-то там знакомства. Внук все время говорил, что ходили в гости то к одному «дяде», то к другому. Ну понятно, что она хотела устроить свою личную жизнь.
Клавдия всегда действует только в своем интересе. Она движима местью. Я ее спрашиваю: «А меня-то за что, Клава? Я ведь тебя и на роды возила, и с ЕГЭ помогала». Она была беременная, но говорила, что хочет учиться. Она ведь вышла замуж в 18 лет. Клава очень хотела замуж! И ей надо было замуж... Ее мать говорила, что «если она сейчас не выйдет замуж, то пойдет по рукам». И вот тут ей подвернулся Анатолий. Я сыну сразу говорила: «Это девочка не твоего круга». А он мне – «она очень хочет замуж, она изменится». Анатолий никогда о ней плохо не говорил.
Примерный мальчик, отличник, заботливый сын
Ваш сын Анатолий был другим, отличался от жены?
— Анатолий до девятого класса учился в консерваторской школе. Потом перешел в «девятку». Его хорошо знает начальник департамента образования Екатерина Александровна Сибирцева. Если встречаемся, то она всегда останавливается, спрашивает: «Как Анатолий»? Знаете, когда он учился в школе, Сибирцева однажды мне звонит и говорит: «Придите почитать сочинение Анатолия. Мы все на нем отдыхаем». Я пришла в школу и прочитала. Сочинение по Лермонтову, бесподобное. Мне говорят: «Мы все, учителя, приходим и его читаем. И вы почитайте, пока оно не ушло в гороно».
Анатолий закончил школу с высоким баллом, без экзаменов поступил на химфак в университет. Все время был среди победителей различных олимпиад. Бакалавриат и магистратуру закончил с красным дипломом. Анатолию «светила» аспирантура, но он решил поступать в семинарию. Для меня это было неожиданностью. Когда Анатолий поступал, то владыка Викентий, конечно, его заметил – мальчишка с красным дипломом! И в семинарии у него тоже были одни пятерки. Его в академию в Москве хотели отправить, но... у них с Ксенией началось, ребенок появился. Анатолий ей каждый месяц приносил по 10 тысяч. Я говорила: «Ты бери с нее расписки». Нет, он не брал. Однажды сын ко мне за деньгами приехал: «Мама, дай 10 тысяч, сейчас Клавдия приедет». Я дала, он при мне их передавал, я видела.
Нина Александровна, а вы до сих пор работаете в вузе, преподаете?
— Сейчас уже нет. Раньше преподавала. Была научным сотрудником, преподавала на подготовительных курсах... Сейчас работаю в другом месте. Мне очень жаль, мне очень грустно. Мне кажется, что Клавдия не дает ребенку с нами общаться. Я вынуждена была написать в опеку, ведь Клавдия готовит внука к суду. Она все время лжет и врет. Подала на алименты. Хотя ребенок жил у отца, и он не должен был платить алименты. Но Клавдия все время хочет еще с Анатолия денег получить, чтобы купить квартиру, потому что живут в семнадцати метрах. Раз суд не присудил жить ребенку в «малосемейке», то она ищет другие варианты. Клавдия постоянно сочиняет и придумывает, злобно-агрессивная.
Она всегда говорила, что испортит Анатолию жизнь, что опорочит его, что «все узнают, какой он гад». На самом деле Анатолий очень добрый. Он теолог (специалист по религиозному наследию. – Прим. ред.) в Екатеринбурге. Анатолий учился в консерваторской школе. С внуком мы тоже приехали в эту школу, посмотрели, а она такая просторная, такая красивая, музыка звучит! Конкурс был. Его взяли. Он хотел на скрипочке, но на скрипочке сложно: у него кривой мизинчик, от матери достался, у нее такие руки. Я ее просила «Клава, покажи руки», а она прячет, потому что у нее – вот так... Потом на домру перешел.
Путь к вере
Нина Александровна, расскажите, как ваш сын пришел к вере в Бога?
— У Анатолия умер отец, когда ему было 13 лет, младшему брату – 10. Я была в печали. Муж был деканом биологического факультета. Факультет при нем был лучшим в университете. Муж все принимал близко к сердцу. Случился инфаркт. Хотя мужа до сих пор помнят. У Анатолия с детства была предрасположенность к науке, он много читал, в доме была большая библиотека. Все другие ребятишки бегали, а он сидел, читал. Это было его, духовное. Потом мне психолог сказала, что именно в 13 лет дети думают, что жизнь бескрайняя, бесконечная, а Анатолий столкнулся со смертью при его-то характере. Когда отец умер, он обратился к церкви.
Анатолий думал, что Клавдия родит ему много детей, он всегда хотел большую семью. Но Анатолий далек от жизни, хотя всегда был умнейшим человеком. Ему докторскую надо делать. Недавно Анатолий сказал, что одну из его статей по теологии приняли к печати в одном из ваковских журналов. Анатолий преподает настолько сложные науки, что мне даже сложно передать! Сложнейшие науки! Так, он преподавал концепцию современного естествознания в семинарии. Это тоже надо в миссионерской деятельности. Я ему говорю: «Ну а кто же, кроме тебя? Ты закончил химический факультет, естественно, ты будешь такие предметы преподавать». Замещал преподавателей по другим предметам. Читал «Основы христианской церкви», много чего еще... Смотришь – его стол весь в книгах: учебник древнегреческого, учебник древнерусского... Я всегда им восторгалась! Он умница! Они настолько разные с Клавдией!
