Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Разговоры о важном: как школьные психологи могут не допускать травлю и стрельбу в школах России

Школа
Для профилактики буллинга в российских школах нужна работа квалифицированных психологов

Увы, но практически каждый год в российских школах происходят трагедии, связанные со стрельбой. Действующие или бывшие ученики приходят в родное учебное заведение. Жертвами пальбы становятся как школьники, так и педагоги. После подобных инцидентов «наверху» и в телешоу регулярно начинаются разговоры о повышении мер безопасности в школах. Реже говорят о профилактике там насилия или травли – их еще называют буллингом. По многочисленным свидетельствам, именно он толкает стрелков на убийство в школьных кабинетах. Возможно ли при помощи более пристальной и активной работы психологов с учениками предотвратить травлю и, как крайнюю меру, шутинги? Как специалисты должны работать с детьми, чтобы это дало положительный эффект? Об этом – в материале «ФедералПресс».

Насколько в школах РФ распространен буллинг

«В России учителя либо не могут распознать буллинг и считают его нормальным явлением, либо просто не фокусируются на проблеме. Исследование 2019 года показало, что дети по 10-балльной шкале оценивали уровень травли и агрессии в школах на 7–8 баллов, а их учителя – лишь на 3–4 балла», – рассказывает в беседе с «ФедералПресс» клинический психолог Олеся Иневская.

Купировать проблему буллинга и прочие сложности в жизни детей на начальном этапе помогли бы регулярные встречи психолога с учениками, говорит «ФедералПресс» психолог, специализирующийся на работе с подростками, Егор Широченков.

«Однако сейчас школьные психологи довольно загружены, поэтому не имеют возможности проводить подобные встречи с учениками. У нас в школе, где учится около 500 детей, в среднем работает один специалист – и тот загружен бумажной работой. Этого недостаточно для оказания квалифицированной помощи, если она понадобится ученику», – подчеркивает Широченков.

Психолог может проводить тестирования, тренинги или встречи – например, для развития социальных навыков, добавляет в разговоре с «ФедералПресс» оргсекретарь «Профсоюза учителей» Ольга Мирясова. Также специалист может:

  • выявлять особенности поведения;
  • работать с проблемными детьми;
  • проводить индивидуальные консультирования;
  • проводить групповую терапию;
  • взаимодействовать с родителями.

Как психологи могут улучшить профилактику буллинга в школах

«В идеале психологической профилактикой в школах должен заниматься местный, штатный специалист. Но сейчас в силу их загрузки это невозможно – у них часто даже на индивидуальные беседы нет времени. Поэтому лучше привлекать стороннего человека – хотя бы раз в неделю. Потому что, исходя из моего опыта работы в классах, могу сказать, что лучший помощник в работе с подростками – это регулярность. Так как их эмоциональное состояние и восприятие довольно быстро меняется из-за развития организма», – говорит Егор Широченков.

Классный руководитель, подчеркивает эксперт, часто воспринимается ребенком как часть агрессивной системы, поэтому к нему нет доверительного отношения.

«Поэтому и нужен человек со стороны. И если он не выдаст проблему обратившегося ученика «системе» (учителям, директору), то ему можно доверять», – говорит Широченков.

Регулярное общение с психологом позволит избежать стигматизации со стороны окружающих в том случае, если ребенок или подросток пошел за помощью к специалисту. Ведь работа с ним будет восприниматься как норма, подчеркивает Широченков.

Якобы первопричина буллинга неважна, так как это болезнь системы, отмечают опрошенные «ФедералПресс» эксперты. И если в нее входит психолог в самом начале проявления агрессии детьми, то он научит их справляться с эмоциями и договариваться.

«Потому что насилие и происходит чаще всего из-за неумения людей разговаривать, кооперироваться. Также при плотном взаимодействии психологов с классом специалист сможет вовлекать в решение проблем родителей, это позволит купировать буллинг», – говорит Широченков.

Психолог может объяснить феномен буллинга детям и его последствия для всех сторон. До детей нужно донести, что они устраивают травлю, а не просто «прикалываются», рассказывает Олеся Иневская.

«Нужно объяснить, что буллинг – это групповой феномен, не назначая конкретных ответственных, и предложить детям самим придумать варианты, что можно сделать, «чтобы группа выздоровела», – подчеркивает Иневская.

По ее словам, атмосфера в российских школах стала бы более позитивной, если бы там проводили специальные уроки, на которых ученики узнают больше о других детях.

«Особенно о тех, кто принадлежит к другому происхождению, идентичности, этнической принадлежности и культуре, а также характеризуется иным стилям обучения или способностями», – подчеркивает специалист.

Как на буллинг должны реагировать учителя и родители

«Одними только усилиями психологов проблему буллинга не решить, поскольку она системная. Нужно обучать работе с подобными инцидентами всех педагогов, чтобы они могли вовремя увидеть проблему в классе и правильно на нее среагировать. Это необходимо, потому что именно учителя, а не психологи, чаще находятся с детьми», – говорит психолог Елена Луковицкая.

Ее коллега Олеся Иневская добавляет, что если учитель видит, что какой-то ребенок становится аутсайдером, то его задача – раскрыть этого ученика с другой стороны. Например, поделить класс на несколько команд и дать задание, в котором именно этот школьник сможет раскрыть свои сильные качества.

«Правила относительно издевательств и их последствий необходимо публиковать в школе и рассылать родителям», – подчеркивает Иневская.

По словам Широченкова, психолог имеет больше инструментов, чтобы донести до родителей проблему агрессии, которую проявляют их дети. Специалист лучше сможет преодолеть часто встречающееся сопротивление – например, «да вы что, мой и мухи не обидет, не может он девочку макать головой в унитаз».

«Если бы дети видели со стороны психологов и учителей позитивное и доверительное отношение, то чаще обращались бы к ним со своими проблемами. Ученикам бы своевременно помогали – и число различных трагических инцидентов в школах снижалось», – заключает Ольга Мирясова.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.