У жителей «Большой России» Калининградская область вызывает жгучий интерес. Маленький российский эксклав, зажатый между Польшей и Литвой, для подавляющего большинства сограждан теперь превратился в «Европу на минималках». Туристы едут сюда, чтобы увидеть воочию остатки немецких кирх и рыцарских замков и погулять по доступной Прибалтике. Мода на Калининградию началась еще до эпидемии ковида, и власти активно качают актуальную тему, чтобы монетизировать привлекательность территории в современных экономических условиях. С чем ассоциируется самый западный регион РФ и как он брендируется, разбирался «ФедералПресс».
Чайка Вадик – неформальный бренд аэропорта Храброво
Если просто, то бренд – некий образ в голове потребителя, создающий ценность, за которую он готов заплатить больше.
С недавних пор в аэропорту Храброво появился крылатый питомец – чайка Вадик, он же «борт Вадик». Так местные таксисты прозвали птицу, которая прижилась возле стоянки на выходе из аэропорта. История Вадика быстро разлетелась по соцсетям. И в комментариях народ сердечно переживал, когда чайка повредила крыло. Благодаря соцсетям и общественной огласке приболевшего Вадика забрали на лечение зоозащитники из «Биосферы Балтики» и после стационара вернули обратно в аэропорт.
С легкой руки министра по культуре и туризму Калининградской области Андрея Ермака Вадик стал брендом воздушных ворот региона. По крайней мере, так министр подписал фото, где запечатлен вместе с чайкой на фоне Храброво.
Захочет ли кто-то монетизировать образ чайки Вадика на футболках и кружках – вопрос открытый. Но идея о бронзовой чайке в калининградском аэропорту вполне имеет место. По аналогии со знаменитым котом-мемом из Стамбула, который после естественной кончины остался «жить» в виде памятника.
Янтарь – драгоценный бренд, который везде
Благодаря 90 % мировых запасов янтаря в Калининградской области не заморачиваются с неймингом. Практически все называется «янтарь», «янтарный» или на иностранный манер – «амбер».
На заводе «Янтарь» в Калининграде строят суда, во Дворце спорта «Янтарный» тренируются, на Янтарном комбинате Ростеха добывают и обрабатывают окаменелую смолу древних деревьев.
А в поселке Янтарный расположены лучшие пляжи региона, удостоенные международного голубого флага.
Даже калининградский завод «Автотор» зарегестрировал в Роспатенте логотипы двух торговых марок – «Амбер Авто» и «Автотор Амбер». Название Amber («Янтарь») присвоят субкомпактному двухместному электромобилю, который готовится к производству.
Марципан – вкусный бренд Янтарного края
Марципан – паста из сахарной пудры и измельченных в муку миндальных орехов. Марципановые сладости и копченый угорь, которого ловят в Балтийском море, – местные специалитеты. Они входят в топ гостинцев, которые везут из Калининградской области.
Впервые марципан появился в Кенигсберге еще в средние века, а в начале XIX века местный марципан прославил Восточную Пруссию. Братья Поматти открыли в городе свою фабрику, и спустя много лет брендовый марципан в регионе стали изготавливать по восстановленному аутентичному рецепту. Сейчас одноименная компания Pomatti предлагает различные виды марципана.
Локальный бренд – «Калининградский художественный марципан». А благодаря деятельности местного Музея марципана миндальное лакомство превратилось в настоящее культурное наследие региона.
В поисках универсального калининградского бренда
В Калининградской области периодически создают новые туристические бренды. В современных условиях туризм может стать спасательным кругом для региона, оказавшегося в экономической полублокаде.
Первый бренд, разработанный студией дизайнера Артемия Лебедева, был создан в 2014 году. Аббревиатуру Калининградской области (КÖ) дополнили точками над О – они отсылали к прусскому названию города Königsberg. Буквы были в готическом стиле, а фирменными цветами логотипа стали красный и белый. Они связывали логотип самого западного региона РФ с гербом Альтштадта – одного из первых городских поселений у стен Королевского замка.
В дальнейшем от такого логотипа отказались. Официальная версия – сложность в печати и полиграфии. Неофициальная – уж слишком он оказался германизированным для российского города.
В 2020 году в разгар эпидемии ковида калининградские власти пытались продвигать бренд JoinKaliningrad, разработанный маркетологом Кириллом Казаковым. Бренд был ориентирован на иностранную аудиторию, и его планировали использовать в разных аудиоконтекстах: join Kaliningrad, то есть присоединяйся к Калининграду или joy in Kaliningrad – радость в Калининграде. Бренд приобрели за 400 тысяч рублей для продвижения электронных виз в Калининградскую область на иностранных туристических рынках. Была даже попытка запустить на маркетплейсе линейку товаров с таким логотипом, но без особого успеха.
В 2022 году местные власти предприняли третью попытку брендировать регион. Над узнаваемостью и продвижением продукта поработала компания «Супермаркет».
Идеологи нового бренда решили отказаться от традиционного янтарного цвета и выбрали сочетание красного и фиолетового. Новый бренд представляет собой надпись «Калининградская область» на фоне похожего на корону символа. По замыслу создателей, это условное обозначение волн на море и крыш домов. Под этим брендом намерены выпускать смарт-сувениры, например аксессуары для цифровой техники.
Насколько новый бренд окажется успешен, покажет его практическое использование. В крайнем случае выручат всенародно любимые и узнаваемые марципан и янтарь.
Фото: ФедералПресс / Алена Людвиг