В России работают десятки сильных, адаптированных к экономическим реалиям вертикально интегрированных компаний, объединивших последовательные производственные процессы. Вертикальная интеграция помогает им демонстрировать лучшие результаты и высокую рентабельность при растущем рынке и брать наибольшие риски при падающем. Как бы то ни было, такие компании получают больше инструментов для достижения лидерства на рынке и быстрее выходят на качественно новый уровень развития. Сегодня в фокусе «ФедералПресс» в качестве очередного драйвера экономики – вертикально-интегрированный бизнес ПАО «Мечел».
Вертикаль бизнеса
«Мечел» – один из крупнейших в России производителей коксующегося угля, специальных сталей и сплавов, который обладает богатой ресурсной базой, собственной генерацией, логистикой, включая портовые мощности, что обеспечивает ему низкие издержки при производстве и реализации продукции.
Согласно информации компании, в нашей стране она является первой по освоенным видам спецсталей и сплавов, второй по производству метизов, четвертой по выпуску сортового проката и коксующегося угля и входит в топ-10 крупнейших экспортеров металлургического угля в Азию. Все входящие в состав холдинга предприятия – а их порядка двух десятков – работают в единой производственной цепочке: от добычи сырья и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью до ее поставок на внутренний и внешние рынки.
По оценке БКС-Экспресс, добывающий сегмент компании обеспечивает порядка 50–65 % EBITDA, энергетический – менее 1 %.
По данным «Мечела», в 2022 году он произвел 3,6 млн тонн стали, 3,2 млн тонн чугуна, реализовал 2,6 млн тонн сортового проката; добыча угля в прошлом году составляла 11,3 млн тонн, наибольший объем его продаж пришелся на коксующийся уголь – 4 млн тонн, энергетический – 3,2 млн тонн; кроме того, было реализовано 1,5 млн тонн железорудного концентрата. Помимо этого, по итогам прошлого года было выработано 2 314,6 млн квт/ч электроэнергии и 5,292 тыс. Гкал теплоэнергии.
Ранее компания сообщала, что в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ее консолидированная выручка снизилась на 22 % до 194,7 млрд рублей, а EBITDA – на 49 % до 40 млрд рублей, при этом рентабельность по EBITDA составила 21 %. Убыток, приходящийся на акционеров ПАО «Мечел», составил 3,5 млрд рублей. Нисходящую динамику финансовых показателей относительно аналогичного прошлогоднего показателя в самой компании тогда объясняли пиком спроса и ростом цен на всю ее продукцию в первом полугодии 2022-го и изменением ситуации за год.
«Цены скорректировались, часть рынков закрылась, спрос также не всегда стабилен. Произошли изменения и в сфере налогообложения деятельности предприятий. Сложившиеся в прошлом году экономические условия и сейчас продолжают требовать от компании корректировок производственных планов, программ капитальных вложений, оптимизации направлений сбыта и перенастройки цепочек поставок. Полученного в отчетном периоде денежного потока хватило на финансирование инвестиционной программы и поддержание стабильной работы наших предприятий», – комментировали тогда в «Мечеле».
После публикации полугодового отчета эксперты отмечали, что в первой половине года ослабление рубля было весьма позитивно для прибыли компании.
«Если национальная валюта теряет 10 % по отношению к доллару США, чистая прибыль компании увеличивается в пределах 40 %. Это выглядит вполне обоснованным, учитывая как минимум тот факт, что компания получает около 20 %+ выручку непосредственно от экспорта, в основном в сегменте добычи, в то время как ее стальной бизнес ориентирован на внутренний рынок», – поясняли в БКС-Экспресс.
Инвестиционный кейс: уголь
Добычей угля в «Мечеле» занимаются два крупных предприятия – ПАО «Южный Кузбасс» в Кемеровской области, а также АО ХК «Якутуголь» в Республике Саха (Якутия), в составе которого работают разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая» и обогатительная фабрика «Нерюнгринская», и которое является одним из немногих производителей твердых коксующихся углей в России.
