Этот народ является самым многочисленным представителем финно-угров в нашей стране. Его предки то соперничали с русскими князьями, то вступали с ними в союз. И даже поучаствовали в нашествии Батыя на Европу. «ФедералПресс» рассказывают о мордовском народе, его удивительных обычаях, культуре и блюдах.
Эрзя и мокша: сколько и где проживают
Отметим, что представители этого народа называют себя эрзя (встречаются еще такие наименования, как терюхане или шокша) и мокша (каратаи). По словам ученых, это две близкие по культуре и языку, но обладающие отдельным этническим самосознанием группы. Название же мордва является экзонимом, то есть взято из русского языка.
Во время последней всероссийской переписи, мордвой (в том числе эрзей и мокшей) себя указали 484 450 человек. За 11 лет (с переписи 2010 года) численность этого народа в нашей стране сократилась на 259,7 тысячи человек.
Помимо Мордовии, его представители проживают в других регионах страны, преимущественно в Среднем Приволжье (Татарстан, Чувашия, Башкирия, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Самарская и Оренбургская области).
Как отмечает казанский ученый Айрат Ситдиков, в научной среде считается признанным существование единого мордовского праязыка. С середины первого тысячелетия нашей эры он начал распадаться на язык мокши и эрзи. Сейчас они относятся к финно-волжской группе уральской языковой семьи.
«Отмечается значительное отличие мокши и эрзи в быту, духовной культуре. Прослеживается также близость мокши к марийцам, а эрзя – к прибалтийским финнам», – писал Ситдиков в одном из своих трудов.
С точки зрения антропологов, в формировании мордвы-эрзи принимал участие преимущественно светлый широколицый европеоидный тип, а мокши – темный узколицый европеоидный тип.
Как указывают лингвисты, в языке эрзя преобладают заимствования из русского языка, а в мокше – из тюркских (татарских и чувашских). Отметим, что оба языка имеют статус самостоятельных литературных языков. Наряду с русским они являются государственными в Мордовии и изучаются во всех школах республики. Лексика в мокшанском и эрзянском языках совпадает на 80–90 %, но имеются и заметные различия.
Добавим, что первый букварь на языке эрзя вышел в свет в 1922 году, а мокши – в 1923-м.
Войны с русскими князьями и участие в походе Батыя на Европу
Мордовский этнос происходит от древнейшего финно-угорского населения Среднего Поволжья. Кстати, слово mordens применительно к этому народу в своих работах использовал римский историк Иордан, живший в VI веке. Как уже писали выше, в это же время, по мнению многих исследователей, и начался процесс разделения на эрзи и мокши. В описании региона, который в X веке составил византийский император Константин Багрянородный, встречается название страны «Мордия». В это время древнемордовские племена начинают теснить славяне.
«Не позже XI–XII веков мордовские племена оказываются в сфере влияния двух крупных государств Восточной Европы того времени: Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Болгарии. Имеются сведения о двух княжеских образованиях у мордвы: «Пургас» (реки Теша и Пьяна) и «Пуреш» (Мокша), находившиеся каждый соответственно в зависимости от болгар и Руси», – пишет Айрат Ситдиков.
В первой половине XIII века князь Пуреш был союзником владимирского князя Юрия Всеволодовича, который, в частности, известен как основатель Нижнего Новгорода (1221 год). А вот эрзянский князь Пургас, напротив, опирался на булгар и конфликтовал с русскими князьями, что приводило к постоянным столкновениям.
После нашествия татаро-монгол мордвины, как и многие другие народы, попали под их власть. Пуреш и его войско вынужденно участвовали в походе Батыя в Центральную Европу, который начался в 1240 году. Считается, что монголы перебили Пуреша и его воинов после того, как они под предлогом усталости отказались сражаться в битве при Лигнице с польско-немецким войском, которым командовал Генрих Благочестивый. Реальной же причиной отказа воевать историки называют переговоры Пуреша с Генрихом о переходе на его сторону.
В конце XV века значительная часть мордвин, которая до этого находилась в зависимости от Казанского ханства, вошла в состав Великого княжества Московского. Это способствовало в дальнейшем христианизации эрзян и мокшан.
Новая веха в истории этого народа началась во времена СССР: в 1928 году создали Мордовский округ, который через пару лет был преобразован в автономную область.
В 1934 году появилась Мордовская АССР, в декабре 1990 года она стала Мордовской ССР. Сейчас это Республика Мордовия.
Женихи младше невест
Если говорить о традициях, то одно из самобытных и интересных культурных явлений – мордовская свадьба. Она представляла собой настоящий многоактный спектакль. Разумеется, у эрзян и мокшан имеются определенные расхождения в ее праздновании, но общего гораздо больше.
В мордовских семьях решения о выборе жениха (невесты) принимали родители. Примечательно, что нередко встречалась заметная разница в возрасте между будущими супругами, причем старше были невесты: девушки в возрасте 25 лет могли выйти замуж за куда более юных женихов 12–14 лет. Это было обусловлено исключительно бытовыми и меркантильными причинами. Родители старались как можно дольше удержать дочерей в своем доме, чтобы они помогали им по хозяйству. Этой же логикой руководствовалась семья потенциального жениха: они пытались пораньше пристроить сыновей, дабы поскорее заполучить помощницу в свой дом.
При выборе невесты сторона жениха обращала внимание на ее здоровье и трудолюбие, а также на материальное благополучие потенциальных родственников.
