Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

В России упали продажи машин с пробегом: причины и прогнозы

Автомобили на рынке подержанных машин
В 2023 году средняя цена легковушки с пробегом увеличилась на 17 %

Спад продаж в России подержанных авто продолжается. В январе количество купленных машин с пробегом уменьшилось на 10 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эксперт рассказал, с чем это связано и что ждет российский авторынок в ближайшем будущем.

Текущая ситуация на рынке

По данным «Автостата», продажи машин с пробегом в России начали снижаться еще летом 2023 года, в декабре падение составило 10,5 %, а в январе 2024-го – 10,1 %. Всего в первый месяц этого года было приобретено 324 717 подержанных автомобилей, при этом чаще всего покупали Lada, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan.

В течение прошлого года наибольшим спросом пользовались автомобили стоимостью от 2 до 4 млн рублей, при этом бренд не имел большого значения. Намного важнее для покупателей на вторичном рынке небольшой пробег, отсутствие или малое количество повреждений, минимальный срок владения.

При этом в последнее время средний срок владения транспортным средством вырос – если в 2019 году он составлял 6,7 года, то в 2023-м увеличился до 7,1 года. Это говорит о том, что российские водители стали менее охотно продавать свои машины.

Влияние санкций

Наибольшее число машин с пробегом поступало в РФ из Японии – около 60 % вторичного рынка. В августе 2023 года были введены ограничения на ввоз в Россию некоторых категорий: машин с двигателем объемом более 1,9 л, гибридных и электрических моделей, и это значительно повлияло на число предложений.

Помимо этого, очередные санкции отрицательно отразились на ввозе подержанных автомобилей через Армению, Грузию и Казахстан. Если раньше большинство частных брокеров ввозили иномарки, растамаживая их по льготным ставкам в Киргизии или Казахстане для перепродажи в России, то теперь такая схема невозможна. Эксперты считают, что дефицит автомобилей из Японии и Кореи постепенно будет компенсироваться машинами из Китая и стран Евросоюза.

Новый утильсбор

Для борьбы с перекупщиками, которые ввозили авто из стран ЕАЭС для дальнейшей продажи в России, в августе и октябре 2023 года ввели новые правила по утильсбору. Из-за этого при оформлении машины в России некоторым автовладельцам пришлось оплачивать суммы, равные или даже превышающие стоимость самого транспортного средства.

В апреле для автомобилей из этих стран заработают другие правила расчета ввозных платежей. Недоплаченные налоги и сборы из-за заниженной таможенной стоимости будут включаться в утильсбор, что устранит преимущества ввоза машин из ЕАЭС.

Рост цен

Желание покупки подержанных авто также снизилось из-за скачка стоимости – в 2023 году средняя цена легковушки с пробегом увеличилась на 17 %. Средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке по итогам декабря прошлого года составила около 1,6 млн рублей, что на 30 % выше, чем в предыдущем году.

Больше всего скачок наблюдался в массовом и премиальном сегментах. На рост цен еще повлияли факторы внешней и внутренней экономики, курс валют и инфляция. С учетом повышения ключевой ставки ставки по автокредитам также возросли.

Напомним, по мнению экспертов, в этом году цены на автомобили, в первую очередь китайского производства, пойдут на спад. Однако помимо стоимости, покупатели теперь будут обращать внимание и на другие детали. В частности, это сам китайский бренд и возможность полного обслуживания. Уже известно, что с проблемой покупки запчастей и проведения диагностики в России столкнулись многие владельцы машин из Китая.

Ранее президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин рассказал, какой видит ситуацию на авторынке и в автопроме РФ в текущем году. По его словам, многое зависит от действий правительства страны.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.