Президент США Джо Байден заявил, что американские танки «Абрамс» прибудут на Украину на следующей неделе. В России тем временем Центробанк будет решать, следует поднимать ключевую ставку или нет. Также правительство и Госдума продолжат брать под контроль ситуацию с ценами на горюче-смазочные материалы. Подробности – в рубрике «ФедералПресс» «Смыслы недели».
Когда у Украины будут «Абрамсы»
Президент США Джо Байден пообещал Украине танки «Абрамс» на следующий неделе. «Я одобрил новый транш военной помощи США Украине, в который войдут артиллерия, боеприпасы, средства противотанковой борьбы. На следующей неделе первые американские танки «Абрамс» будут доставлены на Украину», – заявил Байден во время переговоров с украинской делегацией.
«Абрамс» – главный танк в США, который стоит на вооружении у армии и морской пехоты, а также поставляется в несколько стран мира, включая Польшу, Австралию, Марокко и Египет.
Повлияет ли появление новых западных машин для убийства на ход спецоперации, в Белом доме не знают. Теперь, после провалившегося контрнаступления ВСУ, с победоносными прогнозами в коридорах американской власти аккуратны.
Однако в российском парламенте уверены: украинцам новые танки не помогут, ведь они ничуть не лучше отечественных боевых машин. С таким мнением в беседе с «ФедералПресс» выступил депутат Госдумы, член комитета по обороне Виктор Соболев.
«Я вам скажу просто и ясно: наши танки Т-90 и Т-80БВМ по своим боевым возможностям и тактико-техническим характеристикам лучше «Абрамсов». Поэтому я убежден, что никакого влияния на ход специальной военной операции появление этих западных машин у украинцев не окажет. Мы будем противодействовать этим американским танкам нашими танками и противотанковыми средствами, такими как ПТРК «Хризантема». Как немецкие «Леопарды» горели, так и «Абрамсы» будут гореть», – рассуждает парламентарий.
Поднимет ли ключевую ставку ЦБ РФ?
На следующей неделе, по прогнозу ряда экспертов, Центробанк России приступит к ревизии ключевой ставки. 15 сентября ее повысили до 13 % в связи с высоким инфляционным давлением в российской экономике.
«Реализовались существенные проинфляционные риски: рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля в летние месяцы. В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4 % в 2024 году», – говорилось в пресс-релизе Центробанка РФ.
Будет ли принято решение о снижении или повышении ключевой ставки в последнюю неделю сентября? На этот вопрос в беседе с «ФедералПресс» ответил промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
«На мой взгляд, Центральный банк оставит ключевую ставку неизменной: он недавно ее повышал и, вполне вероятно, пока будет мониторить ситуацию в экономике, чтобы оценить последствия. Из их числа пока очевиден лишь рост процентных ставок по кредитам государственных и коммерческих банков. Соответственно, регулятор может и не повышать ключевую ставку, чтобы не создавать ненужных перекосов в экономике», – сообщил Хазанов.
Как будут контролировать цены на ГСМ?
После возникновения на российском рынке кризиса, связанного с ростом цен на ГСМ, правительство РФ приняло решение о запрете на экспорт бензина и дизельного топлива. Как считают чиновники, уже в ближайшие дни ценники на заправках поползут вниз.
Кроме того, кабинет министров прорабатывает меры по дальнейшему регулированию рынка. В числе возможных мер – изменение пошлин и налогов. К решению вопроса подключилась и Государственная дума: депутаты будут ежедневно мониторить цены на топливо.
Однако ожидать существенного снижения цен в свете принимаемых мер не приходится, полагает главный экономист Института фондового рынка и управления (ИФРУ) Михаил Беляев.
«Цены на рынке диктуют те несколько крупных компаний, которые оперируют на этом рынке. Цена устанавливается не в результате уравновешивания спроса и предложения, а в результате диктата этих компаний. Цены, конечно, могут понизиться, но не более чем на какие-то единицы процентов. Ожидать какого-то радикального падения этих самых цен мы совершенно не должны, зная этот механизм ценообразования», – поясняет экономист.
Дело в том, что топливо является очень удобным товаром для повышения цен на него, продолжил Беляев.
«Если у вас сельскохозяйственная техника работает на дизельном топливе – значит только на дизельном топливе. Если ваш автомобиль едет на бензине АИ-95, значит никакой другой туда не зальете. И если ваша машина потребляет 10 литров бензина на 100 километров, то за 8 литров вы не проедете сто километров. Даже с продовольствием проще», – указал эксперт.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»