Телефон – главный враг современного человека. Зависимость от гаджета не только вынуждает тратить время впустую, но и подчас лишает материальных благ. Представители криминального мира с успехом этим пользуются. Кто они, где прячутся и как умудряются обманывать сотни человек в удаленном режиме, узнал «ФедералПресс».
Откуда берутся телефонные аферисты
Виртуальное мошенничество и впрямь набирает обороты по всей стране. В столичных регионах – Москве и Санкт-Петербурге – по данным полиции, обнаруживаются целые колл-центры: команды по 20–30 человек снимают офисы и ходят туда, как на работу, чтобы обманывать людей. У них есть методички, образовательные курсы и наставники, помогающие преуспеть в гнусном бизнесе.
В этих подпольных организациях взращиваются специалисты, которые не просто умеют разводить собеседников: они осваивают психологические трюки, помогающие профессионально входить в доверие к россиянам. Аферисты убеждают совершать безумные вещи и добровольно расставаться не только с заемными миллионами, но и со здравым смыслом. Жертвами опытных мошенников становятся и земляки, и жители остальных субъектов России, в том числе Иркутской области.
К слову, именно в Приангарье обманщикам недавно удалось по телефону убедить местную жительницу совершить террористический акт в Ангарске – поджечь местный военкомат. Преступный план не удалось реализовать благодаря правоохранителям, которые вовремя вмешались в ситуацию и предотвратили преступление. Жертва же обмана ни о чем не догадывалась и полагала, что участвует в спецоперации по поимке опасного преступника и является героиней спектакля МВД. На самом деле она была марионеткой в театре виртуальных преступников, которым почти удалось совершить злодеяние ее руками.
Подобные происшествия периодически случаются, но все-таки реализуются гораздо реже, чем сценарии, связанные с материальным разводом. Основная цель большинства телефонных аферистов – это все-таки деньги и многомиллионные прибыли, которые, к сожалению, им пока удается получать.
По данным заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений против собственности Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области Антона Десненко, за этот год в Приангарье официально было зафиксировано около 6 тысяч виртуальных преступлений. Этот показатель в сравнении с 2022-м вырос на 30 %. Аферисты смогли отобрать у жителей баснословную сумму – свыше 1 млрд рублей.
При этом возвращать средства тоже получается: за 2023 год в регионе люди получили обратно 18 млн рублей, в прошлом – только 8 миллионов. В сравнении с ущербом это, конечно, капля в океане, однако правоохранители не стоят на месте и совершенствуют подходы к поимке кибербандитов.
Как мошенников ловит полиция
В Иркутской области за минувшие годы вопреки стереотипам были пойманы десятки телефонных аферистов, которые орудуют не только в организованных колл-центрах, но и по одиночке, выбирая в качестве локаций любые населенные пункты страны. Пока раскрываемость таких преступлений конкретно в Приангарье составляет 8 %, но постепенно показатели растут.
Методы поимки виртуальных аферистов полиция, конечно, скрывает, чтобы не дать фору криминальным элементам, при этом кое-какие детали данного процесса известны. Например, на территории Иркутской области создан отдел по борьбе с киберпреступностью, а в каждом филиале региона есть сотрудники, отвечающие за подобную деятельность. Также правоохранители сотрудничают с коллегами из других субъектов, обмениваются с ними данными, имеют общую виртуальную базу и отправляются в командировки для более тесного взаимодействия.
Раскрываемость тормозит и ряд конкретных процессов – отсутствие электронного документооборота в некоторых организациях, с которыми ведется сотрудничество. Например, у ряда банков и администраций сайтов, являющихся частью дел о киберпреступлениях: с ними приходится вести переписку по почте. Кроме того, играют роль и большие расстояния, которые нужно преодолевать: как правило, аферисты обманывают людей из других субъектов, чтобы дольше оставаться в тени.
