В Свердловской области в очередной раз реанимировали идею Екатеринбургской городской агломерации: на этот раз организация обрела конкретные полномочия, а куратором проекта стал политик с огромными связями. Тем не менее часть элит в городах-спутниках до сих пор пытается блокировать идею. О том, какие проекты продвигает новая ассоциация, почему она встречается с сопротивлением и кто на самом деле превращает пригороды Екатеринбурга в спальные районы, – на «ФедералПресс».
Идея Большого Екатеринбурга
Ассоциация «Екатеринбургская городская агломерация» появилась в июне: учредителями стали Екатеринбург и Сысерть. Исполнительным директором назначен гендиректор компании «Агро-Актив» Илья Бондарев. В сентябре он стал вице-спикером думы Екатеринбурга.
Концепция агломерации продвигается уже почти десять лет: она пришла на смену идее объединения Екатеринбурга с городами-спутниками, вызвавшей большое сопротивление на местах. В 2016 году институт «Гипрогор» разработал принципы развития агломерации, в стратегических сессиях участвовали десятки экспертов. Куратором проекта тогда был вице-губернатор Александр Высокинский: он продвигал идеи «шести каркасов» (экологического, транспортного и т. д.) и специализации отдельных муниципалитетов. Например, Верхняя Пышма должна была развиваться в качестве промышленного центра, Арамиль – логистического, Среднеуральск – туристического и сельскохозяйственного.
С переходом Высокинского на пост мэра Екатеринбурга проект несколько заглох. Лишь в 2021 году, когда его куратор вернулся в областное правительство, был утвержден список из 16 межмуниципальных проектов – от строительства новых железнодорожных веток до создания детских лагерей.
«Сейчас идет сбор новых предложений, над проектами первой редакции перечня шла работа с 2021 года, и он будет актуализирован. По итогам этого года координационный совет ранжирует все проекты по значимости, выберет ключевые и уже в 2024 начнет реализовывать и новые проекты тоже», – рассказал Илья Бондарев об их судьбе.
Среди проектов первого перечня, которые остаются в работе, – новое кольцо городской электрички, которое в Екатеринбурге называют «наземным метро». Оно станет транспортным каркасом агломерации и поможет решить вопрос с трудовыми ресурсами, говорит Бондарев. Другой ключевой проект – логистический узел в Сысерти, так называемый «сухой порт». Среди других предложений – единый тариф на проезд в электричке в 25-километровой зоне вокруг Екатеринбурга и использование подземных вод Березовского для снабжения областного центра.
«Мы не являемся распорядителем бюджетных средств. Наша роль – координация действий муниципальных образований и исполнительных органов власти субъекта для совместного решения вопросов и согласованного участия в общих проектах. Это совещания, подготовка обоснований необходимых решений. У нас есть понимание, что межмуниципальные проекты, которые мы будем курировать, получат преимущество при распределении финансирования из бюджета Свердловской области», – подчеркивает Бондарев.
Поиск единой стратегии
Хотя нынешние обсуждения кажутся повторением пройденного, на самом деле ситуация за прошедшие годы изменилась, полагают эксперты.
«То, что агломерация развивается постепенно, – это хорошо, потому что все начинают уходить от резких политических заявлений, которые были в прошлом, к осмысленному подходу, предполагающему экономические расчеты, учет всех политических и социально-культурных последствий», – объясняет директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, профессор кафедры политических наук УрФУ и председатель экспертного клуба Екатеринбурга Анатолий Гагарин.
По словам гендиректора Института экономики города Александра Пузанова, за последние несколько лет произошло несколько изменений в законодательстве, стимулирующих развитие агломераций. Так, Бюджетный кодекс разрешил горизонтальные субсидии между муниципалитетами. Региональным бюджетам позволили устанавливать повышенные нормативы отчислений по налогам для городов, которые заключили межмуниципальные соглашения. Наконец, федеральную поддержку в рамках «инфраструктурного меню» в основном получают именно агломерационные проекты.
