В Пекине 19 октября открылся V российско-китайский энергетический бизнес-форум. В нем участвуют порядка 500 делегатов – это представители более чем 100 российских и китайских компаний энергетической и смежных отраслей, обеспечивающих свыше 45% торговли между двумя странами. Значимость мероприятия, проводимого с 2018 года по инициативе президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, существенно выросла после масштабного разворота России на Восток. Сегодня наша страна является главным поставщиком нефти в Китай, опережая по этому показателю Саудовскую Аравию. Бьют рекорды поставки природного газа. О чем договариваются в этот раз Москва и Пекин? Читайте об этом в материале «ФедералПресс».
Юань как драйвер роста поставок нефти
Дав в своем обращении к участникам энергетического бизнес-форума высокую оценку российско-китайским взаимоотношениям, Владимир Путин отметил активность и многоплановость именно энергетического партнерства.
Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин тоже назвал энергетику важнейшим направлением сотрудничества между Россией и Китаем. По его словам, в январе-августе 2023 года Россия стала главным поставщиком нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию – с начала этого года экспорт российской нефти в Поднебесную вырос на четверть, превысив 75 млн тонн.
На форуме была отмечена роль крупнейшего в мире проекта «Восток Ойл» в Сибири с ресурсами в 6,5 млрд тонн премиальной малосернистой нефти, способного оказать стабилизирующее воздействие на рынок в будущем. Он объединяет месторождения Ванкорского кластера, Пайяхской группы, Западно-Иркинский участок и Восточно-Таймырской группы. Конкурентным преимуществом проекта является близость к Северному морскому пути – кратчайшему морскому маршруту до Азии.
Оценивая потенциал экспорта российской нефти в Китай, предприниматель, кандидат экономических наук, эксперт Московского областного отделения «Опоры России» Вячеслав Белобжецкий сказал «ФедералПресс», что он имеет тенденцию к росту.
«Объем оценить сложно, но предполагаю, что не будет спада и может сохраниться даже тенденция к росту, пусть и с замедлением темпов. На китайском рынке нефти РФ конкурирует с Саудовской Аравией (и не только). Сейчас мы являемся лидерами по поставкам. Но Китай прагматичен: если цена на нашу нефть будет ниже, условия поставки более выгодными, то будут и покупки. Одним из драйверов наращивания поставок являются расчеты в юанях. Это добавляет привлекательности за счет снижения конверсионных и транзакционных издержек, а также валютных рисков для покупателей. Плюс стратегически китайцам выгодно платить нам юанями на макроэкономическом уровне: потом эти деньги идут на закупки других товаров из КНР для поставок на рынок России», – отметил он.
Дмитрий Скрябин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал», тоже считает, что рост поставок нефти из России в Китай зависит от условий и стоимости.
«Китай импортирует всего около 11 млн баррелей нефти в сутки, экспорт российской нефти туда – чуть менее 2 млн баррелей в сутки, то есть теоретически, потенциал роста кратный, вопрос всегда условий и цены поставки. Но для роста объемов поставок в КНР РФ должна либо уменьшить поставки на другие рынки, либо увеличить добычу/экспорт (что маловероятно в ближайшее время с учетом обязательств по сокращению)», – отметил он в комментарии «ФедералПресс».
Китаю мало газа
На форуме в Пекине были подтверждены планы России по обновлению исторического максимума по поставкам природного газа в Китай – по итогам 2023 года они могут превысить 30 млрд кубометров. По словам председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера, объемы поставок трубопроводного газа в КНР могут превысить прежний уровень экспорта в Западную Европу уже «в ближайшее время». Беспрецедентный рост поставок панируется за счет реализации проекта газопровода «Сила Сибири-2» мощностью 50 млрд кубометров в год, который фактически может заменить взорванный «Северный поток-2» в Балтийском море. О согласовании практически всех параметров нового газопровода, который должен быть проложен через территорию Монголии, в марте текущего года заявлял президент РФ Владимир Путин.
