Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

ИТ-гиганты держат небо: как бигтех монополизирует онлайн-пространство

мужчина за компьютером
ИТ-гиганты стремятся сохранить статус-кво

Крупные технологические компании стали неотъемлемой частью повседневной жизни человека и мировой экономики в целом. Когда-то вполне укладывающиеся в логику ИТ-рынка фирмы Apple, Microsoft, Alphabet (Google), Meta* (Facebook**) и Amazon разрослись настолько, что превратились в международных гигантов. Пятерка транснациональных корпораций, установивших ультимативное доминирование в индустрии ИКТ, сама стала диктовать правила пользователям, другим компаниям и целым рынкам.

Сегодня бигтех не только владеет довлеющей долей информационного продукта в интернете, но и контролирует взаимодействие различных сообществ. Например, Facebook** является посредником между рекламодателями и пользователями социальных сетей; Apple соединяет разработчиков приложений и владельцев смартфонов; Amazon стоит между розничными продавцами и покупателями. Само по себе посредничество, разумеется, не несет вреда, однако стиль ведения дел больших корпораций порой вызывает большие вопросы.

Монополистские амбиции ведут к тому, что ИТ-компании, вместо того чтобы играть роль медиаторов, становятся таможенниками, взимающими пошлины за вход на рынок и способными и вовсе закрыть для кого-то границы.

Монополия: откуда ноги растут

Столпы, на которых держится доминирование крупных технологических компаний – это сетевые эффекты и принцип «победитель получает все». Сетевые эффекты в случае с интернет-пространством проявляются в том, что отдельный пользователь получает преимущества от роста общего числа пользователей платформы. Это означает, что масштабируемость играет решающую роль в развитии цифровых компаний.

Это же приводит к появлению очень весомых конкурентных преимуществ в области сбора данных и аналитики. Чем больше людей используют ИТ-продукт, тем больше данных могут собирать компании. Чем больше данных, тем лучше им удается прогнозировать, какие продукты и услуги будут на подъеме, и правильно организовывать бизнес-политику. Это обеспечивает доминирование на рынке, позволяет финансировать свою деятельность с меньшими затратами, чем конкуренты. Так и выходит, что «победитель получает все», включая ресурсы, которые позволят никогда не разрывать порочный круг.

Грязные трюки

Разумеется, одними лишь эффектами масштабируемости поддержка монополии бигтеха не ограничивается. Чтобы сохранить за собой лидирующее положение, ИТ-гиганты идут на самые разнообразные хитрости. И нередко ходы, которые делаются в этой большой игре, негативно сказываются на развитии отрасли и даже препятствуют инновациям.

Техногиганты относятся к конкурентоспособным находкам небольших компаний не как к шагу вперед для ИТ-сферы, а как к угрозе. Бигтех стремится всячески донести до рынка, что нет необходимости вкладываться в такие «рискованные» проекты. А потом, лишив мелких игроков финансового топлива, ИТ-гиганты сами берутся за разработку аналогичных технологий. Так было с фирмой Nuance, которая задолго до появления Siri и Alexa создала мощное ПО для обработки речи. Сначала Google, Amazon и Microsoft стали ее клиентами, а потом, учуяв перспективы разработки, просто задавили компанию. В 2021 году она была куплена Microsoft.

И это далеко не все, что делают ИТ-гиганты для сохранения статуса-кво. Недавно стало известно, что Google потратил 26,3 млрд долларов, чтобы занять место поисковой системы по умолчанию в интернет-браузерах и смартфонах. Эта баснословная сумма, можно сказать, пошла на подкуп производителей гаджетов, операторов связи и других причастных к делу компаний.

Более того, крупные технологические корпорации не только поддерживают собственное «правление», но и вступают в сговор друг с другом, чтобы уж точно подрезать крылья конкурентам. Это демонстрирует громкое обвинение Google и Facebook** в незаконном сотрудничестве на рекламном рынке. Компания Цукерберга получала особые преференции в сфере онлайн-рекламы, в обмен на это обязуясь соблюдать определенные условия по участию в торгах (на размещение все той же рекламы у Google).

Инфополе влияния

Доминирующее положение на цифровом рынке означает не только экономическую монополию, но и колоссальное, а местами практически эксклюзивное, влияние на информационное поле.

Владеть информационным пространством сегодня – то же, что владеть глазами большинства жителей планеты. Что бы ни происходило в мире, какие бы знания ни существовали в истории, люди увидят то, что предложит им интернет. Это открывает безграничные возможности для воздействия на общество, причем воздействия скрытого и в то же время тотального. Именно поэтому международное сообщество и национальные регуляторы в один голос твердят о необходимости сдерживать бигтех.

Еще одним серьезным этическим вопросом является влияние алгоритмов на картину мира пользователей, ограничивающее виртуальный обзор и запирающее их в эхо-камере собственных убеждений. Не стоит забывать и об огромных возможностях глобальных площадок к пессимимзации или, наоборот, раскрутке контента, а также полной цензуре и блокировке каналов неугодных авторов.

С учетом тенденции на платформизацию интернета, границ влияния бигтеха просто не видно. Если раньше популярность вполне мог обрести отдельно взятый сайт, предлагающий интересный контент или продукт, то сейчас пользователи предпочитают известные крупные площадки. А значит, чтобы стать заметными в онлайн-пространстве, нужно либо представить конкурентную платформу (что требует невероятных финансовых вложений), либо пользоваться посредничеством уже существующих.

Хороший пример: взаимоотношения ИТ-гигантов с журналистикой в разных странах мира. Чтобы быть услышанными, представителям СМИ сегодня просто необходимо контактировать с аудиторией через крупные платформы. Площадки, естественно, и рады «помочь». Правда, в обмен на большую часть вырученных с их контента средств, что может поставить небольшие издания на грань выживания. Именно это, например, происходит с независимой прессой в Никарагуа.

Мало того, что монополисты онлайн-инфополя получают невероятные суммы, пользуясь своим положением, так они еще и ничем не брезгуют: подставляют карманы под водопад, из которого золото течет вперемешку с помоями. Так, в Молдове – стране, страдающей от серьезной коррупции – Google просто вручает политикам все инструменты для нелегальной саморекламы, при этом отказываясь предоставлять прозрачные данные о продвижении в Сети контролирующим органам и НКО.

Еще хуже бигтех показал себя в Мьянме. События конца 2010-х навсегда оставили свой отпечаток на репутации онлайн-платформ. Тогда эксперты ООН заявили, что соцсети, и в первую очередь Facebook**, сыграли определяющую роль в разжигании ненависти, в конечном счете окончившейся геноцидом этнических меньшинств в стране. «Facebook** превратился в зверя», – с тревогой говорили представители международной организации.

Ученые беспокоятся уже даже не о проблеме свободы слова – о свободе мысли. Ведь где гарантия, что умы пользователей прямо сейчас не выставляются техногигантами на аукцион как стандартный лот.

То ли еще будет, ведь впереди эра искусственного интеллекта. И уже понятно, кто будет определять, что именно выдаст на ваш вопрос чат-бот. Лишь за 2023 год 6 % крупных технологических компаний потратили на рекламу ИИ-продуктов 36 млн долларов. Остальные 94 % компаний вместе вложили сумму лишь в 4 млн долларов. Что-то меняется, а что-то остается неизменным. Пока технологии стремятся за горизонт, гиганты продолжают держать небо, тщательно контролируя доступ к звездам.

* Признана экстремистской и запрещена на территории РФ

** Материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Фото: unsplash.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.