Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Мигрантам запрещают работать водителями, курьерами и продавцами: почему это ничего не изменит

Курьер едет на велосипеде
Для мигрантов в России остается все меньше рабочих мест

Еще один российский регион, Магаданская область, ввел запрет для мигрантов на работу по ряду направлений. Это, в том числе, общественный транспорт и такси. В Приморье объявили о том, что ужесточают контроль за мигрантами. Однако иностранцы все равно продолжают работать – в Хабаровске даже врачами. Почему так происходит, кого касается запрет и что нужно сделать, чтобы запреты начали работать, – в материале «ФедералПресс».

Какие регионы не хотят видеть мигрантов на работе

Так или иначе практически все дальневосточные регионы, и не только, вводят запреты для мигрантов на работу по ряду специальностей. Чаще всего это касается водителей такси и общественного транспорта, учителей. Также в список попали сферы торговли, животноводства, растениеводства, добычи драгоценных металлов, производства пищи.

В Магаданской области на прошлой неделе вышел указ за подписью губернатора, который с 2024 года запрещает иностранцам с патентами работать водителями общественного транспорта и такси. Аналогичный запрет действует в Приморье с 2020 года.

В Якутии на мигрантов распространяется еще больше ограничений. Помимо вождения транспорта они не могут, например, заниматься охотой, животноводством, производством мебели и пищи, а также торговлей. Под запретом – сферы образования, медицины и научной деятельности.

Практически та же ситуация наблюдается в Амурской области и на Сахалине. В Сахалинской области, кроме того, мигрантам запретили работать на весьма «хлебных» местах – курьерами.

Иная картина в Хабаровском крае. Ограничения для мигрантов вступили в силу еще при Фургале. Дегтярев решил не продлевать их. Депутаты законодательной думы края регулярно выступают с предложением о запретах для мигрантов, но краевые власти согласием не отвечают. Так что иностранцы в регионе занимают даже должности медиков.

Почему мигранты все равно водят автобусы и работают продавцами

Надо понимать, что власти регионов своими указами и постановлениями не запретили труд всех иностранцев в перечисленных сферах. Ограничения всегда касаются только одной категории мигрантов – тех, кто работает по патентам.

Немного матчасти. Иностранцы могут попасть в Россию тремя путями. Первый доступен для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении могут приезжать в Россию без визы и работать без получения каких-либо разрешений – просто приходить к работодателю и заключать договор.

Второй путь – для граждан из стран с визовым режимом въезда. Они могут оформить въездную визу в Россию и устроиться на работу к конкретному работодателю только после того, как он (работодатель) сам найдет необходимых ему работников за рубежом, получит разрешение на их привлечение и использование и оформит каждому разрешение на работу. Кроме этого, он гарантирует каждому привлекаемому работнику материальное, медицинское и жилищное обеспечение, обязуется предоставить денежные средства, необходимые для его выезда в страну исхода по окончании срока пребывания в России

Наконец, третий вариант, о котором и говорят власти, касается граждан стран, с которыми у России установлен безвизовый режим (Азербайджан, Украина, Узбекистан, Таджикистан). Иностранцы самостоятельно приезжают в РФ и получают патент на работу в определенной сфере экономики. В идеале – с патентом ищут работодателя и заключают трудовой договор. В реале – работают по «серой» схеме.

А еще иностранцы могут спокойно работать в России, если получат разрешение на временное проживание (РВП). Однако сделать это довольно сложно.

Так что если мигранты приехали из стран ЕАЭС или у них есть разрешение на временное проживание или последующий правовой статус – вид на жительство (ВНЖ), то они смогут работать на своих местах в России и дальше.

Зачем запрещать работать мигрантам, если это ничего не изменит

Сергей Пушкарев, председатель комиссии Общественной палаты Приморского края по миграционной политике, объяснил, что в регионе большинство мигрантов, которые работают по патентам, – граждане Узбекистана. По данным за девять месяцев этого года, их в Приморье было 19,3 тысячи, или порядка 86,5 % от трудовых мигрантов этой категории. Следует отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество уменьшилось почти в два раза – было 36 035 человек.

