В этом году ВОЗ официально отменила действовавший с 2020 года режим чрезвычайной ситуации по COVID-19 в мире. Заболеваемость коронавирусом стала значительно ниже, однако для людей с хроническими болезнями вирус, как утверждают врачи, остается опасным. Представляет ли COVID-19 угрозу для ревматологических пациентов, нужно ли им продолжать защищаться от инфекции и способен ли перенесенный коронавирус вызывать аутоиммунные заболевания, рассказал врач-ревматолог, старший научный сотрудник лаборатории заболеваний костно-мышечной системы Российского геронтологического научно-клинического центра Алексей Мешков.
Алексей Дмитриевич, повлиял ли коронавирус на статистику ревматологических заболеваний, стало ли их больше после пандемии?
— Однозначного ответа на этот вопрос пока не существует. Мы видим, что сегодня проводятся разные исследования, которые пытаются изучить влияние коронавируса на развитие различных заболеваний, в том числе и ревматических. Каждая научная работа отвечает на этот вопрос по-разному. На подагру, например, как мы видим из исследований, коронавирус не влияет, хотя это ревматическая болезнь, а на ревматоидный артрит, по некоторым данным, влияет, увеличивая риск его развития после COVID-19. Для интерпретации результатов таких исследований следует учитывать множество факторов – в какой стране оно проводилось, на какой группе пациентов, каким образом у них был доказан коронавирус, какой период наблюдения и т. д.
Однако даже если мы увидим какую-либо корреляцию COVID-19 с ревматическим заболеванием, то возникнет логичный вопрос: это произошло вследствие перенесенной инфекции или просто совпадение? Сейчас мы видим, что пациенты все чаще в качестве причины называют перенесенный коронавирус. Думаю, дело в том, что людям свойственно искать причину всего, в том числе развития у них заболевания. Это такой психологический вопрос: всем хочется знать, почему и зачем у них эта ревматическая болезнь. Иногда приходится отвечать: просто так сложилось.
Как перенесенный коронавирус влияет на пациентов с ревматическими заболеваниями? Может ли он отразиться на течении основного заболевания, учитывая сложную ситуацию с работой их иммунной системы?
— Среднестатистический пациент с ревматическим заболеванием без высокой активности и агрессивной терапии основного заболевания перенесет COVID-19 в целом так же, как и популяция. Однако COVID-19 способен особо сильно влиять на пациентов с ревматическими болезнями в активной фазе. К другим факторам неблагоприятного прогноза относится ряд препаратов – высокие дозы глюкокортикостероидных гормонов и некоторые цитостатические препараты.
Из этого следует два вывода: давайте лечить ревматические заболевания качественно, даже разгар пандемии и эпидемиологического сезона не является основанием для паузы терапии; а также учитывать препараты, которые являются не оптимальными для пациентов с ревматическими заболеваниями, потому что могут ухудшать исход в случае развития у них коронавирусной инфекции.
В конце июля Минздрав России предложил отказаться от массовой вакцинации против коронавируса и перейти к вакцинации уязвимых категорий граждан, аргументировав это формированием высокого уровня коллективного иммунитета против COVID-19 и стабилизацией эпидемиологической ситуации в России. Входят ли пациенты с ревматическими заболеваниями в категорию уязвимых граждан? Противопоказана ли им вакцинация и как защищаться таким людям от COVID-19?
— Считаю, что нам нужно разрушать парадигму того, что пациенты с ревматическими заболеваниями – люди, которым запрещена вакцинация. В советские времена людям с аутоиммунными заболеваниями давали медотвод от всех прививок до конца жизни. Это в коpне неверно.
Пациенты с ревматическими заболеваниями, со скомпрометированной иммунной системой, находятся в группе повышенного риска, как и пожилые. К пациентам с ревматическими заболеваниями должны относиться как к уязвимой перед COVID-19 группе, которая нуждается в наибольшей защите. Поэтому таких пациентов следует вакцинировать от всего, не только от коронавирусной инфекции. Единственное ограничение – это живые вакцины, но они применяются у нас в основном для защиты от кори.
Какие могут быть противопоказания для вакцинации? Подчеркну, что эти противопоказания относительные. Первое – это высокая активность самого ревматического заболевания. Обычно сначала нужно привести в порядок ревматологию, а потом уже думать о вакцинации. Второе – наличие препаратов, которые подавляют выработку антител и вследствие этого существенно снижают эффективность вакцинации. К таким препаратам относят, например, анти-B-клеточную терапию. Кроме того, бывают ситуации, когда вакцинация не дает нужных результатов. Дело в том, что у ревматологических пациентов, которые уже проходят лечение длительное время, иммунная система будет «успокоена» настолько, что не сможет выработать антитела к коронавирусу. Например, знаю случаи, когда у пациентов после гормональной терапии был плохой иммунный ответ на вакцинацию.
![]()
Если титры антител низкие, надо проводить ревакцинацию или вместо активной иммунизации, то есть вакцины, использовать метод пассивной иммунизации моноклональными антителами. Это искусственно созданные антитела, которые после введения в организм попадают в кровь сразу и в течение полугода готовы уничтожать вирус.
Особенность нашего иммунитета такова: если в организм попадает чужеродная частица, чтобы с ней ознакомиться и устранить, иммунитет должен проснуться, раскрутить свои маховики и после этого наброситься и уничтожить эту частицу. Но на это требуется время, а у ревматологических пациентов не всегда это время есть, и не всегда на фоне некоторых препаратов у организма есть ресурсы эти маховики раскручивать и готовить антитела. При пассивной иммунизации нашему организму не надо прилагать какие-то усилия, чтобы эти антитела приготовить самостоятельно. Они просто вводятся в организм, и сразу, как только попадают в кровь, начинают действовать – готовы нейтрализовывать вирус.
Если говорить про ревматологических пациентов пожилого возраста и в целом пожилых людей, им разрешена вакцинация и пассивная иммунизация?
— В группу уязвимых пациентов, кому в первую очередь требуется защита от COVID-19, как раз входят люди пожилые и люди с хроническими заболеваниями, в том числе с ревматическими болезнями. И я бы сказал, что именно у пожилых нам нужно более тщательно проводить иммунизацию.
Получается, людям с хроническими заболеваниями и пожилого возраста нужно продолжать защищаться от COVID-19, даже несмотря на объявление ВОЗ о завершении чрезвычайной ситуации в мировом здравоохранении?
— Да. Конечно, за эти годы все устали от COVID-19, поэтому информация о том, что коронавирус ушел, многих в этом смысле расслабила. Однако мы несколько раз наблюдали эпизоды, когда после затишья заболеваемость COVID-19 снова начинала расти, в том числе из-за новых мутаций. Может быть, такого количества заболевших, как раньше, уже не будет, но точно можно говорить, что вирус никуда не исчез и заболеваемость сохраняется на постоянном уровне. Думаю, осенью мы можем наблюдать новую волну заболеваемости COVID-19.
Поэтому моя рекомендация для ревматических и пожилых пациентов, пациентов с хроническими заболеваниями – это иммунизация, будь то активная или пассивная. Мы не знаем, что будет дальше, но риски слишком велики, чтобы пренебрегать правилами защиты.
Советуем также почитать материал «ФедералПресс» о том, почему после болезни может сохраняться повышенная температура.
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс
Пандемия коронавируса


