Top.Mail.Ru
Общество
Ненецкий автономный округ
0

«Шерше ля фам» по-ненецки: как в НАО женщина-председатель спасла оленеводческое хозяйство от разорения

Алена Басманова
Алена Басманова – дочь потомственных оленеводов

Праздник коренных народов, который отмечается 9 августа, в маленьком заполярном поселке Харута в Ненецком автономном округе проходит незаметно. Здесь в почете профессиональный праздник тружеников тундры – День оленя. Для кочевников олень – синоним самой жизни. Вдохнуть новую жизнь в разорившееся оленеводческое хозяйство в далеком НАО смогла хрупкая молодая женщина. Как удалось освоить мужскую работу и наладить контакт с суровыми оленеводами, рассказала «ФедералПресс» председатель местного сельхозкооператива Алена Басманова.

Почему у женщины получилось, а у мужчины нет

Оленеводческий поселок Харута – настоящий эксклав. Этот населенный пункт административно подчинен Ненецкому автономному округу, но со всех сторон окружен территорией соседней Республики Коми. Здесь база оседлости оленеводческого сельскохозяйственного кооператива «Рассвет Севера». В 2023 году бывший колхоз, а ныне СПК отмечает 70 лет.

В 2018 году для бывшего колхоза-миллионера «Рассвет Севера» чуть не наступил закат: предприятие фактически обанкротилось, на бывшего председателя завели уголовные дела за хищение имущества, а рядовые оленеводы месяцами жили без зарплаты.

1a348676ae6dd47337027f0462bd0090.jpeg

Выводить кооператив из затяжного пике работники колхоза пригласили молодую жительницу Харуты Алену Басманову. Ей немногим больше тридцати лет, и она – дочь потомственных оленеводов. Говорит, что не решилась бы возглавить хозяйство, но помочь пообещал дядя Алены – Николай Егорович Басманов. Он всю жизнь трудился в «Рассвете Севера» и знал об оленеводстве практически все.

«Я понимала, что если оленеводы пригласили в качестве председателя женщину – это был жест отчаяния. В ненецкой культуре женщина – лишь хранительница очага, и ей всегда отводилась второстепенная роль. Но они доверились мне и сплотились, чтобы вытянуть СПК из долговой ямы. Было очень тяжело. Я ничего не знала в оленеводстве и не руководила никогда», – говорит председатель.

Как без света колхоз вышел к рассвету

Из финансовой ямы председатель-новичок и труженики тундры выбирались долго.

Тяжелый 2018 год СПК просуществовал без дохода. К концу года накопилось порядка 10 миллионов рублей долгов по зарплате, кредиторская задолженность – почти 30 миллионов. На самом деле деваться оленеводам было некуда – единственное «градообразующее предприятие» в маленьком поселке давало работу и надежду, что все изменится к лучшему.

Первые полгода в колхозной конторе приходилось существовать без электричества, которое отключили за долги. Чтобы нормально работать, Алена Басманова периодически заводила свой собственный старый дизель-генератор. Оленеводов вызывали из тундры на судебные разбирательства по уголовным делам бывшего председателя. Проштрафившийся СПК постоянно навещали контролирующие органы.

В итоге ситуация потихоньку выправилась. Для поднятия духа в 2019 году Басманова организовала оленеводческий праздник «Рассвет Севера». Благо, что у нее есть дополнительное образование в области туризма. В 2021 году «Рассвет Севера» по итогам отраслевых соревнований признали лучшим в НАО. А оленеводам теперь платят зарплату два раза в месяц.

Трудиться от рассвета до заката

Итоги очередного производственного гпериода уже не очень радовали. В 2021 году трагически погиб дядя Алены, который умел правильно составлять структуру стада. Уход настоящего профи сказался на производственных показателях СПК. По словам председателя, теперь вся надежда на нового зама по оленеводству, которого выбрали в 2022 году из самих работников СПК.

Много времени у председателя теперь отнимают дела семейные. Молодая женщина родила сына. Сейчас первенцу восемь месяцев.

«Говорю про себя, что я – недоработник и недомать, совмещать очень трудно. Приходится брать сына на работу и больше руководить по телефону», – улыбается молодая женщина.

7704d1a88f0bc593e5e9907f6acdeacc.jpeg

Сейчас в кооперативе по договору ГПХ работают 19 человек, на постоянной основе трудятся 55 оленеводов. Женщин-чумработниц в бригадах 9 человек. В хозяйстве семь бригад. Всего поголовье оленей насчитывает около 17 тысяч голов, включая частное.

Осенью наступит самая важная производственная часть – забойная кампания, от которой зависит финансовый успех предприятия. Благодаря добытому мясу в первый трудный год председательства Басмановой удалось закрыть значительную часть долгов «Рассвета Севера». Сохранять оленье мясо планируют на новом убойном пункте, который начали строить 15 июня.

«Старый убойный пункт контейнерного типа был без морозилок и нужного оснащения. Его разобрали, а на старом фундаменте возводится новый, соответствующий всем требованиям СанПина, камерой шоковой заморозки и камерой охлаждения», – говорит Басманова.

Новый пункт возводится по проекту женщины-председателя совместно со строителями из Кирова. Цена инвестиционного объекта – порядка 60 млн рублей, из них 20 млн выделили из бюджета НАО. За ходом строительства можно следить в официальном аккаунте «ВКонтакте».

Как говорит северянка, секрет успеха действенного симбиоза между современным и патриархальным, женским и мужским состоит в желании наладить конструктивный диалог.

«Криком оленеводов не возьмешь, нужно только договариваться», – резюмирует председатель.

Фото предоставлены Аленой Басмановой

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.