В Екатеринбурге суд признал законным закрытие уголовного дела против экс-кандидатки в мэры Сысерти Елены Яминой, которую обвиняли в мошенничестве на десятки миллионов рублей. Во время расследования Ямина дала показания против экс-депутата свердловского заксобрания Игоря Данилова и лидера регионального отделения «Деловой России» Леонида Гункевича. О том, каким образом огромные суммы исчезли в неизвестном направлении, – в материале «ФедералПресс».
Бизнес-леди, кандидатка, активистка
Елена Ямина, которой сейчас 44 года, промелькнула на свердловском политическом небосклоне около десяти лет назад. Она считалась восходящей звездой ЛДПР: была помощницей депутата Госдумы Эдуарда Маркина, в 2012 году баллотировалась в мэры Арамили, а в 2013 – в главы Сысерти и депутаты думы Екатеринбурга. Итоги везде оказались неутешительны: например, в Сысерти за либерал-демократку проголосовали менее полутора процентов избирателей.
Параллельно Ямина активно занималась бизнесом: она развивала более десятка фирм в самых разных направлениях – от торговли производственным оборудованием до рекламы и туризма. Предпринимательница возглавляла комитет свердловского отделения «Деловой России» по работе с муниципальными образованиями, была экспертом общественного совета при минсоцполитики. На сайте «Деловой России» сказано, что она даже награждена грамотой областного правительства.
Многомиллионные долги
На развитие своего бизнеса Ямина постоянно брала в долг – не только у банков, но и у частных лиц под проценты. Например, Павлу Семику она оказалась должна более 22 млн рублей, Александру Кобелеву – более 15 миллионов, Ирине Кандаковой – почти 12 миллионов, Антону Муртазину – почти шесть, Ольге Коряковой – четыре, Андрею Максимову – больше двух, Светлане Юшиной – более миллиона. Внушительные долги образовались также перед Сбербанком и «ВТБ 24».
«Она училась с моим сыном по президентской программе. Человек ко мне обратился, сказала, что у нее проблемы с бизнесом. Я дала ей деньги, первые два месяца получала возврат, а потом – все», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» врач Светлана Юшина.
Первоначально Ямина выплачивала проценты, но после кризиса 2014 года заявила кредиторам, что потерпела крах. Восходящую звезду ЛДПР признали банкротом, но денег от реализации имущества не хватило для погашения долгов. Более того, финансовый управляющий Антон Саитов нашел признаки преднамеренного банкротства, но силовики отказались возбуждать уголовное дело.
Изнанка бизнеса
В 2019 году полицейские все же возбудили дело – на этот раз о мошенничестве: по версии следствия, Ямина и не собиралась возвращать деньги. Изначально бизнес-леди настаивала, что просто неудачно их вложила, но вскоре дала совершенно другие показания.
Согласно новой версии, успешный бизнес был лишь прикрытием для сети подставных фирм-однодневок по обналичиванию денег. Во время своих избирательных кампаний Ямина якобы познакомилась с депутатом заксобрания Игорем Даниловым, который будто бы предложил ей масштабировать незаконный бизнес. По версии Яминой, она брала наличные у своих кредиторов, а затем передавала их Данилову, который возвращал ей с процентами. Денег с лихвой хватало на выплату процентов по долгу, объясняла предпринимательница. Она утверждает, что передала курьерам Данилова не менее 300 млн рублей.
При этом Ямина говорила, что все ее кредиторы-частники были в курсе того, чем она занимается на самом деле. И Светлана Юшина, и представитель Максимова Игорь Смирнов, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «ФедералПресс», это категорически отрицают.
«Она умышленно скрывала информацию. Если бы мой доверитель знал, чем она занимается, он никогда бы не дал ей деньги. Может, кто-то и знал, но никаких доказательств она не предоставила», – заверил Смирнов.
После кризиса 2014 года сфера «обнала» рухнула из-за роста курса доллара и масштабных операций силовиков, поясняет Ямина. В результате в структурах Данилова якобы зависло 52 млн рублей, принадлежавших кредиторам, и 22 миллиона ее собственных денег.
Здесь на сцене будто бы появился Леонид Гункевич, ранее покровительствовавший Яминой: как утверждала разорившаяся бизнес-леди, он якобы встал на сторону Данилова и заявил, что она сама должна ему около двух миллионов. Общественник будто бы требовал передать депутату реальный бизнес и угрожал проблемами и судами, сообщила Ямина в показаниях.
«То есть дал мне понять, что мне «наболтают» чужих долгов – видимо, тех, которые Данилов должен другим», – заявила она.
Сам Гункевич в ответ на вопрос корреспондента «ФедералПресс» отверг эту версию.
«Такого не было – наоборот, мне звонили и говорили, что Ямина кому-то должна, и предлагали нам вмешаться. Но для этого есть суд», – сказал он.
Дело прекращено, деньги не найдены
Сам Игорь Данилов, который к тому времени покинул заксобрание и возглавил выставочный центр «Екатеринбург-Экспо», фигурировал в деле в качестве свидетеля. На очной ставке он отрицал, что Ямина передавала ему какие-либо деньги. Он уверял, что даже не знаком с людьми, которых бизнес-леди называла его курьерами, а с самой Яминой общался только в рамках «Деловой России».
«Мне задавали вопросы, но я вообще не понял, зачем и почему. По сути мой ответ был: я не понимаю, чего вы от меня хотите. На этом все закончилось», – прокомментировал Данилов корреспонденту «ФедералПресс», назвав обвинения в свой адрес «бредятиной».
В марте 2023 года дело было прекращено за отсутствием состава преступления. При этом потерпевшие считают, что полицейские провели недостаточно экспертиз и не проверили транзакции через фирмы-однодневки, которые Ямина перечисляла в своих показаниях. Кроме того, они якобы не изучили происхождение имущества Данилова и самой Яминой, говорит Игорь Смирнов. Таким образом, получается, что десятки миллионов рублей просто бесследно исчезли.
Тем не менее закрытие дела признала законным вначале прокуратура, а затем и районный суд. В пятницу областной суд также встал на сторону полицейских. Сейчас потерпевшие собираются подавать кассационную жалобу.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Эксклюзивы «ФедералПресс»