Молдавия категорически не хочет платить по долгам за уже потребленный российский газ. Не найдя денег для его оплаты, в Кишиневе предпочли откреститься от долговых вопросов, сославшись на результаты некоего аудита, проведенного, вопреки договоренностям, без согласования с «Газпромом» и «Молдовагазом». «Газпром», несогласный с молдавской стороной, заявил, что будет отстаивать свои права всеми возможными способами. Поддержит ли его в долговом споре международный арбитраж – «ФедералПресс» изучил историю вопроса.
«А Баба-Яга против!»
Похоже, что президент Молдавии Майя Санду, заявившая о несуществующем долге за поставленный газ перед «Газпромом» в сумме 800 млн долларов и попытке российской стороны их «быстро обмануть», запуталась в долговом вопросе. Когда в октябре 2021 года «Газпром» согласился продлить еще на пять лет контракт на поставку газа в эту страну, ключевым условием было погашение долга с учетом его просрочки на общую сумму 709 млн долларов. По результатам аудита, проведенного Счетной палатой Молдавии, республика задолжала российской газовой компании 590,8 млн. Так или иначе, не до конца разобравшись с суммами и сочтя озвученный ею самой же долг «ужасно большими деньгами», Санду вовсе отказалась его оплачивать – вероятно, рассчитывая при этом на безоговорочную поддержку или даже поощрение в данном вопросе со стороны антироссийского Запада.
Чтобы понять, какова все же задолженность Молдавии за российский газ, Кишинев обязался провести ее аудит, представив результаты до 1 мая 2022 года. Для погашения в течение пяти лет «Газпром» и «Молдовгаз» собирались подписать соглашение об урегулировании долга. В январе 2022-го Агентство государственной собственности (АГС) признало несостоявшимся тендер по выбору аудитора, а в августе того же года привлекло для этой цели компании Wikborg Rein Advokatfirma AS (Норвегия) и Forensic Risk Alliance & Co (Великобритания), подписав с ними прямые договоры и обещав заплатить за услугу 800 тыс. евро. Впрочем, деньги эти компаниям своевременно не были выплачены, и потому к концу января 2023 года аудит так и не завершился. На сегодняшний день сумма эта выросла до 1,15 млн евро. Но, как комментировал министр энергетики Молдовы Виктор Парликов, эти средства себя вполне оправдали. Нынешнее заявление Санду об отсутствии всякой задолженности Молдавии перед «Газпромом» было сделано как раз накануне вынесения вердикта со стороны аудиторов.
«Газпром» со своей стороны уже заявил о нарушении договоренности между ним и правительством Молдовы относительно проведения аудита.
«Аудитор и условия тендера на закупку его услуг были в одностороннем порядке определены молдавской стороной без согласования с «Газпромом» и «Молдовагазом». Выводы аудитора не могут каким-либо образом влиять на размер и обоснованность указанной задолженности, тем более что она подтверждается в регулярно подписываемых «Газпромом» и «Молдовагазом» документах и соответствующих решениях международного арбитража. «Газпром» категорически не согласен с утверждениями молдавской стороны и намерен и далее отстаивать свои права всеми возможными способами», – говорится в заявлении концерна.
Румыны помогут?
Российский газ Молдавии очень нужен. По состоянию на 2023 год на него приходился основной, если не весь, объем покупки. Так, с декабря 2022 года «Молдовагаз» собирался ежемесячно закупать 5,7 млн кубометров газа у «Газпрома» по действующему контракту для «Тираспольтрансгаза» и обеспечения потребительского спроса на обоих берегах Днестра, а еще 3,5 млн кубометров – у госкомпании «Энергоком» для потребителей правого берега Днестра. Источник поставок газа самому «Энергокому» при этом не назывался, а эксперты предполагали, что это мог быть предварительно закупленный газ у «Газпрома», хранящийся в Румынии и на Украине – об этом свидетельствовали и обещания Бухареста обеспечить соответствующие поставки.
