Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Перестановки в правительстве и новый международный вектор: что ждать россиянам в 2024 году

Правительство РФ
Эксперты не ожидают перестановок в кабинете министров

На следующей неделе заканчивается 2023 год и начинается 2024. С точки зрения предстоящих политических событий ничего не меняется. Предстоящий год, как и уходящий, будет во многом зависеть от тех же факторов – президентские выборы в РФ, интеграция новых регионов, развитие новых векторов международной политики, специальная военная операция и продолжающаяся конфронтация с Западом. Подробности в специальном выпуске «ФедералПресс» «Смыслы недели».

В субботу, 23 декабря, а также в воскресенье, 24 декабря, мы официально узнаем имена кандидатов в президенты РФ от двух партий, принадлежащих к системной оппозиции. На этом политическая жизнь внутри России затихнет до следующего года, а до него – рукой подать. «ФедералПресс» опросил политологов о том, чего ждать от 2024-го с точки зрения внутренней и внешней политики.

Так, о внутренней политике, СВО и кадровых перестановках в правительстве РФ в беседе с «ФедералПресс» рассказали политологи Дмитрий Журавлев и Дмитрий Солонников.

«Внутренняя политика – во многом заложница внешней политики. Если мы ожидаем в 2024 году не окончательной победы в СВО, то по крайней мере серьезного изменения ситуации, отсюда будет вытекать и регулирование внутренней политики. Конечно, там все связано. Пока мы не победили, каких-то радикальных изменений не будет. Никакой уверенности в том, что мы закончим спецоперацию в 2024 году, у меня нет. Мне кажется, что конфликт будет более долгим. Скорее всего, 2024 год пройдет так же, как и 2023, но для нас он будет более оптимистичным. Мое мнение – Михаил Мишустин великолепно справляется с порученными ему обязанностями и порученным фронтом работ. В очень сложной ситуации ведет правильный курс, и у нас хорошие показатели по экономике, о чем говорил Путин», – рассказал Солонников.

Дмитрий Журавлев предположил, что масштабных перестановок в правительстве не будет.

«Я не думаю, что поменяется что-то принципиально. Внутренняя политика, как она сегодня есть, выстроена на тех принципах, на которых выстроено наше общество и государство. Совмещение рыночной экономики с социальным государством. Совмещение очень непростое, некоторые считают, что вообще невозможное. Оно останется. Останется рыночная экономика, останется социальная поддержка со стороны государства. Вопрос – в каких пропорциях?

Мы сегодня не обладаем большими ресурсами, с одной стороны, с другой стороны, потребности общества очень большие. Вопрос в том, как это противоречие будет разрешено в течение 2024 года. Я надеюсь, нам это удастся, но сделать это будет очень-очень трудно. Может быть, стоит задуматься не о раздаче денег, а о каких-то других механизмах социальной поддержки. Регулирование цен все-таки в каких-то пределах или полный отказ от налогов на малоимущих.

Больших рокировок в правительстве я не жду. Может быть, пара-тройка министров сменится. Это естественно, люди просто выдыхаются. Принципиальные рокировки возможны в двух случаях: если поменяется политика (а мы с вами сказали, что это вряд ли произойдет) или если поменяется команда. Я думаю, этого вообще не произойдет. Я уверен, что премьер-министр останется тот же. Это мое мнение, с ним не все согласны. Конечно, кто-то из вице-премьеров поменяется. Кто-то уходит в госкорпорации.

Я бы укрепил Министерство промышленности, но министр [Денис Мантуров] стал вице-премьером, значит он на своем месте останется. В министерстве сельского хозяйства никого передвигать смысла нет, действительно некоторые успехи достигнуты. Смена министра экономического развития [Максима Решетникова] – это всегда вопрос смены экономической стратегии. Она может произойти, в связи со СВО, может быть, придется затягивать пояса там, где раньше мы этого делать не собирались. Когда денег много – эффективнее работают рыночные модели, когда денег мало – эффективнее работают административные модели. Соотношение этих моделей во многом будет определять, кто будет министром экономического развития, кто будет вице-премьером по экономическому блоку, кто будет вице-премьером по социальному блоку», – отметил Журавлев.

О многополярном мире и векторах международной политики в 2024 году «ФедералПресс» побеседовал с политологами Александром Макушиным и Никитой Томилиным.

«Основной задачей российской внешней политики в 2024 году будет закрепление результатов СВО, принятие этих результатов большинством стран Глобального Юга и расширение БРИКС. На ближних рубежах Российской Федерации, в странах Средней Азии основная задача – предотвращение развития ситуации по украинскому сценарию. В Закавказье, естественно, сохранение мира, хотя это достаточно сложно с той позиции, которую занял глава Армении Никол Пашинян.

Наиболее горячей точкой в ближнем зарубежье будет ситуация вокруг Приднестровской Молдавской Республики, которая, скорее всего, потребует соединения военной и дипломатической силы. В Западной Европе ситуация вряд ли сильно изменится – как говорится, «горшки побиты» сильно и надолго. С Соединенными Штатами, скорее всего, продолжится неформальный диалог через представителей спецслужб и военные организации. В дальнейшем Россия будет проводить суверенную внешнюю политику, отстаивать свои интересы и продолжать выполнение тех задач, которые поставлены президентом для обеспечения нашей глобальной безопасности.

Если подводить итоги 2023 года, который начинался достаточно сложно, а закончился позитивно, я думаю, этот тренд будет продолжен. В будущем году мы просто увидим то, что Россия будет развивать успех во внешней политике в разных направлениях. Что касается СВО – то, скорее всего, она в 2024 году не закончится. Пока я не вижу того, чтобы противник был готов принимать наши условия. Здесь я говорю не об Украине, а о Соединенных Штатах в первую очередь. Так что я думаю, что специальная военная операция будет продолжена, а в каком формате – на данный момент это предсказать пока еще достаточно сложно, потому что есть большая вариативность», – рассказал Макушин.

«В конфликт Израиля и Палестины будут втянуты еще несколько стран. Угрозы обстрелы из Йемена повлияют на морскую логистику и приведут к повышению цен на отдельные группы товаров. Затяжной конфликт в Газе повлияет на рост цен на нефть. До осени демократы будут заняты выборами, помощь Израилю может лишить Байдена поддержки части ядерного электората. В ЕС продолжится замедление роста экономик. Венгрию и Словакию будут пытаться приструнить внутри ЕС, найдя экономический рычаг», – рассказал Томилин.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
1 октября 2021, 13:30

Формируя смыслы. Проект «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.