В ушедшем году, несмотря на все санкции, российская экономика вышла на траекторию уверенного роста: динамика увеличения ВВП превысила прогнозные показатели и составила 3 %. Это было бы невозможно, если бы страна не перестала быть зависимой от иностранных вливаний и поставок, иными словами – не обеспечила бы себе технологический суверенитет. Как Россия делает исторический рывок в обеспечении технологической независимости – в материале «ФедералПресс».
Технологическая поддержка СВО
Важнейшим показателем технологического суверенитета нашей страны стало бесперебойное обеспечение российской армии, участвующей в СВО, которое с течением времени только возрастает. По заявлению главы «Ростеха» Сергея Чемезова, госкорпорация регулярно снабжает армию артиллерией, бронетехникой, боевой авиацией, стрелковым оружием, беспилотниками, боеприпасами и т. д. К примеру, производство боеприпасов для стрелкового вооружения и РЗСО возросло в 50 раз, легкой бронетехники, бронемашин – в 5,5 раза, танков – в 7 раз. В этом помогла своевременная модернизация производства.
«Если бы мы до 2022 года не провели глобальную модернизацию наших предприятий, я думаю, что увеличение производства продукции в разы, которое произошло в прошлом году и в этом году, – мы его вряд ли, наверное, смогли бы выполнить», – отметил глава «Ростеха».
Импортзамещение
В условиях западных санкций и нарастающей конфронтации с бывшими партнерами и инвесторами России в кратчайшие сроки потребовалось нарастить собственное производство в ключевых направлениях. 2023 год стал в этом плане рекордным, превзойдя показатели прошлого года фактически по каждому из направлений.
Одним из таких ключевых направлений стало импортозамещение в транспортной сфере. Собственные современные автомобили, самолеты и поезда – один из важнейших показателей технологического суверенитета государства.
Например, в авиации удалось достичь устойчивого роста производства воздушных лайнеров для гражданской авиации, количество деталей иностранного производства в которых сведено к минимуму.
До 2030 года планируется выпустить свыше 500 самолетов различного типа: 270 лайнеров МС-21 (в 2024 году начнутся их первые поставки), 142 самолета «Суперджет-100» и 115 самолетов Ту-214. Сейчас в разных стадиях готовности находится 18 самолетов МС-21, а в следующем году будет серийно произведено и передано «Аэрофлоту» 6 самолетов.
Самолет МС-21 получит в оснащение новейший двигатель ПД-14 – такие моторы для авиации в России еще недавно не производились и поставлялись к нам из-за рубежа. Отечественные аэродвигатели строят и для SJ-100. В 2024 году планируется создать 20 таких моторов.
«В 2024 году также планируется получить сертификат на двигатель ВК-650В. Это вертолетный мотор, он будет устанавливаться на «Ансате» и машине Ка-226. Сегодня там стоят иностранные двигатели, но в 2024 году мы, надеюсь, завершим все испытания и получим сертификацию», – рассказал Сергей Чемезов.
Существенно удалось продвинуться и в вопросе инноваций и импортзамещения автомобильного транспорта.
Концерн КРЭТ первым в стране начал производство отечественных ЭЗС «Фора», и в настоящее время свыше 200 станций госкорпорации установлены в 23 российских городах России. Также крупнейший поставщик электробусов в России КамАЗ изготовил порядка 1500 таких машин. Уже в 2024 году будет испытан беспилотный карьерный самосвал КамАЗ – «Юпитер 30», предназначенный для перевозки разрыхленной горной массы или руды без участия людей.
«У КамАЗа уже шесть машин ходят по трассе Москва – Санкт-Петербург. В 2024 году запустим уже 18, будет 18 машин уже курсировать. Такой же беспилотник в 2024 году мы запустим карьерного типа. То есть огромный самосвал, но он без кабины, без всего, будет самостоятельно возить породу, горную массу и так далее», – сказал Сергей Чемезов.
Он затронул также вопрос с импортозамещением медтехники и медоборудования, а также производство собственных лекарств.
«У нас зарегистрировано в Росздравнадзоре уже 150 различных наименований медтехники и медоборудования. Это оборудование делается в том числе и нашими предприятиями: и «Швабе», и «Росэлектроникой», и концерном «Радиоэлектронные технологии». Тот же КРЭТ – концерн «Радиоэлектронные технологии» – известен тем, что выпускал ИВЛ в период ковида. И сегодня разработали совместно с врачами, реаниматологами мобильную установку, которая удобна и для эксплуатации врачами, и для больного. Она сейчас пользуется большим спросом. Ее уже запустили в продажу», – заключил он.