В этом году растущие цены на коксующийся уголь в Азии были ключевым фактором роста прибыли угольного сегмента.
По данным «Мечела», добыча угля в первом квартале 2023 года составляла 2,1 млн тонн, во втором – 2,4 млн тонн (+15 % к январю-марту 2023-го). В третьем квартале 2023 года в сравнении с предыдущим кварталом добыча угля выросла на 17 %, реализация основной продукции – концентрата коксующегося угля – на 43 %, а продажи в адрес третьих лиц – на 139 %. При этом продажи на внутреннем рынке увеличились почти в 2,5 раза. Концентрат коксующегося угля поставляется металлургическим и коксохимическим предприятиям центральных районов России и экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Показательной стала отгрузка в минувшем квартале крупной партии антрацита заказчику из Индии.
Эксперты видят хорошие перспективы работы угольного сегмента компании.
«Пока у компании есть положительный результат – восстанавливается добыча угля, в том числе на ключевом экспортном активе – «Якутугле» (прирост на 17 % в третьем квартале). Проводится перевооружение основных активов. Продажи коксового концентрата выросли на 139 % в третьем квартале. Что касается перспектив акций – тут много факторов, в том числе не зависящих от компании напрямую (налоговое регулирование, санкции, цены австралийского угля и так далее). Из плюсов компании можно отметить удачное положение Якутского актива (за узким местом железной дороги, что позволяет максимизировать экспортные продажи), а также высокую долю продукции сортовой продукции/проката, используемого в строительстве, как арматура, например», – прокомментировал деятельность компании по просьбе «ФедералПресс» портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
«Мечел» все еще сильно зависит от коксующегося угля, на который, по нашим оценкам, приходится 25–30 % общей EBITDA компании. «Мечел» испытывал серьезные проблемы с его продажей – большая их часть была в I квартале 2023 года – и в I полугодии 2023 года сократил отгрузки на 40 % г/г из-за ограниченных возможностей инфраструктуры на Дальнем Востоке и связанных с этим лимитов на грузоперевозки, как отмечала компания в пресс-релизе ранее. Как сообщали СМИ и подчеркивал на встрече в августе президент «Распадской» Илья Широкоброд, дальневосточные мощности ограничены, поскольку большинство российских экспортеров после введения санкций переориентировало продажи на восточные регионы», – комментировали ранее эксперты БКС-Экспресс.
Как известно, реализация планов правительства по дальнейшему расширению Восточного полигона должна способствовать смягчению ограничений на перевозки в восточном направлении и росту железнодорожной транспортировки угля.
«Ожидаем дальнейшего ослабления ограничений благодаря некоторым стимулам со стороны государства, направленным на увеличение логистических мощностей на Дальнем Востоке. Это может привести к восстановлению продаж коксующегося угля «Мечела» на 40 % в полугодовом сопоставлении во II полугодии 2023 года. Считаем, что в перспективе «Якутуголь» «Мечела» может начать наращивать добычу угля в 2024 году, но менее агрессивно, чем сообщалось ранее. По данным ТАСС, компания планирует добычу 4,2 млн тонн угля в 2023 году и до 6 млн тонн – в 2024 году. Таким образом, мы прогнозируем снижение продаж угля на 24 % в 2023 году и рост на 29 % г/г в 2024 году, что все еще ниже уровня 2022 года», – отметили в БКС-Экспресс.
