Top.Mail.Ru
Общество
Мурманская область
0

Почему саамы боялись Деда Мороза, но не испугались Ивана Грозного

олени
Саамский бог-олень Мяндаш был покровителем охоты

Вокруг народа саами сложилась масса легенд. С древности его представители считались носителями магических свойств. Саамские шаманы славились далеко за пределами родной земли, были известны как повелители погоды. Сила древнего пиара о таинственных лопарях, живущих на краю земли, была так сильна, что сам Иван Грозный призвал кудесников из Лапландии для ворожбы по комете. В чем большая сила маленького народа и как живут сейчас потомки саамских волшебников – в материале «ФедералПресс».

Где жила Снежная королева из сказки Андерсена и как выглядят саамы

Возможно, что самоназвание народа произошло от слов ẑeme, sabme, zemas, которые в балтийских языках означали «земля, низкий, низменный». Версия наиболее близка к традиционному занятию саами – оленеводству и отражает внешний облик.

Описание земли таинственных саамов по представлениям тех времен можно встретить в известной сказке Андерсена «Снежная королева». Маленькая разбойница, которую встречает главная героиня Герда, представляет собирательный образ: крепкая, невысокая, бесстрашная, ловко управляющая оленями и владеющая ножом.

— Что вы говорите! — воскликнула Герда. — Куда же полетела Снежная королева? Знаете?
— Наверно, в Лапландию – ведь там вечный снег и лед. Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи.
— Да, там вечный снег и лед. Чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным сверкающим равнинам. Там раскинут летний шатер Снежной королевы, а постоянные ее чертоги – у Северного полюса, на острове Шпицберген.

Реальная, а не сказочная характеристика внешнего облика и поведенческих стереотипов саами есть у этнографа Владимира Львова в его труде «Русская Лапландия и русские лопари», вышедшая в 1903 году:

«По большей части маленького роста, крепки, коренасты, здоровы. Голова короткая и совершенно круглая. Лицо очень широкое, расплывчатое. Кожа смуглая, темная, но не столько сама по себе, сколько от постоянной грязи и копоти. Усы и борода обыкновенно растут плохо, как у других финских народов. Нос широкий и короткий, часто вздернутый. Но бывают и выше среднего роста, с правильным овальным лицом, прямым носом, с длинной окладистой бородой».

Новейшие исследования доказывают, что в генетическом отношении саамы являются уникальной группой населения. По первой версии, основанной на археологических исследованиях, древние люди присутствовали в самых северных частях Европы около 10 000 лет назад – вскоре после окончания последнего оледенения. Но начало какому этносу дали эти племена, до сих пор не установлено. Во второй теории саамы пришли на север Европы во 2 тысячелетии до н. э. и частично смешались с местным населением.

Некоторые российские ученые склоняются к версии, что прямыми предками лопарей были представители более древней народности – псковской чуди.

В любом случае саами до сих пор существуют и сохраняют свою идентичность. Так, в Финляндии существует культурная автономия. Права старейших жителей страны на образ жизни, национальные, культурные и религиозные обычаи защищены законом.

Саамы, лопари или сампи: в чем разница

Саами, они же саамы, они же лопари – варианты названия небольшого по численности народа северной части европейских стран. Большая часть саамов – свыше 29 тысяч человек – живет в Финляндии, Швеции и Норвегии. Малая часть – около 2 тысяч человек – на Кольском полуострове в Мурманской области.

Кольский полуостров часто называли Русской Лапландией, а коренных жителей именовали лапландцами, лопью или лопарями. Название народа «лопари» приписывают финнам и скандинавам – по названию места обитания саамского народа – Лаппия (Lappia).

Русские исследователи Владимир Львов и Дмитрий Островский писали, что «лопь» означает «край», а «лопарь» – человек, живущий на самом краю земли.

В русскоязычном пространстве вместо неблагозвучного «лопари» сейчас употребляется «саамы». За рубежом земля саами называется Сапми (Sápmi), а термин «саам» считается неделикатным в отношении носителей этой культуры.

