В Свердловской области началась реализация уникального проекта – «Сухой порт». В случае успеха это сулит региону триллионные инвестиции и ключевую роль в российской торговой инфраструктуре. В чем суть проекта – в материале «ФедералПресс».
Структура международной торговли
Несмотря на известные внешнеполитические обстоятельства, товарооборот Свердловской области с иностранными партнерами за первое полугодие 2023 года, по оценке Уральского таможенного управления, вырос на 8 % по сравнению с первой половиной 2022 года. Это при том, что регион потерял 5 партнеров из 140. Кроме того, за 12 месяцев торговлю со Средним Уралом сократили Германия, Чехия, Италия, Польша, Австрия, Великобритания, Япония, Греция, Таиланд и Украина.
Однако потери с лихвой компенсировал растущий товарооборот с Турцией, Узбекистаном, Казахстаном, Францией, США, Южной Кореей, Западной Сахарой, Индонезией, Нидерландами и Марокко.
При этом уральцы экспортируют больше, чем завозят в регион. Примечательно, что треть импорта идет из Китая. Также товары активно завозятся из Казахстана, Белоруссии, Франции, США, Турции, Южной Кореи, Италии, Германии, Киргизии.
Что такое «сухой порт»
Растущие поставки с Дальнего Востока – Китая, Индии, Пакистана – заставляют российский бизнес пересматривать логистические цепочки. Как выяснилось, существующая инфраструктура не очень приспособлена для транспортировки товаров c Дальнего Востока и Средней Азии в европейскую часть России. Страна нуждается в неких промежуточных логистических базах, разгружающих основные транспортные магистрали. И в силу своего географического положения Свердловская область и, в частности, Екатеринбург, являются идеальным местом для размещения такого объекта.
Нужно сказать, что идею нельзя назвать новой. В первоначальном значении «сухой порт» – это многофункциональный логистический центр с развитой инфраструктурой, который канализирует грузооборот между морскими портами и конечными получателями.
Самый первый сухой порт в России был открыт в 2011 году в деревне Янино Ленинградской области для обслуживания грузового порта Санкт-Петербурга. Кроме него, в России существуют: мультимодальный логистический комплекс «Универсальный порт Ростов», терминальный логистический центр «Балтийский» под Санкт-Петербургом, ТЛЦ «Клещиха» в Новосибирске, ТЛЦ в Нижнем Новгороде, Московской области, Татарстане, Приморье, Краснодарском крае. Крупнейший сухой порт в России планируется построить в Артеме Приморского края, его запуск запланирован в сентябре 2024 года.
Особенность уральского проекта
«Фишкой» свердловского «Сухого порта» может стать то, что он не привязан к морским портам. В Екатеринбурге перекрещиваются железнодорожные пути и воздушные маршруты.
«Без наших транспортных, без наших логистических услуг на большей части России торговля с Китаем невозможна. Мы принимаем сорок полных самолетов из Китая в день. «Сухой порт» – автомобильные перевозки, железнодорожные пути. Все поставки разгружаются здесь и идут дальше. Это и есть инфраструктура сухого порта», – пояснил губернатор Евгений Куйвашев.
Через Свердловскую область проходят два основных транспортных коридора федерального и регионального значения: широтный и меридиональный. «Сухой порт» должен стать точкой пересечения Северного широтного хода и Транссибирской магистрали для выхода к Каспийскому морю и Северному морскому пути. Формирование такого меридионального транспортного коридора создаст двусторонний транзит грузов с Индией, Ираном, Пакистаном и другими странами.
Проект одобрен федеральными властями. Первым этапом его реализации стало строительство под Екатеринбургом транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский», который уже 1 ноября 2022 года принял первый контейнерный поезд.
«Это вопрос не завтра и не послезавтра. Мы свою часть делаем – строим ТЛЦ. Если будет возможность, подключим поставки не только из-за границы, но и из других регионов. Сегодня в существующих соглашениях и намерениях это полтора триллиона рублей инвестиций в год», – оценил масштабы проекта глава региона.
Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг» станет основной альтернативой Южному морскому пути, который сейчас является основным маршрутом для перевозки грузов в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, минуя Суэцкий канал, в Индию. В условиях санкций проблема стала еще острее. Импорт контейнеров в порты Балтийского бассейна упал более чем вполовину. Транспортировка грузов через юго-западные регионы России осложняется закрытием аэропортов.
«Мы должны в полной мере использовать свои конкурентные преимущества, в том числе выгодное географическое положение, чтобы стать крупнейшим логистическим хабом в самом центре нашей страны», – заявил Евгений Куйвашев в ежегодном послании депутатам свердловского заксобрания.
Как будет выглядеть «Сухой порт»
Пока инфраструктура будущего логистического центра не обрела законченных очертаний. Первым объектом, легшим в основу транспортной схемы, стал ТЛЦ «Уральский» поблизости от озера Шарташ. Ожидается, что на полную мощность (обработка до 17 млн тонн грузов за 12 месяцев) он выйдет к 2035 году.