«Восстановление цен на коксующийся уголь на мировых энергетических площадках стимулирует ограничение предложения со стороны одного из фаворитов международного угольного рынка – Австралии. С августа 2023 года они не успевают покрывать спрос на уголь и сдерживать цены в рамках борьбы с нашей экономикой. Так, цены на коксующийся уголь с 230 долларов за тонну ко 2 октября 2023 года вплотную приблизились к 300 долларам за тонну, что выше весеннего консенсус-прогноза аналитиков более чем на 10 %, ведь тогда австралийские специалисты ожидали рост цен на коксующийся уголь до 275 долларов/тонна. Как и в случае с нефтью, бенефициаром от нехватки ископаемого сырья на международном энергетическом рынке опять окажутся российские компании, что позволит двум российским горнодобывающим компаниям – «Мечелу» и «Распадской» – повысить свои операционные показатели за 2023 год», – считает к. э. н., основатель Форума трейдеров Дмитрий Пушкарев, чей комментарий публикует «Финам».
Металлургия
Металлургический дивизион «Мечела» представлен десятком предприятий по добыче руд и производству сортового проката из углеродистой и специальной стали, плоского проката из нержавеющей стали, фасонного проката, металлопродукции с высокой добавленной стоимостью, включая метизы и штамповки. Наличие ресурсной базы и собственной сбытовой сети обеспечивает твердые позиции на рынке.
Добывающие активы – «Коршуновский горно-обогатительный комбинат», разрабатывающий «Коршуновский» и «Рудногорский» железорудные карьеры (Иркутская область), а также «Якутская рудная компания», являющаяся оператором введенного в начале 2023 года в промышленную эксплуатацию Сиваглинского железорудного месторождения в Республике Саха (Якутия), – в целом нацелены на стабильную работу. Правда, по информации «Мечела», аномальное обводнение в Коршуновском карьере в этом году привело к серьезному падению производства и реализации железорудного концентрата, которое было восстановлено лишь в третьем квартале с возобновлением добычи. Об отгрузке первой партии железной руды с Сиваглинского месторождения, которая отправилась на ЧМК, «Мечел» информировал в мае этого года. Тогда же было объявлено о планах по добыче на этом месторождении около 900 тыс. тонн руды до конца текущего года, а с 2024 года здесь ежегодно будет добываться 1,25 млн тонн доменных и агломерационных руд.
Стальной сегмент, объединяющий сразу несколько предприятий, по данным компании, сохраняет стабильность в 2023 году, благодаря высокому сезону в строительном секторе. Свыше 85 % объемов производства здесь приходится на сортовой прокат, реализуемый в основном в России. «Челябинский металлургический комбинат» (ЧМК, Челябинская область) имеет полный цикл по выпуску качественных и высококачественных сталей – это одно из немногих российских предприятий, которому дано право присваивать продукции собственный индекс – ЧС (Челябинская Сталь); «Ижсталь» (Удмуртская Республика) производит специальные марки стали и нержавеющего сортового проката для автомобильной, нефтяной, горнодобывающей промышленностей и высокотехнологичного машиностроения; «Уральская кузница» (Челябинская область) изготавливает штампованную продукцию из специальных сталей и сплавов практически для всех отраслей машиностроения – от транспортного и энергетического до химической и пищевой, занимая более 20 % российского рынка штамповок. Проводимый в этом году капитальный ремонт доменной печи № 5 ЧМК снизил производство чугуна и стали в третьем квартале 2023 года на 4 % и 5 % соответственно. На общие показатели реализации сортового и плоского проката квартал к кварталу (–3 % и –10 % соответственно) также повлияли плановые ремонты, развернутые на ряде прокатных станов ЧМК. Спрос на арматуру и другие виды продукции со стороны строительных предприятий в истекшем квартале поддержал рост продаж этой продукции на внутреннем рынке. Продажи поковки из-за замедления спроса на внутреннем рынке уменьшились в июле-сентябре текущего года на 28 %, а штамповок – напротив, увеличились на 5 % в сравнении со вторым кварталом.
Реализация метизов в третьем квартале увеличилась на 2 % по сравнению с предыдущим кварталом за счет роста производства и сбыта проволоки на «Белорецком металлургическом комбинате» (Республика Башкортостан), являющемся единственным предприятием в России по выпуску микропроволоки диаметром до 0,009 мм. В составе «Мечела» работает еще и «Вяртсильский метизный завод» (Республика Карелия).