А на площадке завода «Биохимик» в Саранске стартовала работа одного из крупнейших в России предприятий по выпуску активных фармацевтических субстанций. Сейчас там производится 150 наименований лекарственных препаратов. Во время пандемии COVID-19 именно этот промышленный гигант разработал лекарство «Арепливир», которое впоследствии помогло спасти тысячи жизней. Мощность нового завода составляет 340 тонн в год. Инвестиции в производство составили более 3,7 млрд рублей.
Укрепление связей с новыми партнерами взамен старых
Прошедший год ознаменовался еще большим укреплением внешнеэкономических связей России – по большей части с восточными партнерами. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов уверен, что Россия не вернется к диалогу с западными странами, даже если все санкции будут сняты. По его мнению, дело даже не в обиде на недружественные страны, просто «Запад остался в прошлом». А в восточных странах с Россией не просто хотят дружить, но и строить торгово-экономические отношения.
«Знаете, если даже представить, что Вашингтон и Брюссель завтра снимут с России все санкции и вновь потянутся к нам, мы к Западу больше никогда не повернемся. Возврата, поверьте, не будет», – отметил Борис Титов.
Хорошо иллюстрирует такой поворот на Восток выставка «Иннопром-2023. Центральная Азия», прошедшая в Узбекистане. По словам ее организатора Антона Антрашкина, российская продукция на ней пользовалась огромным спросом.
«Если мы на первом «Иннопроме» удивлялись, когда узбекские коллеги прямо со стендов покупали российские станки, то в этом году никого не удивило, когда на обходе гости смотрели российский 3D-принтер, и сразу после выставки нам сказали, что он уже едет в Самарканд», – рассказал он.
В целом, объем внешнеторговых отношений РФ постепенно возвращаются к доковидному уровню, несмотря на все санкции.
«Мы планировали в 2024 году обеспечить восстановление уровня внешней торговли и вернуться к объемам и параметрам 2020–2021 годов. И начиная с 2025–2026 годов, продолжить планомерный рост несырьевого неэнергетического экспорта. Задачи президент Владимир Путин в части роста экспорта с нас не снимал. И мы точно будем добиваться выполнения поставленных задач», – рассказал директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга РФ Роман Чекушов.
Особые экономические зоны
Настоящим драйвером роста технологического суверенитета страны в 2023 году выступили особые экономические зоны (ОЭЗ). Разумеется, это неразрывно связано с предыдущими пунктами – и с импортозамещением, и переориентацией внешнеэкономических связей на восточных партнеров.
Например, в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане возводят крупнейший международный логистический комплекс страны – «Дэн Сяопин». Он расположится вблизи трассы М-7, неподалеку от аэропорта «Бегишево», и будет в качестве перевалочного терминала оказывать услуги по обслуживанию мультимодальных перевозок, организуя взаимодействие различных видов транспорта: от автомобильного до (в перспективе) авиационного. Предполагается, что комплекс будет еженедельно принимать минимум один поезд в Китай.
Ну а на базе особой экономической зоны «Тольятти» в Самарской области запущен первый в России завод по серийному выпуску беспилотных авиационных систем. На текущем этапе компания «Транспорт будущего» вложила в проект более 3 млрд рублей, общий объем планируемых инвестиций составляет 20 млрд рублей. Благодаря появлению предприятия должно быть создано более 500 новых рабочих мест.
В целом эксперты ждут от 2024 года дальнейшего роста и укрепления технологического суверенитета России.
«Я считаю, что ситуация достаточно стабильная, и более того – я бы сказал, что она позитивно стабильная. В 2024 году хорошие перспективы и в развитии инфраструктуры, и в промышленном производстве. Сейчас активно осваиваются предприятия, которые покинули наши западные инвесторы», – считает экономист Юрий Твердохлеб.
Ранее эксперт объяснил «ФедералПресс», почему Россия демонстрирует успехи в импортозамещении.
Фото: ФедералПресс/ Ольга Юшкова, пресс-служба Минобороны РФ / Алексей Ерешко, ДИП губернатора Свердловской области / Борис Ярков, ФедералПресс / Елена Сычева
Итоги года – 2023 от «ФедералПресс»