«Ключевой вопрос, что имеется ввиду под словами «в ближайшее время» и «на уровень, который был ранее». По «Силе Сибири» будет поставляться в следующем году 30 млрд кубометров (по сравнению с 23 млрд в текущем) и до 38 к концу 25-ого года. Напомню, что в Западную Европу поставлялось в 2020 году побольше, только в Германию – 45,8 млрд», – прокомментировал Дмитрий Скрябин из «Альфа-Капитал».
Комментируя планы России по выходу объемов поставки российского трубопроводного газа в Китай на уровень экспорта в Западную Европу, который был ранее, Вячеслав Белобжецкий сказал «ФедералПресс», что реально они могут быть достигнуты не раньше конца 2020-ых годов.
«Исходя из цифр в 120-140 млрд кубометров в год прежнего потока в Европу и 38 млрд кубометров проектной мощности газопровода «Сила Сибири – 1», на которую только планируют выйти в 2024-2025 годах, то не раньше запуска газопровода «Сила Сибири – 2» и выхода его на проектную мощность. То есть к концу 2020-х годов, думаю», – предположил эксперт.
При этом Вячеслав Белобжецкий считает вполне вероятным, что итоговый маршрут газопровода «Сила Сибири – 2» пройдет-таки через территорию Монголии. Аналогичного мнения придерживается и Дмитрий Скрябин.
«Вроде бы, все ключевые стороны согласовали это решение, по крайней мере. Так что вполне реально. Президент КНР заявил на днях, что КНР будет всячески продвигать одобрение и реализацию этого проекта», – заметил портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал».
Стороны сейчас предпринимают все усилия, чтобы данный проект обрел жизнеспособность. Об этом, кстати, шла речь на переговорах председателя КНР Си Цзиньпин с президентом Монголии Ухнаагийн Хурэлсухом, прошедшими в тот же день в Пекине.
«Китай готов расширять трехстороннее сотрудничество с Монголией и Россией и последовательно работать над созданием трехстороннего экономического коридора», – процитировали Си Цзиньпина СМИ.
По словам Вячеслава Белобжецкого, нефтегазовая сфера однозначно будет превалировать в энергетическом партнерстве между Россией и Китаем.
«В рамках сотрудничества по ВИЭ, думаю, КНР превосходит нас по развитию технологий и их применению в промышленных масштабах особенно. В атомной энергетике активно развиваются местные корпорации, сейчас идет проект строительства двух энергоблоков на АЭС «Тяньвань», а также строительство АЭС «Сюдабао» (АЭС «Сюйдапу») с реакторами от «Росатома». Поставщиком топлива для них выступает ТВЭЛ. Думаю, что тут возможности развития сотрудничества есть, хотя в Китае явно настроены на активное развитие собственной атомной энергетики до мирового уровня», – сказал он.
Путь в Китай – он самый верный
«Стремительная динамика развития взаимовыгодных торговых отношений России и Китая вызывает опасения и критику среди наших конкурентов. Это говорит о правильности выбранного нами пути. (…) Давление на Китай и Россию со стороны Запада является стимулом к развитию наших собственных региональных рынков. Развитие региональных рынков и дальнейшая интеграция стран глобального юга, а также стабильность и предсказуемость китайской экономики неизбежно способствует увеличению значимости юаня в мировой торговле и снижению зависимости от доллара США. То, что Запад сейчас фактически выталкивает и Россию, и Китай из долларовой зоны, будет играть в дедолларизации не последнюю роль», – подчеркнул на форуме главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.
Важно продолжать расширять практику использования юаня и рубля как на двусторонней основе, так и в расчетах с третьими странами, для чего, безусловно, потребуется поддержка Банка России и Народного Банка Китая. В конце концов, укрепляющееся сотрудничество – и не только в энергетике – должно привести к кратному увеличению товарооборота.
Читайте также о том, как политологи раскрыли неочевидный смысл визита Владимира Путина в Китай.
Фото с сайта hippopx.com