К 2027 году к югу от городской черты в районе ж/д станции «Седельниково» построят еще один крупный ТЛЦ, носящий имя уральской столицы. Он сможет обрабатывать до 10 млн тонн грузов, выход на максимальную мощность запланирован к 2035 году.
Уже через два года Свердловская железная дорога построит крупный терминал в районе станция «Гипсовая» в Екатеринбурге. Она сможет обрабатывать около 3 млн тонн грузов ежегодно.
Наконец, в 2025 году на площадке ОЭЗ «Титановая долина» в Сысертском районе «Сима-ленд» построит распределительный центр и автоматизированный производственно-складской комплекс.
Между комплексами проляжет сеть автодорог и железнодорожных путей. Ожидается, что в зону притяжения «Сухого порта» попадут все регионы УрФО. Помимо контейнерных перевозок, «Сухой порт» сможет канализировать перевозки сжиженного природного газа, угля и зерна. Россия является одним из ведущих поставщиков этих товаров в мире. В настоящее время трафик вышеупомянутых грузов переориентирован главным образом на восток.
Значение
По словам директора Института европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, переориентация российской экономики на восток, в первую очередь, на торговлю с Китаем, давно стала мейнстримом.
«Совершенно понятно, что это долгосрочная тенденция, и совершенно логично, что какие-то попытки встроиться в нее предпринимаются. Действительно, Екатеринбург обладает определенными преимуществами. Мы находимся на Транссибе, город является столицей УрФО. Здесь находится Генконсульство КНР, а для китайского бизнеса политическая составляющая очень важна», – отметил Андрей Русаков.
По его словам, две трети российских производительных сил находятся в западной части страны и долгое время были ориентированы на европейский рынок. В настоящее время транспортное плечо удлинилось в восемь раз, и Урал как раз может стать удобной перевалочной базой на восточном маршруте.
«Но я уверен, что будут прокладываться новые транспортные пути, например Транскаспийский коридор Китай – Киргизия – Узбекистан. Кроме того, за статус главного перевалочного хаба нам предстоит конкурировать с другими городами России. Задуматься о создании такого логистического узла самое время», – отметил аналитик.
Другое дело, добавил он, что для «Сухого порта» важна загрузка. Успех зависит от той номенклатуры, которую Россия сможет предложить китайским соседям, а также вывести на рыки Индии и Индонезии. «Мы должны находить то, что Китай не может или не хочет произвести сам. А таких товаров довольно мало», – констатировал Андрей Русаков.
Вместе с тем в структуре массового товарооборота Екатеринбург в самом деле выглядит идеальной перевалочной базой, которая позволит значительно уменьшать транспортные расходы.
Реализация масштабного проекта не выглядит фантастической, отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«В принципе реализовать проект сухого порта в Свердловской области вполне возможно, поскольку она находится на пересечении ключевых транспортных артерий, соединяющих Россию с Европой и Азией. Главное – наличие для него свободных площадей для создания складской инфраструктуры и подъездных путей, как автомобильных, так и железнодорожных», – сказал Леонид Хазанов.
По его мнению, реализация проекта принесет Свердловской области не просто увеличение потоков грузов, но и создание новых предприятий по их переработке и увеличение числа рабочих мест в строительной, логистическо-транспортной и в производственной сферах, а также дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет.
Первый проректор УрГЭУ Максим Марамыгин возлагает большие надежды на развитие Северного морского пути: в этом случае Екатеринбург удачно впишется в коридор от морского порта Салехарда на юг – в Казахстан и дальше в Среднюю Азию.
«Екатеринбург неплохо расположен с точки зрения «логистического креста»: с одной стороны, это Транссиб – одна из веток Великого шелкового пути, с другой стороны, ветка Север–Юг. Всем известно, что Северный морской путь сейчас активно развивается. Любая трасса хороша, когда вдоль нее расположены заправки и кафе. Также и морская трасса нуждается в мощных портах, один из которых – Салехард», – пояснил Максим Марамыгин.
Екатеринбург, в свою очередь, способен выступить хабом на пересечении путей, значительно сокращающим транспортные издержки. Такой хаб в обязательном порядке предполагает наличие развитой складской инфраструктуры, таможни, инспекционных и измерительных процедур. Выстраивание такой инфраструктуры означает большое количество рабочих мест, поступление налогов и т.д., что придаст ощутимый импульс экономическому развитию региона, отметил Максим Марамигыин.
В то же время на роль главного хаба могут претендовать и другие города, расположенные в центре страны.
«Челябинск, Нижний Новгород, Казань, Самара и Новосибирск тоже хотят откусить кусок от этого пирога. Многое будет зависеть от административного веса губернатора, насколько он сможет продавить первенство Екатеринбурга», – подытожил эксперт.
Ранее сообщалось, как Средний Урал встраивается в новые торговые маршруты.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Сычева, Полина Зиновьева, Екатерина Лазарева, Мария Гридина