Почему саамы кастрировали оленей зубами и сколько у них синонимов слова «снег»

Саамский язык относится к финно-угорской семье языков – это одна из крупнейших в мире. Лингвисты выделяют саамский на особое место и считают, что он близок к самодийским языкам. К примеру, самый известный самодийский язык – ненецкий.

Традиционные занятия и особенности места проживания народа отразились в лексике. На языке саами существует минимум 180 слов для обозначения снега и льда. Для сравнения, в ненецком языке подобных терминов – около 40.

Исследователи выделяют четыре основных хозяйственно-культурных типа саами.

  1. Горные – наиболее многочисленная группа саамов, живущих в Швеции, Норвегии и Финляндии. Ведут кочевую жизнь и занимаются горным оленеводством.
  2. Оседлые приморские (береговые) саамы – большинство саамов Норвегии. Занимаются морским рыболовством. Летом и осенью ведут промысел семги, весной – прибрежный лов трески.
  3. Лесные саамы ведут полукочевой образ жизни, живут в Швеции и Финляндии. Занимаются охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством.
  4. Кольские саамы представляют совершенно самостоятельную этнографическую группу. Образ жизни – сочетание оленеводства, рыболовства, охоты. Вели полукочевой образ жизни, последние десятилетия перешли на оседлость.

Основа хозяйствования саамов – олени. Это еда, транспорт, одежда и даже деньги. Для усиления ездовых качеств – выносливости и силы – животных кастрировали, то есть лишали функции воспроизводства. С давних времен оленеводы делали это зубами, извлекая половую железу. Считается, что так безболезненней и безопасней для животных, которых жизненно важно сохранить в суровых условиях. «Натуральную» кастрацию применяли саами, ненцы и другие северные оленеводческие народы. Несмотря на развитие современной ветеринарии, традиция частично сохраняется в некоторых хозяйствах, ей придается сакральный смысл.

Живое возрождение саамских шаманов по имени Надежда

Издавна саамские шаманы – нойды – наделялись сверхспособностями: они повелевали силами природы и предсказывали будущее. Нойды считались очень могущественными и с миром тонких материй общались при помощи бубна.

«Заехал я в страну воображенья? Иль город здесь лапландских колдунов?» – упоминается о нойдах в «Комедии ошибок» Уильяма Шекспира.

Самая известная легенда связана с Иваном Грозным. Увидев комету, он призвал лапландских кудесников, чтобы они предсказали ему будущее. Около 60 саамов привезли в Москву накануне Крещения. Шаманы били в бубны и предсказали государю скорую смерть 18 марта 1584 года. Грозный приказал прилюдно сжечь колдунов в назначенный день, чтобы доказать их неправоту. Но накануне казни правитель скончался. В дальнейшем взошедший на престол Лжедмитрий I учился колдовству у лопарей.

Есть данные, что последний саамский шаман Риз из Нотозера, что на северо-западе Кольского полуострова, умер в 1931 году.

В настоящее время в Мурманске живет Надежда Фенина, которая называет себя современным нойдом и помогает людям через шаманские практики.

Множество верований у саамов было связано с природой и священным животным – оленем. Мужчинам для хорошей добычи нельзя было думать о боге-олене Мяндаше – покровителе охоты. Запрещено было бить спящего оленя и смотреть в глаза Мяндашу. Кроме промысловых верований был культ предков и природы.

Священное место называлось сейд. Это могли быть ущелья, пещеры, крупный камень или группа каменей, поставленных друг на друга. Сейдам приносили в жертву оленей, смазывали их кровью животных, рыбьим жиром, оставляли подношения.

В настоящее время у саамов две основных официальных религии: православие и лютеранство.

