Президент России Владимир Путин призвал правительство и Центробанк контролировать отток капитала из страны. «ФедералПресс» разбирался, какими методами власть может это сделать и как это скажется на деятельности малых и крупных компаний.
Как деньги утекают из России
«Правительству и Банку России необходимо активнее использовать имеющиеся инструменты, донастраивать их с учетом объективной ситуации. Здесь нужно работать в том числе и над ограничением непродуктивного, спекулятивного спроса в экономике, контролировать отток капитала, мониторить поведение основных участников рынка», – заявил Владимир Путин в ходе заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
По подсчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2022 году совокупный отток средств из страны составил 243 млрд долларов. Для сравнения: в 2014 году он был на уровне 165 млрд долларов.
Аналитики считают важным вкладом в отток капитала изъятие прямых иностранных инвестиций. Средства «переехали» в другие юрисдикции, в том числе через приобретение бывших российских активов, принадлежащих иностранцам. Так утекли около 40 млрд долларов.
Погашение торговых кредитов и выплата авансов вывели из страны еще 66 млрд долларов. В результате операций, которые совершили физлица, из страны ушло 47 млрд долларов. При этом 33 млрд пополнили депозиты в зарубежных банках, а на 14 млрд долларов граждане закупили иностранную валюту. Наконец, 62 млрд долларов было потрачено отечественными банками и нефинансовыми организациями на погашение займов и ссуд.
Эксперты ЦМАКП считают, что отток капитала по этим каналам носит временный характер и будет замедляться, когда люди и бизнес приспособятся к новым экономическим условиям. Это уже происходит, подчеркивают эксперты. Так, с января по июнь этого года из России утекло 27 уже млрд рублей.
После начала СВО власти обязали экспортеров продавать 80% валютной выручки. Вместе с этим они ограничили съем и покупку валюты. К середине 2022 года произошло переукрепление рубля и приток денег за экспорт. Власти отреагировали на такие изменения, отмечают в ЦМАКП, отменой обязательной продажи валютной выручки и необходимости ее репарации.
Аналитики посчитали, что чистый отток капитала из реального сектора в период с 2001 по 2022 год следует рассматривать в качестве постоянного и трендового процесса.
Как затормозить вывод денег из России
Краткосрочным способом борьбы с оттоком капитала может стать усиление мер капитального контроля. Аналитики ЦМАКП полагают, что нужно создать условия для бизнеса, инвестирующего внутри страны.
Предложено депонировать 10–15 % средств российских компаний на специальном инвестиционном счете госкорпорации ВЭБ.РФ. Речь идет о деньгах, которые хотят разместить в финансовых активах за границей, или средствах, направленных в качестве нерепатриируемой экспортной выручки.
«Компания – держатель счета имеет право дать поручение ВЭБ.РФ разместить задепонированные средства в проектные облигации проектных компаний, осуществляющих закупку не имеющего российских аналогов импортного оборудования для реализации инвестиционных проектов в России. При репатриации компанией – держателем экспортной выручки либо ранее размещенных в зарубежные финансовые активы средств задепонированные средства вместе с причитающимися доходом возвращаются ей», – говорится в исследовании ЦМАКП.
Долгосрочный способ – институциональные изменения. Аналитики полагают, что они должны влиять на долгосрочную мотивацию бизнесменов и участников финансовых рынков, кроме того, бизнесу и власти нужно формировать представления о точках роста.
Валютные ограничения – эффективный механизм против оттока
Самым эффективным механизмом по уменьшению оттока капитала были валютные ограничения Центрального банка. Они были опробованы в прошлом году, напомнил в беседе с «ФедералПресс» кандидат экономических наук, финансовый эксперт Владимир Григорьев.
«Он устанавливал ограничения на переводы за пределы России и требования к экспортерам по срокам обязательной продажи валютной выручки. Это самые эффективные ограничения, в них нет ничего специфически российского. Их использовал не только наш ЦБ, но и другие банки мира», – заметил эксперт.
Более мягким вариантом экономист назвал рекомендации прежде всего крупному бизнесу, которые будут увязаны с доступом к льготным программам. «Вы не выполняете рекомендации, капитал уходит из России, значит, вы не получите государственные субсидии на те или иные программы, не получите кредит по льготной ставке», – добавил Григорьев.
Говоря о том, кто пострадает из-за повышенного контроля по оттоку валюты, эксперт заметил, что нужно смотреть на ориентацию бизнеса. «Если владелец бизнеса с учетом всех рисков, как внутри России, считает, что там ему лучше, чем здесь (вы знаете, что такие люди есть, они капиталы как раз и увозят), вот такому человеку будет плохо», – полагает эксперт.
По его словам, у компаний, ориентированных на работу в России, может возникать неудобство: если экспортеров обяжут продавать выручку в определенный валютный интервал, они потеряют свободу маневра.
«Они обязаны будут до определенной даты продать эту валютную выручку, но если временной интервал будет ограничен, то они будут продавать ее по тому курсу, который есть. Подождать и продать дороже они не смогут», – сказал финансист.
Фото Сасуна Бугдаряна на Unsplash, ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
Эксклюзивы «ФедералПресс»