Екатеринбургские автовладельцы все чаще получают иски о возмещении ущерба от ДТП, хотя исправно оплачивают ОСАГО. На использовании лазейки в законодательстве специализируются целые юридические компании. О том, почему таких судебных процессов становится все больше, как устроен бизнес автоюристов и как отбиваться от них в суде, – в материале «ФедералПресс».
«Юристы с Карла Либкхнехта»
Екатеринбурженка Екатерина два года назад попала в небольшое ДТП, которое оформила по европротоколу – без вызова полицейских. Недавно, когда автоледи была на восьмом месяце беременности, она получила повестку в суд.
Как выяснилось, уже через несколько часов после ДТП пострадавший продал права требования к Екатерине другому человеку. В течение 10 дней тот провел независимую экспертизу, на которую екатеринбурженку не позвали. Эксперты подсчитали, что 48 тыс. рублей, которые пострадавший получил по ОСАГО, не хватает для ремонта. При этом разница составила всего 16 тыс. рублей, но еще 12 тыс. с Екатерины потребовали за саму экспертизу, а 35 тыс. – за юридические услуги. В итоге беременная пошла на мировое соглашение, согласившись выплатить около половины общей суммы.
Более того, выяснилось, что юридическая фирма, столь высоко оценившая свои услуги, специализируется на подобных тяжбах. Екатерина предполагает, что представитель страховой фирмы, остававшийся с потерпевшим после ДТП, мог «слить» ей информацию. Сейчас она жалеет, что не стала оформлять происшествие в ГИБДД.
«Когда я звонила юристам, меня сразу спросили – это не фирма с Карла Либкнехта? Я больше чем уверена, что я не одна такая. Некоторые вообще не проверяют почту и не видят уведомлений, суд им начисляет, а они потом удивляются, откуда аресты на счетах», – жалуется автовладелица.
Особенно возмущает будущую мать то, что иск был подан только через два года.
«Если я захочу с ними судиться, мне необходима повторная экспертиза. Но где эта машина сейчас, неизвестно, может, она сгнила уже. Поэтому судиться бесполезно – какая у нас доказательная база?» – объясняет она.
«Обычная практика»
Как объясняет учредитель Фонда помощи пострадавшим в ДТП Максим Едрышов, нынешний порядок взыскания убытков еще в 2017 году утвердил Конституционный суд. Компенсация по ОСАГО рассчитывается по «Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт», которая зачастую не отражает реальную рыночную стоимость запчастей. Разницу между этими показателями и взыскивают с виновника аварии.
«Сейчас это обычная практика, в судах очень много таких дел. Это вызывает недоумение у водителей: по ОСАГО лимит 400 тысяч, но страховая компания выплачивает 150 тыс., а еще 100 тыс. требуют с виновника», – приводит он пример.
Едрышов прогнозирует рост числа таких исков: после введения антироссийских санкций запчасти на иномарки дорожают с каждым днем, а «Единая методика», которая обновляется раз в три месяца, окончательно перестала успевать за повышением их стоимости.
Руководитель «Независимой ассоциации содействия автомобилистам» Василий Белопашенцев отмечает, что проведение экспертизы после ДТП не является злоупотреблением.
«Необходимо исходить из того, насколько сильно пострадал автомобиль. Некомпетентный человек может посчитать повреждения незначительными, тогда как впоследствии на автомобиле обнаружатся скрытые дефекты, которые были не видны или не очевидны на месте происшествия», – объясняет он.
При этом компенсацию пострадавший может требовать в течение трех лет. Эксперты полагают, что при желании расчет ущерба реально оспорить даже через длительный период после ДТП – на основании составленного акта.
Сговора между сотрудниками страховых компаний и автоюристами специалисты не исключают, но окончательных доказательств такого сотрудничества нет.
«Данная информация всегда будет на уровне слухов. Если даже такое имело место быть, никто из заинтересованных сторон никогда не признается», – комментирует Белопашенцев.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»