Чуть более двух недель осталось до выборов президента РФ. Кандидаты уже представили свои программы и приступили к публичному обсуждению актуальных вопросов в ходе теледебатов. Тем не менее не все участники гонки идут по единому сценарию. Чем отличаются стратегии кандидатов – разбирается «ФедералПресс».
По России за два месяца
Гонка избирательной кампании началась у всех кандидатов по схожему сценарию с турне по регионам России. Открыл волну путешествий кандидат от ЛДПР Леонид Слуцкий, слетав на Чукотку в канун Нового года. Сразу за ним путешествовать отправился кандидат от НЛ Владислав Даванков. После новогодних каникул в отдаленные регионы страны отправился и Владимир Путин. Последним стал Николай Харитонов, долго «раскачивающийся» с началом кампании.
Поездки по регионам нужны были, чтобы красиво и официозно начать президентскую кампанию до начала агитации. Кандидаты заявили о себе в СМИ, пообщались с представителями бизнеса и власти «на местах», узнали о проблемах местных жителей. Например, партия ЛДПР заявляла, что программа Слуцкого формировалась именно из наказов жителей в регионах.
Таким образом, гонка кандидатов была символично открыта на Дальнем Востоке сразу после наступления нового года.
Программы кандидатов и публичные дебаты
Следующий шаг кампании – начало официальной агитации и представление программы. Здесь пути кандидатов стали расходиться: представители парламентских фракций начали публиковать свои АПМ (агитационно-политические материалы), лозунги и предвыборные ролики.
Даванков в своей агитации решил обыграть название партии и представил лозунг – «Время Новых». Харитонов предлагает проститься с капитализмом, а Слуцкий сначала представил выражение «Всегда рядом», но потом передумал и решил сыграть на авторитете основателя фракции, поменяв формулировку на «Дело Жириновского живет».
Предвыборные ролики кандидатов тоже отражают представленные программы: Даванков обещает светлое будущее, Харитонов предлагает с чем-то бороться, а Слуцкий напоминает, что он унаследовал партию от Жириновского.
Кроме того, кандидаты представили свои программы и приступили к теледебатам.
Только один кандидат – самовыдвиженец Владимир Путин – не представил свою программу, лозунг и АПМ. Даже ролики кандидата рассказывают не столько о его программе, сколько о России в целом. Пока все действия Путина завязаны на стандартных рабочих вопросах.
Почему Путин не ведет агитацию
Корреспондент «ФедералПресс» обсудил с политологами, с чем связано отсутствие видимой агитации от кандидата-самовыдвиженца и можно ли считать его выступления и высказывания «скрытой» игрой на избирателя.
Политолог Марат Баширов считает, что Путин следует своей стратегии, отработанной на прошлых выборах – ставить себя «выше» прямой агитации, но чаще и с более яркими поводами оказываться в информационном пространстве.
«Такая кампания – традиционный сценарий для Владимира Путина. Несмотря на официальное начало агитации, он должен выполнять свои рабочие обязанности. Даже послание можно было провести в другое время, просто все привыкли к тому, что оно проходит именно в конце зимы», – объяснил политолог.
При этом штаб Путина принимает активное участие в избирательной кампании, решая многие формальные вопросы.
«Есть обязательные шаги, которые должен выполнять кандидат. Это общение со СМИ, сдача отчетности. Если занимается штаб Владимира Путина. Даже если кажется, что никакая кампания не ведется, то с юридической точки зрения выполняются все требования», – рассказал Марат Баширов.
Схожую точку зрения в беседе с изданием высказал политолог и историк Павел Данилин. По мнению эксперта, Путин ведет кампанию, связывая свой образ напрямую с Россией и донося до избирателя свое видение страны не через плакаты, а прямыми заявлениями.
«Самовыдвиженец Владимир Путин ведет самую активную кампанию из всех кандидатов. Он проводит встречи с политиками, волонтерами, военными. Постоянно высказывает свою позицию по самым разным вопросам. В послании он вообще расскажет о своем видении развития страны на ближайшие годы. Его кампания демонстрирует избирателю стратегию развития страны в целом, а не по отдельным вопросам, как на дебатах. Хотя и по ним в том числе», – заключил политолог.
Фото: из фотобанка Фонда Росконгресс / photo.roscongress.org / Вячеслав Викторов
Выборы президента РФ – 2024