Перед тем, как отправиться свататься, папа жениха брал хлеб, вынимал из него мякиш и наполнял горбушку медом. Затем ночью ехал к дому девушки, оставлял на пороге хлеб с медом, стучал в окно и сообщал потенциальному свату, что хочет женить сына на его дочери. И стремглав убегал. Если отец девушки догонял его и возвращал горбушку с медом, то это означало отказ в свадьбе. Если же нет – тогда будущие родственники начинали переговоры и обсуждали нюансы будущей свадьбы. Договорившись, надевали рукавицы и били по рукам.
Интересная часть начиналась через неделю после сватовства – наступал запой: родня жениха заявлялась в дом невесты, чтобы вручить подарки (в старину это были платки и украшения) и, разумеется, попировать от души. Во время застолья родители во всеуслышание объявляли дату свадьбы.
После запоя наступала неделя плача невесты, прощавшейся с вольной жизнью. Свадьбе предшествовали обряд с кашей и «девичья баня». Накануне празднования подружки и родственницы приходили к невесте с чугунками пшенной каши. Съев кашу, собирали скатерть и проносили ее над головой самой взрослой подружки, чтобы и она побыстрее вышла замуж. Встречалась и такая традиция: после «каши» невеста бросала во дворе кольцо. Считалось, что поймавшая его подружка вскоре тоже сыграет свадьбу. Во время «девичьей бани» невеста смывала вольную жизнь и расплетала косу. Из бани выходила уже с двумя косами – символом замужней женщины у мордовских народов.
В сам день свадьбы сторона жениха пекла особые пироги, каждый из которых имел свой вид и предназначался конкретным родственникам невесты. За суженой будущий муж отправлялся на свадебном «поезде», который представлял собой вереницу телег. В доме девушки обязательно шел выкуп невесты, потом родители благословляли молодых, и свадебный кортеж следовал в церковь. После венчания ехали в дом к жениху, здесь молодых встречали хлебом-солью, обсыпали хмелем. Затем разворачивалось свадебное застолье, длившееся несколько дней. Кстати, на второй день муж «представлял» жену своим умершим предкам: девушка приносила им в дар одежду, которую потом раздавали беднякам.
Мордовская кухня
Особенность народной мордовской кухни – обилие мясных и рыбных блюд, а также овощей. Одни из самых любимых овощей у этого народа – тыква и лук. Официальный туристско-информационный портал Мордовии советует обязательно попробовать следующие пять блюд, которые в почете у мокшан и эрзян.
Цебярь / сюпав шурьба (уха богатая)
Один из самых любимых супов у мордвинского народа готовится так. Сначала берут мелкую речную рыбу (например, ершей, карасей или пескарей), чистят ее. Затем рыбу отваривают и разминают: получившийся бульон процеживают, снова ставят на огонь и добавляют в него уже куски крупной рыбы, целые головки лука, а также картофель (но необязательно) и специи.
Офтонь мадят / овтонь лапат (медвежья лапа)
Пожалуй, самое известное и фирменное второе блюдо национальной кухни Мордовии. Его история связана с древним обычаем, когда юноша мог считаться мужчиной и жениться только после того, как убьет медведя и принесет его лапу. Несмотря на название, медвежье мясо не используется для приготовления блюда. Замешивается фарш как для котлет из говядины, свинины и печенки с добавлением лука, яиц и специй. Дальше его зажаривают и сверху посыпают ржаными сухарями, символизирующими медвежьи когти.
Груди молодушки
Так интересно называется один из свадебных пирогов с начинкой из творога, который с языческих времен готовили в доме жениха. Раньше с помощью него у верховного бога Нишке просили, чтобы невеста имела много молока и родила много детей.
Пачат/пачи (блины)
В рецептах мордовских блинов используется разнообразная мука: от пшеничной и гречневой до гороховой и пшенной. Причем нередко смешивают разную муку, добавляя дрожжи и большое количество яиц. Поэтому мордовские блины пышные и сытные.
Поза
Мордовская брага готовится из сахарной свеклы, ржаной муки, сахара, хмеля и дрожжей. По вкусу похожа на квас.
Национальный костюм: гран-при на выставке в Париже
Мордовский костюм (особенно женский) отличает красочность. Исследователи выделяют в нем наличие трех культурных пластов – собственно финно-угорского, а также славянского и тюркского. Кроме того, специалисты отмечают высокий уровень мастерства, которого достигли мордвинские мастерицы. Кстати, до замужества местные девушки немало времени посвящали подготовке приданного – ткали рубахи, платки. Многое из этого во время сватовства дарилось родне жениха. А все, что осталось, складывали в липовый сундук, который также увозили в дом мужа.
Так, главным компонентом женского костюма была рубаха (у эрзи называлась панар). Она шилась из грубого холста и имела туникообразный покрой. В зависимости от назначения ее украшали вышивкой, бисером, монетами. Основной цвет узоров был красно-коричневым, но с появлением фабричных красителей кирпичный цвет в вышивке уступил красному. В вышивке преобладали геометрические узоры. Существовали отличия в покрое рубахи у мокшан и эрзян. Оригинальным элементом костюма у эрзянок был набедренный пояс – пулай, которые девочки начинали носить с 13–14 лет. Его еще называли «поясом стыдливости»: женщина не могла появиться в мужском обществе без него. Пулаи были разной формы и вида. Помимо пулая, мордвинки поверх панара надевали различные нагрудные украшения, передники, поясные полотенца.
Кстати, любопытный факт: женский костюм эрзи в 1908 году получил Гран-при на Всемирной выставке народных костюмов в Париже.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал, чем известны коми-язьвинцы из Пермского края. Также «ФедералПресс» советует прочитать материал «Фестиваль рыжих и гордость за пельмени: что нужно знать об удмуртах».
Фото: e-mordovia.ru
Энциклопедия коренных народов России