Без малого два года действуют беспрецедентные санкции в отношении России. Помимо заморозки счетов и ограничений на продажу энергоресурсов, с весны 2022 года многие привычные нам западные компании решили покинуть российский рынок. Однако, вопреки прогнозам скептиков, россияне не остались без кроссовок и автомобилей. Как отечественные бренды заменяют ушедших торговых гигантов – разбирается «ФедералПресс».
Бренды покидают Россию
Массовый исход западных брендов начался одновременно с введением первых санкционных пакетов. Российский рынок моментально стал «токсичным» для производителей кофе, алкоголя, одежды, товаров для спорта. Компании начали массово сворачивать торговлю, распродавать остатки. Пошла волна массовых увольнений сотрудников.
Отдельные бренды уходили долго. У компаний Nike и Uniqlo почти год ушел, чтобы окончательно попрощаться с российским покупателем. Тем не менее крупные торговые центры столицы действительно одно время пустовали, напоминая посетителям о временах «ковидных» ограничений, когда в крупных ТЦ работали только продовольственные магазины и аптеки.
Какие-то компании попросту сменили владельцев и вывески, и теперь везде пестрят бренды «Вкусно – и точка» и «Ростикс». Другие оставили себе пространство для возвращения: французский бренд Decathlon, чьи магазины были закрыты более года, начал возвращаться на российский рынок под названием «Десятиборье» и уже начал работу в столичных торговых центрах.
Импортозамещение потребительского рынка
«Свято место пусто не бывает» гласит поговорка, и это особенно справедливо в торговле. За полтора года с начала ухода западных компаний присутствие российских брендов на внутреннем рынке выросло на 31 %. Тенденцию отметил даже глава государства.
«У нас на нашем рынке внутри страны присутствие наших брендов выросло на 30 с лишним процентов, 31 %, по-моему. Но этот процесс нельзя (а) останавливать и (б) он должен иметь системный характер. В этой связи, без всякого сомнения, нужно привлечь к этой работе не только федеральные структуры, но и региональные структуры», – передавало в декабре РИА Новости заявление Владимира Путина.
Особый бум отечественных брендов наблюдается в потребительских товарах: от газировки до одежды. После ухода «Кока-колы» на прилавках моментально появились отечественные аналоги: «Добрый кола», «Черноголовка» и многие другие. Появились отечественные марки «элитного алкоголя»: произведенные в России виски и джин. Но самое большое обилие брендов наблюдается в производстве одежды и обуви.
С начала 2022 года количество магазинов российских брендов в московских ТЦ выросло на 20–30 %. Больше всего их открылось в «Афимолле» и «Авиапарке». Сегмент, ранее занимаемый испанским гигантом Inditex (Massimo Dutti, Zara), теперь завоевывают отечественные «Телеграф» и Maag. Интернет-магазин одежды Lamoda запустил шоурум, посвященный молодым отечественным брендам. Правда, большинство брендов не выходят в офлайн, предпочитая развивать торговлю через маркетплейсы.
Помимо этого, уже привычные, много лет присутствовавшие рынке отечественные бренды начали расширять свои торговые линейки: в Zarina появятся мужские коллекции, в Love Republic – спортивная линейка, обувь и нижнее белье.
Не обошлось потребительское импортозамещение и без более сложных технологий. Так, одним из громких событий отечественного автомобильного рынка стал перезапуск еще советской марки «Москвич».
Как отечественные бренды помогают экономике
Бум российского производства в перспективе должен положительно сказаться на росте экономике, ведь это «внутренние» деньги, которые в итоге оседают в России посредством налогов, считает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Игорь Строганов.
«Отечественные бренды – всегда хорошо для экономики страны. Вместо того чтобы платить зарплаты работникам иностранной транснациональной компании где-нибудь в Бангладеш или Испании, а налоги взимать в пользу резидентов Северной Ирландии или Кипра, зарплаты получают наши же с вами соотечественники, у компаний появляются возможности для расширения деятельности, создания рабочих мест, а государство получает налоги, которые может пустить на крупные инфраструктурные проекты для нашего же с вами блага», – пояснил Строганов в беседе с корреспондентом «ФедералПресс».
Он напомнил, что в начале 2022 года многие аналитики скептически относились к уходу западных брендов, считая, что отечественные покупатели не смогут обойтись без «привычной колы и бургеров, мебели и новой кофточки из капсульной коллекции текущей недели». В итоге оказалось, что отечественные компании производят и еду, и одежду совсем не хуже, а зачастую и лучше, чем ушедшие бренды. Однако важно, чтобы отечественные бренды действительно были таковыми.
«Есть, конечно, и «темная сторона» у этого процесса. У предпринимателя всегда есть огромное искушение привезти товар из Китая, переклеить на него ярлык с надписью «Сделано в России» и продать как российский товар. Но здесь уже задача контролирующих органов проверять и обозначать такие вещи», – рассказал экономист.
Он также отметил, что сложности с поставками оборудования и компонентов не должны быть оправданием для снижения качества товаров или обслуживания потребителей или, что достаточно часто происходит, резкого поднятия цен на товар.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова
Бизнес 2023/2024: главные события и тренды