Полностью отказаться от трудовых мигрантов Россия не может, причем еще долгое время: сейчас собственных рабочих рук не хватает, в основном из-за демографической ямы.

«Поэтому мы должны создавать условия, чтобы к нам ехали, чтобы люди были здесь востребованы экономикой, чтобы они приезжали сюда, трудились на определенных рабочих местах, на определенных условиях. Тогда это будет цивилизованная миграция, тогда и нарушений будет меньше», – объяснил Сергей Пушкарев.

В таком режиме сейчас идет миграция из визовых стран – например, из стран АТР (Китай, Вьетнам) и Юго-Восточной Азии (Индия, Мьянма, Бангладеш). И этот рынок выгоден для нас, дальневосточников, в отличие от трудовых мигрантов, въезжающих в безвизовом порядке, потому что этот процесс абсолютно управляемый.

«Люди приезжают по определенным заявкам работодателей. Для них решены все вопросы, связанные с регистраций по месту пребывания. И работодатель отвечает за то, чтобы их отправить на родину по окончанию контракта», – уверен эксперт в том, что подобный механизм необходимо внедрить и для безвизовых стран.

Как показали время и опыт, патентная система трудоустройства иностранцев оказалась нечувствительной к потребностям регионального рынка труда в различных специальностях трудовых мигрантов. Как следствие, возникло несоответствие между спросом и предложением иностранной рабочей силы. Об этом свидетельствуют показатели постоянно растущей неформальной занятости иностранных работников. Сейчас только в Приморье порядка 20 тысяч мигрантов безвизовиков работают по «серым» схемам: имея патент на руках, они работают без трудовых договоров. Соответственно, не платят налоги и взносы в социальный фонд. Люди в поисках работодателя соглашаются на любую работу– это не стимулирует их к социализации, а тем более к интегрированию в местное сообщество. И единственный путь – отменить патентную систему трудоустройства безвизовых трудовых мигрантов, сохранив жесткий контроль над их занятостью, как это предусмотрено для стран с визовым режимом въезда.

По мнению Сергея Пушкарева, задача об ужесточении миграционной политики, поставленная губернатором Приморья Кожемяко, очень актуальна и своевременна. Ведь как отметил губернатор, «те процессы, которые сейчас наблюдаются, не могут не вызывать тревогу у власти, а у жителей – определенное раздражение и дискомфорт».

Нельзя смириться с тем, что ежегодно в «свободном», неуправляемом режиме неформальной занятости на территории Приморья пребывает до 20 тысяч практически нелегальных трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ. Они создают серьезные угрозы: социальную напряженность в обществе, предпосылки экстремистских и террористических угроз.

Но одновременно с ужесточением миграционной политики необходимо устранить источники, порождающие незаконную миграцию и создать условия для приезда в край социально-активных, востребованных экономикой работников. Если трудовой мигрант приедет к конкретному работодателю, на вакантное рабочее место, будет чувствовать свою защищенность, тогда он будет эффективно работать, отдавая все силы, будет признан обществом, и все им будут довольны.

Если этого не сделать, говорит Пушкарев, мы постоянно будем тратить огромные силы и средства налогоплательщиков на выявление и принудительную депортацию тысяч нарушителей миграционного законодательства, постоянно возрождаемых существующей системой трудоустройства безвизовиков.

«Безусловно, здесь требуется изменение федерального законодательства. Но многое мы можем сделать и совместными скоординированными действиями органов власти, бизнес-сообществ и некоммерческих организаций. Именно с таким подходом, по моему мнению, необходимо приступить к выполнению другой задачи, озвученной губернатором края: «… в Приморье должна быть реализована эффективная миграционная политика», – резюмировал Сергей Пушкарев.

Рекомендуем прочитать о том, что говорят эксперты о трудоустройстве мигрантов в России и на Дальнем Востоке. Представители HH.ru также озвучили средние зарплаты иностранцев в ДФО.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.