А потом?
— Анатолий защитил диссертацию в 2021 году. Мы ездили на защиту в Москву, организовывали после защиты банкет. Выходят профессора и говорят: «Он уже сейчас оставил свой след в науке, ему нужно делать докторскую!» Анатолий вернулся в Екатеринбург, спросил у владыки Евгения разрешения на второй брак. Ему разрешили за заслуги перед Церковью, перед Отечеством, хоть у них это обычно и не принято. А Клавдия вот прямо выжидала, чтобы его подловить, чтобы где-то и как-то... Клавдия всегда говорила: «Я испорчу ему жизнь, я испорчу!» Вот такая активная агрессивность.
Супружеская жизнь
Как складывалась их совместная жизнь с Клавдией?
— Сначала-то она такая радостная была, что вышла замуж. Выпьет – садится за руль. Анатолий забирает у нее права: «Клава, нельзя»! Она ему испортила жизнь. У Анатолия правильные установки.
Когда они поженились, то хотели сначала уйти на съемное жилье. Но одна женщина уходила в монастырь и пришла к владыке Викентию, говорит: «Заберите мою квартиру в храм, я отдаю ее в церковь». Маленькая квартирка, маленькая. Клавдия хотела ее потом, после развода, отсудить. Клавдия к моему сыну нашла такой подход: «Я очень одинокая». Анатолий начинал ее жалеть, он из-за этой жалости и женился, говорил: «Сделаю ее счастливой». Когда они познакомились, Клавдии было семнадцать с половиной лет, и она настаивала: «Давай распишемся, давай-давай, скорей-скорей». Анатолий ей говорил: «Пока не распишемся – нельзя никаких отношений, они пошли к владыке Викентию просить (о браке. – Прим. ред.). Я умоляла: «Анатолий, познакомься с ней поближе, раз ты хочешь связать с ней свою жизнь. Она совсем другого круга». Был бы отец, он бы сказал, как есть... Она с мужчинами общалась, она из ранних, да-да-да. Это подтвердилось, это так и есть. Но она прямо матушка была – настоящая попадья, толстая такая.
Знаете, наша семья всегда ревностно относилась к традиционным семейным ценностям, а там все не так... Извините, что говорю о таком, но... Младшая сестра Клавдии состоит в однополых отношениях с девушкой. Ее сестра до этого выходила замуж за мужчину, родила ребенка, сейчас он воспитывается у свекрови. Вот такая семья. Мать Клавдии все время говорила: «Роди ребенка и повесь на мужа».
Нина Александровна, вы говорили, что Клавдия старалась учиться, вот и права получила. Они купили автомобиль на свои средства?
— Машину Клавдия взяла кредит. Ей всегда нравилось водить. Первую машину Клавдия купила еще в браке с Анатолием. За 160 тысяч, поношенную. Машина была на Анатолия записана, конечно. Когда Клавдия убежала, мой сын долго ее ждал, ждал, когда вернется... Ведь свадьба такая была... Не просто расписались – красивое венчание в церкви. Духовник Анатолия постарался.
Общение внутри семьи
Нина Александровна, вы общаетесь с внуком?
— Ребенок постоянно недоступен, телефон у него не работает. Мне очень жаль... В той семье с внуком будет то же, что младшим братом Клавы – Костей. Костя умер в 20 лет от передоза. А ведь там вся семья говорила: «Мы так любим Костю, так любим Костю!» А он, Костя, был такой несчастный, такой одинокий. Отец Клавы рано умер, работал на железной дороге, кажется, был сцепщик вагонов. Клаве тогда было лет пять. У матери Клавы от умершего мужа было трое детей. Потом от второго мужчины она родила двое детей, и Костю – уже от третьего. То есть мужчин в семье нет, а дети есть. Всего у них шесть детей. Вот такая семья.
В течение часовой беседы Нина Александровна не раз повторила, что вся ситуация и следственные действия против отца Анатолия (имя изменено. – Прим. ред.) сложились из-за действий бывшей супруги Клавдии. Однако, по имеющейся у «ФедералПресс» информации, в полиции дьякон не стал отрицать произошедшее и добровольно передал следствию тяжелый ремень с крестом, которым наносил множественные удары ребенку. Сообщается, что мужчина очень сожалеет о произошедшем между ним и сыном, а также о своей несдержанности.
Вопреки информации бабушки, Нины Александровны, после того как ее сын с внуком «помыли пол», ребенок не «удрал к матери». Он оказался в больнице, а затем – в травмпункте. После этого Клавдия забрала ребенка у дьякона в свой дом. Разрешение на смену ребенком места жительства дала опека. Также органы опеки приказали священнику передать все вещи мальчика его матери. Впереди – следственные действия и судебное разбирательство.
«ФедералПресс» направил запрос в Екатеринбургскую епархию, пока ответа не получено.
Мать маленького Александра обратилась за помощью к уполномоченному по правам ребенка в Российской Федерации.
Ранее сообщалось, что экс-супруга обвинила дьякона из Екатеринбурга в истязании сына: «Бил железным крестом». Бывшая матушка рассказала, что творилось в доме священника.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.1, фото предоставлены матерью пострадавшего мальчика
Эксклюзивы «ФедералПресс»