Пузанов полагает, что ассоциация должна не только сопровождать конкретные стройки, но и проводить системные изменения, анализировать нормативную базу муниципалитетов, особенно в сфере градостроительства.
«Нужно, чтобы регламенты соотносились друг с другом в рамках единой стратегии, чтобы не возникало непродуктивной конкуренции: например, в одном муниципалитете предельная этажность – пять этажей, а через границу – десять. Необходимо формирование общих принципов, которые бы проходили через координационный совет агломерации, получали одобрение на региональном уровне, а затем вносились бы в муниципальные документы: стратегии развития, генеральные планы, правила землепользования и застройки. Просто совокупность проектов может не привести к системным изменениям», – предупреждает Пузанов.
Именно в рамках единой стратегии может быть реализована и специализация территорий, о которой говорил еще Высокинский. В частности, некоторые предприятия из центра Екатеринбурга можно будет перенести в города-спутники, считает эксперт.
Кто следующий
На данный момент в ассоциацию вступили девять городов: помимо Екатеринбурга и Сысерти, это Первоуральск, Верхняя Пышма, Березовский, Полевской, Среднеуральск, Заречный и Дегтярск. В большинстве случаев вступление прошло без заметных дискуссий. Исключением стал Заречный: журналисты обратили внимание, что тот самый институт «Гипрогор» рекомендовал исключить 13-километровую зону вокруг Белоярской АЭС из градостроительного освоения. Впрочем, жителей заверили, что в действительности подобных ограничений не предусмотрено, а директор БАЭС Иван Сидоров заявил, что не видит минусов в агломерации. В результате депутаты проголосовали за вступление в ассоциацию.
Сейчас присоединение забуксовало в Ревде: из-за сопротивления оппозиции проект лишь со второй попытки вынесли на рассмотрение думы. По сообщениям местных СМИ, депутаты от КПРФ возроптали, что ассоциация лишь «раздувает штат чиновников», а вступление в нее якобы ускорит распродажу земель. Мэрия, в свою очередь, полагает, что агломерация поможет отремонтировать важную для города дорогу в Первоуральск. Есть и более амбициозный проект – туристический кластер на реке Чусовой, который должен будет соперничать со знаменитыми «Оленьими Ручьями» и принимать по 150 тыс. отдыхающих в год.
Из оставшихся муниципалитетов под вопросом вступление поселка Уральский: он имеет статус закрытого и фактически является военным городком, что ограничивает его участие в проектах агломерации. Еще три потенциальных участника – Арамиль, Белоярский и Верхнее Дуброво – пока не определились. Теоретически проблемы могут возникнуть в Белоярском, где дума с трудом приняла мэра-екатеринбуржца Григория Вихарева. Сам он подтвердил корреспонденту «ФедералПресс», что муниципалитет планирует вступать в ассоциацию, но не назвал никаких сроков. Один из местных депутатов, в свою очередь, рассказал, что в думе пока нет позиции по этому вопросу.
Анатолий Гагарин выделил две причины, по которым городские политики могут выражать недовольство вступлением в ассоциацию.
«Во-первых, это повод обратить на себя внимание. Во-вторых, кто-то чувствует ущемление своих локальных интересов. Но это тренд, который невозможно остановить и который нужно возглавить, предвосхитить и направить в нужное русло. Думаю, эти муниципальные депутаты просто не понимают своей выгоды и не видят себя в этом большом проекте. Возможно, стоит сделать серию презентаций, подключить экспертное сообщество, чтобы рассказать и доказать всем, что он выгоден для муниципалитетов и, как следствие, местных элит», – объяснил политолог.
Опасения, что ассоциация ускорит распродажу земель под жилье, Александр Пузанов считает несостоятельными.
«Принципы управления агломерацией и разрабатываются для того, чтобы развитие было сбалансированным. Эти риски как раз более вероятны, если ничего не делать. Тогда логика рыночных девелоперов приведет к тому, что они застроят все пригороды, превратив их в спальные районы. А работа координационного совета дает муниципалитетам возможность отстаивать свои интересы, сделать свой голос более слышным, внятным и убедительным», – заключил экономист.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов