Top.Mail.Ru
Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Челябинская область
0

Как челябинские заводы утоляют кадровый голод: «Мы не греем рынок по зарплатам»

Рабочие
Южноуральские заводы решают проблему кадрового дефицита

Число вакансий в УрФО с начала 2023 года выросло на 22 % (данные кадрового портала «Работа России»). Сейчас на предприятиях требуется более 180 тысяч рабочих. В Челябинской области прирост вакансий составил 31 %. Впрочем, далеко не все южноуральские предприятия переживают острый кадровый кризис. Как промышленники решают проблему дефицита кадров и чем завлекают новых работников – читайте на «ФедералПресс».

НПО «Электромашина»

Об «Электромашине», входящей в состав корпорации «Уралвагонзавод», в регионе знают многие. Прежде всего предприятие известно производством наукоемких продуктов и конструкторским потенциалом. Специалистов такого профиля на заводе пусть и не хватает, но острого дефицита нет.

«Дефицит кадров, конечно, присутствует, но массового характера это не имеет. А в связи с новыми объемами заказов, продолжается набор слесарей-электромонтажников и монтажников радиоэлектронной аппаратуры. В том числе с помощью организованных на нашем предприятии учебных участков, где желающие освоить профессию с последующим трудоустройством могут пройти обучение с нуля», – говорят в пресс-службе НПО.

На предприятии действуют различные мотивационные программы, которые нацелены на удержание персонала. Это компенсация процентов по ипотечным кредитам, программа «Профессионал», которая на паритетной основе вместе с работодателем помогает сотруднику накопить существенную сумму денег. Кроме этого, завод предлагает иногородним сотрудникам частичную оплату найма жилья, а также компенсацию питания в заводской столовой для всех сотрудников.

С тем, что рабочие профессии теряют сегодня свою актуальность, на предприятии в корне не согласны.

«Мы наблюдаем ситуацию, когда очень много людей, которые имеют высшее образование, в том числе управленческое образование, осваивают рабочие профессии и получают у нас развитие карьеры по горизонтали, делают успехи. И это достаточно распространенное явление», – отмечают в пресс-службе «Электромашины».

Больше всего «Электромашине» сегодня требуются слесари-электромонтажники / монтажники радиоэлектронной аппаратуры, а также операторы и наладчики станков с ЧПУ (особенно высокоразрядные), токари и фрезеровщики.

«ЧТЗ-Уралтрак»

Численность коллектива моторного производства «Челябинского тракторного завода – Уралтрак» (тоже входит в «Уралвагонзавод») неуклонно растет. С середины 2022 года она увеличилась на 34 % за счет приема основных производственных рабочих. Вместе с этим ЧТЗ продолжает набирать кадры: на предприятие требуется порядка двухсот человек. Наиболее востребованными профессиями являются: станочник широкого профиля, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, токарь-расточник, фрезеровщик, шлифовщик, слесарь-ремонтник, электромонтер.

«Привлечение персонала осуществляется путем реализации комплексной программы, направленной на увеличение оплаты труда рабочих, социального пакета и льгот, условий труда», – информируют в пресс-службе завода.

Для понимания динамики повышения заработных плат приведем несколько цифр: в январе 2023 года средняя заработная плата производственных рабочих составила 71 тыс. рублей, по итогам работы в апреле – 89 тысяч. На сегодняшний день она составляет более 97 тыс. рублей (по итогам работы за октябрь 2023 года). Обозначенный уровень заработной платы включает оплату переработок (сверхурочных работ и работ в выходные и праздничные дни). Также на предприятии, согласно коллективному договору, всем сотрудникам ежегодно проводится индексация заработных плат на размер инфляции прошлого года, зафиксированный в Челябинской области.

Отдельное внимание уделяется расширению социального пакета и льгот. Например, на предприятии введено положение, согласно которому заводчане, арендующие в Челябинске жилье, смогут оформить ежемесячную денежную компенсацию от завода в размере 12,5 тыс. рублей. Также сотрудникам, которые живут за пределами города, полагается компенсация стоимости проезда до места работы и обратно в размере 5 тыс. рублей.

На особом положении работники станочных профессий. С 1 марта 2023 года такие специалисты при трудоустройстве на завод получают от предприятия единовременную выплату – «подъемные» в размере 12 тыс. рублей. Для них предусмотрены полугодовые и годовые разовые выплаты с момента трудоустройства в размере 20 тыс. рублей.

«Сегодня, когда предприятия региона, в том числе и наше, начали более активно развиваться и предлагать хорошую заработную плату, многие люди уловили данный тренд и пошли на заводы. Рабочие профессии становятся все более актуальными на рынке труда», – считают на предприятии.

