Аномальные температурные качели в начале января зафиксировали в регионах Сибири. По данным синоптиков, столбик термометра то держится на плюсовой отметке, то падает до –20...–25 градусов, да еще штормовой ветер не дает расслабиться. Количество автомобильных аварий на трассах и городских дорогах резко увеличилось из-за гололеда и снежных сугробов, с которыми не всегда успевают справиться коммунальщики. «ФедералПресс» выяснил, как вести себя на зимней дороге, успешно пройти гололед и уменьшить вероятность попадания в ДТП.
Как управлять автомобилем в гололед
Водителям, прежде всего, важно сохранять спокойствие. Паника – не лучший помощник в такой ситуации. При попадании на лед следует делать как можно меньше движений и позволить машине самой преодолеть сложный участок.
Постарайтесь держать руль прямо и не тормозить. Если основные колеса буксуют от того, что на дороге скользко, то двигаться следует с низкой скоростью, чтобы можно было вовремя затормозить или повернуть.
Не стоит резко жать на тормоз. В противном случае автомобиль, скорее всего, занесет. Главная задача заключается в том, чтобы проехать участок с гололедицей, не теряя управления.
Основные рекомендации:
- Не надо бояться того, что машина ушла в занос. Если автомобиль переднеприводный, то нужно немного прибавить обороты и с помощью руля вернуть машину на полосу движения по наиболее плавной траектории. Если автомобиль заднеприводный, то при заносе, наоборот, следует сбросить обороты двигателя. Затем быстро, но без рывков вывернуть руль в сторону заноса.
- Тормозить и выключать сцепление при заносе опасно, вас развернет и снесет с дороги. Нельзя отпускать педаль газа, иначе автомобиль полностью потеряет управление.
- При торможении, пусть даже экстренном, на скользкой дороге нельзя выключать сцепление, поскольку так можно сорваться в юз. Воспользоваться сцеплением можно лишь для быстрого переключения на пониженную передачу.
- Лучше уступать дорогу тем, кто игнорирует опасность. Это защитит от многих неприятностей. В том числе и с пешеходами.
- Следует держать в исправности дворники, доливать незамерзающую жидкость в бачок омывателя стекол, а также следить за состоянием фар. Они должны быть не только исправны, но и правильно отрегулированы.
По льду надо уметь ездить правильно, в том числе аккуратно проезжать подъемы и спуски. Хоть гололедица и невидима, вы можете найти место, где ее точно не будет.
Рыхлый снег
На рыхлом снегу, когда температура ниже 10 градусов холода, управлять автомобилем гораздо труднее, чем на льду. При этом даже шипованные колеса не спасают ситуацию. Протектор быстро забивается плотной коркой, нарезанные ламели не могут зацепиться за слежавшийся слой дороги, и автомобиль безнадежно скользит. На скоростях свыше 70 км/ч порой проходит до двух секунд, пока машина отреагирует на поворот рулевого колеса. Многие водители поддаются панике, резко выворачивая руль, а зря.
Колеса в такой ситуации встают боком и плужат, пока машина, наконец, не прорежет сугроб и не зацепится за твердую дорогу. Ситуация может обернуться «отстрелом» машины с дороги. Когда скорость высока, то перекрученные вбок колеса дают такой мощный импульс транспортному средству, что оно отбрасывается в сторону и вылетает на обочину или в кювет.
В этих условиях необходимо четко представлять, куда повернуты колеса, и не паниковать, если автомобиль медленнее реагирует на поворот руля. Лучше сбросить скорость до 50 км/ч и пройти трудный участок без резких раскачиваний машины рулем.
Если машину занесло
Ситуации, когда автомобиль может занести на снежной дороге, знакомы каждому водителю. Их разбирают в автошколах, но на практике не всегда бывает как в учебнике. Если занос уже случился, постарайтесь не терять контроль и предпринять следующие действия:
- Вывернуть руль в сторону заноса (задняя часть пошла влево – руль тоже влево, и наоборот);
- Не тормозить (автомобиль может потерять управление);
- Не следует резко отпускать газ – это усилит занос (на заднеприводной машине следует плавно снизить обороты, а на переднеприводной – увеличить, чтобы тяга управляемых колес вывела машину из заноса).
Если машина забуксовала
Колеса вращаются, а автомобиль не едет? Не стоит паниковать! Необходимо использовать инерцию. Когда автомобиль движется вперед-назад, то, двигаясь задним ходом, надо включать заднюю передачу, и переднюю – двигаясь вперед. Либо R и D соответственно, в случае если автомобиль с «автоматом».
Машине легче выезжать с прямыми колесами, но иногда имеет смысл немного поработать рулем, вращая его вправо-влево на небольшие углы. Не исключено, что в какой-то момент шины зацепятся и этого хватит, чтобы выехать. В противном случае придется вооружиться лопатой.
На снежных наносах
Для легковых автомобилей большую опасность на дороге представляют снежные наносы, которые образуются между полос. Проезжающий транспорт разбрасывает снег по сторонам, отчего образуются крепкие бортики, превращающиеся для колес в дополнительные преграды. Снежные наносы также надувает ветер. Подобные барьеры способны сбить с траектории любое транспортное средство.
Когда столкновения не избежать
Самое важное, что следует сохранять на снежной дороге, – спокойствие и хладнокровие. Необходимо управлять машиной, что называется, до последнего и сделать все, чтобы не столкнуться с другой машиной. Безопаснее будет врезаться в отбойник, дорожный знак, забор или дерево.
При столкновении с неподвижным объектом следует постараться, чтобы удар пришелся на бампер. В противном случае – следует беречь голову.
При маленькой скорости необходимо упереться руками в руль, а спину максимально вдавить в сиденье, напрягая все мышцы. В ситуациях, когда скорость выше 60 км/час и ремень безопасности не пристегнут, спасатели советуют прижаться грудью к рулевой колонке. Пассажирам на заднем сидении необходимо слезть на пол. Если в машине есть ребенок, то его нужно накрыть собой.
Следуйте за лидером
Когда погода не самая благоприятная, а ехать надо, то плохое сцепление колес, недостаточная видимость на дороге и панические действия могут привести к самым необъяснимым столкновениям даже на прямой и широкой дороге.
В подобной ситуации, особенно при возникновении разворачивающего эффекта, следует корректировать его минимальными поворотами руля, а также несильным торможением. После замедления стабильность вернется. Совет для неопытных водителей – в снегопад и пургу лучше пристроиться в хвост к большегрузу и миновать сложные участки дороги под его прикрытием. Обычно грузовики или автобусы лучше пробиваются через сугробы из-за большого веса, формируют колею, защищают от бурана и дают ориентиры.
Поездка подождет
Если есть возможность, в плохую погоду стоит остаться дома и переждать. В случае, если дела требуют срочного решения, воспользоваться общественным транспортом будет все-таки безопаснее. Некоторые дела можно перенести либо справиться с ними дистанционно. Это лучше, чем потом вытаскивать машину из сугроба или подсчитывать ущерб после ДТП.
Советуем также почитать материал, как подготовить автомобиль к морозам.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Евгений Поторочин, Иван Кабанов, Татьяна Буторина
Инструкции «ФедералПресс»