Весной этого года СМИ сообщили о введении в Молдавии режима ЧП из-за энергокризиса, разразившегося еще с прошлого года из-за дефицита газа и значительного подорожания энергоресурсов. Это при том, что во второй половине 2022-го стоимость российского газа для Молдавии снижалась: с 1883 долларов в сентябре до 1031 долларов в октябре и приблизительно 700 долларов за 1 тыс. кубометров в ноябре. Чтобы справиться с ситуацией, Кишинев запросил помощи в размере 450 млн евро у Евросоюза.
Руководство Молдавии рассчитывает не только на денежную, но и топливную поддержку со стороны Запада, который и сам из-за дефицита нефти и газа вынужден сокращать собственное энергопотребление.
Арбитраж в помощь
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, к которому «ФедералПресс» обратился за комментарием, по позиции Кишинева откровенно недоумевает.
«История поразительная по своей наглости и напору со стороны Молдавии», – сказал он, предположив, что сам по себе аудит без согласования с наблюдательным советом «Молдовагаза» представляет собой элемент торга в отношении сложившейся задолженности. – «После начала СВО они явно подумали, что воровать у России не грех, это не осуждается, все, что вредит России, можно делать. И поэтому пусть аудит будет попыткой не снизить размер долга, а вообще его отменить».
По словам Игоря Юшкова, в данном случае поражает еще и тот факт, что результаты так называемого аудита, проведенного некими юридическими и консалтинговыми (не аудиторскими!) компаниями ставятся выше оценки долга, проведенной государственным органом – Счетной палатой.
«Они (Счетная палата – ред.) сами показали, в какие даты, как и почему образовался этот долг. То есть государственный орган Молдавии признал, что долг есть. И тут получается, что какие-то непонятные коммерческие юридические компании стоят выше, чем отчет Счетной палаты? Они просто хотят отказаться от исполнения этого долга, а вовсе не установить истину», – предположил эксперт, назвав аудит «филькиной грамотой».
Игорь Юшков сказал, что контракт с «Газпромом» предполагал распределение объемов поставок газа между Приднестровьем и собственно Молдавией, а также учитывал переоценку активов, в разные годы полученных «Газпромом» от Молдавии в счет погашения задолженности. При этом он выразил опасение по поводу того, что в сложившейся ситуации Кишинев может задним числом переоценить стоимость этих активов в свою пользу, заявив в результате, что таким образом давно рассчитался перед российской компанией.
Решением спора, по его мнению, может стать обращение в международный арбитраж, с одной стороны, и/или занятие «Газпромом» более радикальной позиции, предполагающей приостановку поставок газа по нынешнему контракту и зачет текущих оплат в качестве погашения накопленного долга, с другой стороны.
Отвечая на вопрос о том, может ли российская сторона в данной ситуации рассчитывать на международные суды, как правило, располагающиеся в недружественных странах, Игорь Юшков отметил, что неправильно было бы не полагаться на их справедливость.
«Международные арбитражи адекватные решения все же принимают», – сказал он, добавив при этом, что здесь нужно отталкиваться от условий, прописанных в действующем газовом контракте.
Эксперт напомнил о прошлогоднем газовом споре между «Газпром экспортом» и финской компанией Gasum, которая отказалась оплачивать поставки российского газа в рублях, а арбитражный суд в Стокгольме, признавший указ президента РФ Владимира Путина о переводе оплаты за газ в рубли «обстоятельством форс-мажора по контракту», обязал ее это сделать, выплатив российской компании долг в суме более 300 млн долларов и проценты.
«Я думаю, что даже в случае арбитража, пусть даже он будет в Москве, по этим просроченным долгам у них («Газпрома») нет шансов. Одна из причин, по которой мы согласились выплатить определенную сумму и закрыть этот вопрос мирным путем, заключается в том, что мы будем рассмотреть эти дела в арбитражном суде Москвы, как того предусматривает контракт», – заявил глава Минэнерго Молдавии Парликов в эфире телеканала Jurnal TV.
Как будут разворачиваться события, покажет время. Пока все указывает на то, что развязка у этой «долговой» истории наступит не скоро.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева