Тюменская область всегда была визитной карточкой качественных дорог на карте России. Однако в прошлом году президент обратил внимание губернатора на высокий уровень смертности на дорогах региона. Власть беспокоит статистика аварийности на трассе Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск. Место под Тобольском снискало особую славу у автолюбителей – ее зовут «Дорогой смерти» за наибольшее число смертей в ДТП. Что поможет избавить регион от черной метки – «ФедералПресс» собрал об этом мнения экспертов.
Закон и порядок на дороге
Александр Моор, губернатор Тюменской области:
— К сожалению, выросло количество погибших и пострадавших на федеральных трассах региона. Эта тема у меня на особом контроле. Надо искать любые решения, которые позволили бы взять под контроль ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями и снизить смертность на дорогах. Ставить передвижные комплексы фото- и видеонаблюдения, ограничивать скорость и принимать другие адекватные меры нужно исходя из конкретных ситуаций и прежде всего на участках, которые требуют первоочередного внимания.
Егор Зимин, замначальника филиала ФКУ «Уралуправтодор» в Тюмени:
— В рамках своей деятельности ФКУ «Уралуправтодор» проводит различного рода мероприятия, они подразделяются на капиталоемкие и не капиталоемкие. К капиталоемким мероприятиям мы относим такие мероприятия, как проведение капитальных ремонтов и реконструкций участков федеральных автомобильных дорог, в рамках которых выполняется расширение проезжей части до четырех полос движения с разделением встречных потоков барьерным ограждением, что приводит к нулю встречные столкновения транспортных средств. Такие мероприятия в настоящее время реализуются на автомобильных дорогах Р-404 Тюмень – Тобольск – Ханты-Мансийск от Тюмени в направлении Тобольска (уже реализовано 160 км в четырехполосном исполнении, работы продолжаются) и Р-402 Тюмень – Ялуторовск – Ишим – Омск от Тюмени до Заводоуковска (уже реализовано порядка 86 км в четырехполосном исполнении, работы продолжаются).
К не капиталоемким мы относим мероприятия, которые реализуем ежегодно и круглогодично в рамках программы по дооборудованию, оказывающей влияние на безопасность дорожного движения, предупреждение и снижение количества ДТП. Это устройство вандалозащищенных боксов для размещения в них передвижных камер фотовидеофиксации нарушений ПДД, устройство проблесковых маячков красно-синего цвета шериф-балки, имитирующих машину ДПС, установка освещения со светодиодными знаками и проекторами горизонтальной разметки на наземных пешеходных переходах, на четырехполосных участках федеральных дорог строятся надземные пешеходные переходы. Также в рамках программы работ на локальных потенциально аварийно опасных участках федеральных дорог выполняется устройство линий наружного освещения, на пересечениях с региональными дорогами устраиваются светофорные объекты.
Андрей Миллер, начальник ГИБДД по Тюменской области, полковник полиции:
— Главной причиной аварийности на дорогах остается человеческий фактор. Как пример, практически до Тобольска федеральная автодорога Тюмень-Ханты-Мансийск реконструирована, теперь это современная магистраль с разделительным ограждением и исключением возможности встречного разъезда. Тем не менее в 2023 году возросла аварийность на уже реконструированном участке трассы в Ярковском районе, где автомобилисты превышали скорость, совершали ДТП в состоянии усталости, не выдерживали безопасную дистанцию.
Кирилл Форманчук, российский автоправозащитник и общественный деятель:
— У нас несколько лет назад изменили закон о безопасном дорожном движении и убрали согласование с ГИБДД требований на установку знаков, разметки, светофоров и все прочего. То есть теперь всеми схемами организованного движения занимается непосредственно собственник дороги: в черте города – это муниципалитет, дорога в пределах области – это во власти субъекта, федеральная трасса – это уполномоченный государственный орган, то есть Росавтодор. Соответственно, спрашивать надо с подрядчиков. Но вопрос в том, что нашей ГИБДД проще обвинить конкретного водителя, чем обвинять какую-то достаточно серьезную коммерческую структуру (да и некоммерческую), потому что там много юристов, много денег, лоббистский ресурс и все такое. Поэтому у нас чаще всего в причинах ДТП ГАИ пишет: водитель не соблюдал скоростной режим. По их мнению, водитель должен ехать и предвидеть, что перед ним будет открытый люк или бетонный блок на дороге. Даже если это произойдет, все равно они обвинят водителя, мол, надо было ехать, не знаю, 5 км в час, тогда бы вы выбирали ту скорость.
Эта проблема у нас первейшая: фактически ответственность эксплуатирующих организаций отсутствует. Потому что зимой основная причина ДТП – это гололед и неубранные дороги, а дороги не убирают в принципе нигде. Значит надо что? Чтобы выезжали те люди, которые подписали с властями контракт и эксплуатируют дороги, чтобы ставили там временные знаки, рассыпали соль, убирали, отскребали эту дорогу. Но этого же никто не делает. Вот вам причина ДТП зимой: отсутствует полностью ответственность тех, кто конкретно должен содержать дорогу в надлежащем виде.