Также мошенники активно применяют современные технологии – звонят с номеров, которые по факту не существуют или которые зарегистрированы в других государствах, а также с виртуальных сим-карт – их владельцев не всегда получается идентифицировать.
Чтобы сократить число жертв аферистов, проводятся профилактические мероприятия, например информирование: людям раскрывают детали преступных схем.
Какие схемы чаще всего применяются в Иркутской области
По данным региональной полиции, у представителей криминального мира есть ряд проверенных моделей, с помощью которых удается из раза в раз обманывать людей. Они применяются не единожды и постоянно усложняются, чтобы оставаться максимально правдоподобными.
Очень часто в Приангарье люди становятся жертвами развода при покупке и продаже вещей на различных интернет-площадках. Как правило, жители находят предложения с ценами, которые значительно ниже по рынку, переводят полную оплату или предоплату на карту, однако нужный товар не получают. Аферисты тем временем теряются вместе с деньгами.
Нередко бандиты представляются сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, службы безопасности банка и убеждают оформить кредиты и перевести деньги на левые счета, например для поимки преступника, спасения сбережений. Иногда аферисты доходят до абсурда – предлагают спасти собеседника от мошенников и нередко доказывают якобы честность намерений.
Также они используют индивидуальный подход – более молодым людям советуют заработок на инвестициях, играя на желании многих быстро обогатиться. Пожилым людям, пользуясь их сердобольностью, предлагают за деньги спасти родственников, попавших в беду.
Чтобы убедить собеседника в своей правоте, они делают схемы максимально сложными: используют специально созданные для обмана программы, сообщают личные данные человека, предоставляют поддельные документы, имитируют голоса и используют ряд других трюков, превращая рядовой обман в шоу со спецэффектами.
Каковы портреты кибермошенника и кибержертвы
Как пояснил Антон Десненко, современные мошенники – это не многократно судимые закоренелые преступники. Это обычные среднестатистические граждане – мужчины и женщины, как правило, в возрасте от 20 до 40 лет, которые разбираются в гаджетах, приложениях и знают принципы работы интернет-площадок.
Что касается жертв, то на уловку аферистов в Приангарье попадались люди от 19 до 90 лет, но чаще в зоне риска оказывается категория жителей от 25 до 60 лет. Жертвами аферистов становятся представители разных профессий – воспитатели детских садов, директора школ, работники РЖД, МЧС, предприниматели и даже сотрудники прокуратуры и полиции.
Это значит, что по факту любой человек может оказаться обманутым, так же как и стать киберпреступником и внезапно перейти на темную сторону, желая легких денег.
Как уберечься
Спастись от аферистов все-таки можно. Как рассказал Антон Десненко, задача любых виртуальных преступников – создать стрессовую ситуацию, не дать человеку времени подумать. Потому не стоит никуда спешить: нужно любое решение откладывать на сутки, обсуждать с друзьями и родственниками.
Лучше игнорировать входящие из других регионов звонки. Нужно также учитывать, что сотрудники правоохранительных органов и банков не звонят людям первые, потому если с вами связываются их работники и просят денег, можно без зазрения совести бросать трубку и добавлять номер в бан.
Если же совесть все-таки не дает покоя, стоит положить трубку, позвонить самостоятельно в полицию либо банк по номерам, указанным на официальных сайтах, и перепроверить данные.
По информации заместителя начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Иркутской области Александра Сверлова, мошенники готовы выдумать любую историю, чтобы войти в доверие к жертве: иногда они представляются военным из Америки, капитаном корабля из Африки, медиком из Израиля (были такие случаи) и начинают любовную переписку ради денег. Чтобы не стать жертвой изобретательных злодеев, нужно дать себе следующую установку – любой звонок, любая переписка в мессенджерах, на сайтах может привести к мошенническим действиям. Нужно всегда быть готовыми к этому.
Также рекомендуем вам почитать интервью «ФедералПресс» с иркутским оперативником, который лично ловит виртуальных преступников.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
Эксклюзивы «ФедералПресс»