Зафиксированное в третьем квартале 2023-го снижение реализации ферросилиция на 20 % ко второму кварталу «Братским заводом ферросплавов» (Иркутская область), производящим высокопроцентный ферросилиций с содержанием кремния 65 % и 75 %, компания объяснила окончанием поставок по крупному экспортному контракту. В ноябре 2023 года этот завод выпустил 2-миллионную тонну продукции.
Что касается коксовой продукции, тоже выпускаемой предприятиями «Мечела», сокращение продаж на 4 % в третьем квартале ко второму кварталу 2023 года объясняется уменьшением экспорта. В числе производителей – «Московский коксогазовый завод» (Московская область) общей производственной мощностью 1,1 млн тонн валового кокса в год с влажностью 6 % и «Мечел-Кокс» (Челябинская область), в том числе вырабатывающий из коксового газа 24 вида химической продукции, используемой в изготовлении пластмасс, синтетических волокон, лекарств, парфюмерии и продукции органического синтеза в России и за рубежом.
Обеспеченность собственной электрической и тепловой генерацией позволяет не зависеть от поставок энергии извне. Так, выработкой электроэнергии занимается «Южно-Кузбасская ГРЭС» (Кемеровская область) с установленной мощностью по электроэнергии 554 МВт, по теплу – 581 Гкал/час, а сбытом – «Кузбассэнергосбыт» (г. Кемерово). Завершивший в октябре текущего года капремонт двух единиц основного оборудования, задействованного в выработке тепловой и электрической энергии – котлоагрегата № 4 и турбоагрегата № 3 – позволило повысить надежность работы станции при нагрузках в отопительном сезоне. С окончанием ремонта еще и котлоагрегата № 2 общие капвложения на эти цели достигнут 739 млн рублей.
Порты
В «Мечеле» считают важнейшим фактором успеха контроль над транспортной составляющей бизнеса, включая портовые мощности – речь о собственном морпорте Посьет на побережье Японского моря (Приморский край), через который переваливается уголь, универсальном перегрузочном комплексе Темрюк на Таманском побережье Азовского моря (Краснодарский край), а также речном порте Камбарка в Камском речном бассейне (Удмуртская Республика), переваливающем металлопродукцию, уголь, песок, щебень, бутовый камень, лес и другие грузы.
Текущая модернизация порта Посьет, связанного железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью, увеличит его мощность по перевалке угля, который экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, с 9 млн тонн до 15 млн тонн в год, расширив при этом логистические возможности. Уже сейчас технологические операции по выгрузке вагонов, перестановке порожних вагонов на железнодорожные пути, приведению угля в сыпучее состояние и его подаче к месту формирования штабеля перенесены в закрытые помещения. Перегрузка угля сопровождается работой систем орошением и пылеподавления. В сентябре текущего года на финальную стадию вышли работы по установке пылеветрозащитных экранов. А ввод в строй судопогрузочной машины обеспечит перемещение угля по крытым конвейерным лентам напрямую в трюм судна. Таким образом, в порту будет обеспечена экологически безопасная технология на всех этапах перевалки, говорят в «Мечеле». По сведению компании, в целом ее инвестиции в создание специализированного терминала в порту Посьет оцениваются в 4,9 млрд рублей.
Очевидно, что наличие собственных мощностей по транспортировке грузов позволяет экономить на издержках. Кроме того, учитывая возможности компании по формированию гибкого графика поставок, удобного клиентам, она оказывается менее зависимой от колебаний на рынке транспортных перевозок.
***
В целом, анализируя вертикально-интегрированный бизнес компании, можно прийти к выводу, что работа в условиях стремительно меняющейся конъюнктуры и логистических сложностей, вызванных геополитическими факторами и ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, сохранятся в будущем году, заставляя искать новые возможности для роста.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих
Драйверы экономики России