«Экстрасенсорных способностей за собой не наблюдала. Но очень сильно чувствую природу. Когда нахожусь в лесу, кажется, что он со мной говорит, шепчет что-то важное. Плохое самочувствие растворяется, и тебя наполняет новой силой. До наших времен дошли некоторые саамские традиции. Например, когда люди приезжают на новое место, то задабривают духов природы: бросают в воду или на землю денежку. Это нужно, чтобы рыба и дичь хорошо ловились», – рассказала «ФедералПресс» представительница саами, художник-оформитель Ловозерского Центра развития досуга и культуры Марина Гринчук.

Как живут современные саамы на Кольском полуострове

За время существования российского государства большое влияние на этнос оказывали существовавшие рядом карелы, финны, русские, а также коми-ижемцы и ненцы. Однако «русским» саамам в целом удалось сохранить этническое самосознание и язык.

В настоящее время большая часть их часть живет в Ловозерском районе Мурманской области.

«Недавно презентовали проект «Вирма река – два берега, два языка». Мы показали саамскую культурную программу вместе с представителями коми. В регионе почти 90 лет существует ансамбль «Луявр», который исполняет саамские, ненецкие и коми песни. Нас всех объединяет Север», – рассказала Марина Гринчук.

Женщина известна в СЗФО и за его пределами как исполнительница саамских песен и мастер национальных ремесел. Исполняет «луввьт» – старинное саамское пение, а также адаптирует для молодежи на древний язык современные популярные песни. Марина Гринчук – носительница и пропагандист своей культуры. Придерживается саамских традиций в одежде и еде.

«В похлебку из оленьего мяса традиционно добавляется ржаная мука для наваристости. В тарелки при подаче кладутся дикие ягоды вороники. В рыбную похлебку добавляется морошка. Получается вкусный витаминный продукт», – отмечает женщина-саами.

По словам Гринчук, несмотря на усилия местных властей, направленные на сохранения языка, в быту на саамском говорят все меньше. А наиболее стойкие культурные признаки связаны с пищей, традициями, одеждой.

«Если женщина не подвязывает юпу поясом – значит беременная. Головной женский убор шамшура самостоятельно вышивался родовыми узорами и знаками. Сама люблю быть в народной одежде. Она дает другое самощущение», – говорит мастерица.

Национальной одеждой саами издавна была прямая суконная или холщовая рубаха – юпа (куфт). Мужчины подвязывали юпу кожаным поясом, на котором крепились нож, огниво, кошелек и амулеты. Женщины надевали поверх юпы сатиновый сарафан и передник. Основой зимнего гардероба была одежда из оленьих шкур и утепленные суконные шапки. На ногах носили каньги из оленьего меха или замшы. Зимой обували яры – высокие меховые сапоги.

Где живет саамский Дед Мороз и сколько до него «поронкусем»

Традиционная саамская еда, одежда и обычаи в последнее время активно используются для развития туристической сферы Мурманской области.

В финской Лапландии после Второй мировой появился свой Санта-Клаус, прозванный Йоулупукки. Его чрезвычайно популярная у туристов резиденция расположена возле Рованиеми – столицы лапландской провинции.

В России с недавних пор тоже есть свой саамский Дед Мороз – Мунь Каллса. Его резиденция находится в Ловозеро.

Есть версия, что сказочный персонаж у саамов в давние времена считался вредным стариком, который больно кусает за конечности.

Долгое время иностранные и российские саамы сотрудничали в сферах культуры и туризма. Из-за современной политической ситуацией связи прервались.

В древности у финских саамов была популярная единица измерения – поронкусема. Она обозначала расстояние, которое среднестатический олень способен пройти без остановки до опорожнения мочевого пузыря. Поронкусема составляла примерно 7,5 км. В настоящее время термин используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.

Если расстояние от финского Йоулупукки до Мунь Каллса можно высчитать, то до возрождения новых саамских международных культурных связей – поронкусема.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Анна Крючкова, Дарья Панкратова, unsplash.com

Сюжет по этой теме
14 октября 2022, 13:53

Энциклопедия коренных народов России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.