ЧКПЗ

На Челябинском кузнечно-прессовом заводе как таковой проблемы дефицита кадров нет. Другое дело, что предприятию не хватает именно высококвалифицированных сотрудников. Для решения этой задачи наработаны инструменты по найму и привлечению персонала.

«Например, мы взаимодействуем и с учебными заведениями, делаем шаги на опережение. Кроме того, мы выстроили систему подготовки рабочего персонала», – рассказывает директор по персоналу и социальным вопросам ЧКПЗ Наталья Гречищева.

По ее словам, у ЧКПЗ есть ряд преимуществ, которые позволяют привлекать самые лучшие кадры: стабильность, постоянное развитие и зарплата.

«Мы не греем рынок по зарплатам. Но мы на него очень внимательно смотрим. Дважды в год мы заказываем мониторинг, на который опираются федеральные государственные органы, Росстат и инспекции по труду, ориентируясь на этот мониторинг, мы предлагаем к пересмотру по зарплате те или иные профессии. В этом году у нас пересмотр заработных плат прошел по всем профессиям», – добавляет Наталья Гречищева.

Еще один действенный инструмент для привлечения работников – соцпакет. На ЧКПЗ действует коллективный договор, в котором прописано право работников на получение санаторно-курортного лечения, различных пособий, дополнительных возможностей. Сейчас прорабатываются перспективы добровольного медицинского страхования.

Трудовые династии

Все опрошенные «ФедералПресс» предприятия гордятся и трудовыми династиями.

Например, династия Смолкиных-Герасиковых (НПО «Электромашина»). Общий трудовой стаж – около 340 лет. Всего насчитывает 18 представителей, в настоящее время работают 8 человек. Профессии: инженер-контруктор, слесарь механосборочных работ, слесарь-электромонтажник.

Родоначальником является Александр Смолкин. Трудовой путь на Заводе электромашин (ЗЭМ) начал в 1951 году техником. Накопив опыт, в инженерной должности возглавил конструкторскую группу. Имел ряд авторских свидетельств по изделиям. Его трое дочерей также работали на ЗЭМе. Одна из них создала семью с сыном Ивана Герасикова, слесаря механосборочных работ, который трудился на Заводе электромашин с 1955 года. Так дети из той и другой семьи, объединившись, продолжили трудовой путь династии Смолкиных-Герасиковых.

На Челябинском тракторном заводе сейчас трудятся более 20 династий. Среди них – династии Землянских-Текуновых (совокупный стаж династии – 722 года), Журавских-Осокиных (360 лет), Солдатовых (219 лет), Ахромовичей (102 года) и многие другие. Есть на предприятии и «молодые» династии, когда, например, действующие сотрудники приводят своих детей. Это династии Хуснуллиных (отец – электросварщик, мама – сверловщик, сын – начальник автоматно-механического цеха), Казанцевых (мама – гальваник, дети – маляр, чистильщик металла и мастер участка) и многие другие.

На ЧКПЗ аналогично. Есть примеры, когда на заводе работают отец, мать, сын по разным направлениям. Например, Сатаровы. Отец – наладчик шестого разряда, мать – специалист в бюро по пенсионному учету, а сын – инженер-технолог. Синицины: отец – кузнец-штамповщик, мать – специалист, а дочь – мастер ОТК.

Как устранить дефицит кадров

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер считает, что в целом для страны стоят две главные задачи – работа с молодежью и рост производительности труда.

«Еще несколько лет назад в Челябинской области половина выпускников 9-х классов продолжала обучение. Сегодня больше 60 % идет в СПО. Почему? Повышается престиж рабочей профессии, растут зарплаты. Молодежь увидела, что есть перспективы и потребность. Наш регион – лидер в стране по проекту «Профессионалитет», предприятия активно включились в процесс. Второе направление – рост производительности труда через нацпроект, через промышленную роботизацию. В условиях демографической ямы этот процесс поможет справиться с дефицитом рабочих рук», – отмечал глава региона.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» отметил, что проблема нехватки кадров для российской промышленности по-прежнему актуальна, причем она обострилась во время специальной военной операции на Украине.

«Немало рабочих отправились служить по мобилизации или пойдя добровольцами по контракту. И им выгоднее служба с оплатой большей, чем они имели на своих заводах», – комментирует эксперт.

По его мнению, решить проблему кадрового голода можно как за счет повышения зарплаты и улучшения психологического климата на предприятиях, так и путем обучения безработных и снижения зачастую завышенных требований к персоналу.

Фото: ФедералПресс / Юлия Котышева

Сюжет по этой теме
14 июля 2023, 13:30

Человеческий капитал

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
Уралвагонзавод
Версия для печати