Что касается летнего периода, так основная причина по сведениям ГИБДД – это выезд на встречную полосу. Ну, правильно, когда по одной полосе в каждом направлении перед водителем тащится КамАЗ. Но он же должен как-то его обогнать, правильно? Явно по встречной полосе. То есть истинная причина – это узость дорог. Потому что если бы дороги были хотя бы по две полосы в каждом направлении, с отбойником, проблем бы не было. И водители друг в друга не врезались бы.
Итак, две проблемы – узкие дороги и плохое их обслуживание. Как это победить? Построить широкие дороги и найти нормальных подрядчиков, сделать так, чтобы убирали дороги. Знаете, если бы человек погиб и посадили директора компании, который ее обслуживал, то, наверное, другие директора других компаний и сами бы встали с лопатой, убирали бы снег. Это персональная ответственность – президент постоянно об этом говорит – о персональной ответственности бизнеса. Но пока не доходят руки, чтобы всех наказать.
Человеческий фактор ДТП
Александр Васильев, лидер межрегионального общественного движения по развитию транспортной системы «Убитые дороги»:
— На этой дороге большие расстояния и небольшое количество населенных пунктов. Это способствует тому, чтобы водители ехали очень быстро. Количество инспекторов и камер на этой трассе мне неизвестно, но, по воспоминаниям, когда я изучал вопрос 10 лет назад, там водители едут очень быстро и далеко. Помню, на этой трассе была жестокая авария с автобусом – между Ханты-Мансийском и Сургутом. Но картина одна и та же: занесло все снегом, дороги не видно и происходят аварии. Что делать? По моему мнению, дорога должна быть шире – на четыре полосы.
Нужно в целом комплексно изучить все эти ДТП: когда они происходили – зимой или летом, в ночное время суток или днем. В целом картина по стране, когда идет снег: очень сложно понять, где край дороги, где встречная полоса. И этому сопутствует то, что дороги плохо чистят. Иногда песком посыпают, а это только ухудшает видимость для водителей: разбиваются стекла, машины грязные, зеркала. К сожалению, такие бытовые вещи не видят министерства, их не обсуждают сотрудники ГАИ. Но на деле они очень важные. Ведь в таких условиях водитель устает следить за дорогой, у него ухудшается видимость и происходит авария.
Инспекторы ГИБДД видят эту картину по-другому: посыпали дорогу песком или не посыпали – критерий того, что дорога чистая или не чистая. А то, что песок ничего не сделал, дорога, как была скользкой, так и осталась – никто не спрашивает. Поэтому нужно собирать мнение автомобилистов, почему эта дорога опасная.
На дорогах России в день погибает 40–50 человек. Так было три года назад, так и сейчас. Что поменялось на дорогах? Поменялось расположение камер. Но сами трассы не поменялись. Ну, может быть стало больше разметки, но зимой эту разметку надо где-то искать под слоем из снега и песка, особенно если это зимние регионы.
Здесь не надо инновационных технологий, чтобы бороться с аварийностью. Возьмем европейскую дорогу и такого же уровня федеральную трассу в России. И мы увидим очень яркое отличие. На дорогах Европы через каждые 50 метров стоят сигнальные столбики. И они почти в любую погоду чистые (их чистят), чтобы водители могли видеть, как идет дорога дальше, куда поворачивает, и если навстречу идет машина либо стоит, то ее сразу видно по этим столбикам. К сожалению, у нас сейчас тренд не на то, чтобы взять лучшее из тех европейских стран, где аварийность на дорогах победили. Условия Швеции и Финляндии схожи с условиями Сибири: такой же маленький световой день, так же накаты на дороге. Давайте посмотрим на них, как они сделали. Почему у нас не сделать такие же дороги? Но мы, к сожалению, даже близко это не обсуждаем: мы ждем, когда европейцы замерзнут, а тема безопасности дорог сегодня ушла далеко и надолго. Я думаю, что и людей она не сильно беспокоит, пока человек не попадет в аварию и начинает думать об этом. Такая беспечность: быстро еду – хорошо, кто-то попал в аварию – не повезло.
Егор Зимин, замначальника филиала ФКУ «Уралуправтодор» в Тюмени:
— Когда наступает благоприятная погода, «Уралуправтодор» выполняет работы по восстановлению, нанесению горизонтальной дорожной разметки: наносится профильная горизонтальная разметка по краю проезжей части и по оси дороги на двухполосных участках, что оказывает эффект против засыпания водителей за рулем во время движения. Также на двухполосных участках федеральных дорог на потенциальных или аварийно-опасных участках выполняются мероприятия по запрещению обгона путем нанесения сплошной линии разметки и установки знаков «Обгон запрещен». Устанавливаются различного рода информационные знаки (щиты), такие как «Работает беспилотный летательный аппарат», «Внимание, аварийно-опасный участок» и т. д.
На страже ПДД
Егор Зимин, замначальника филиала ФКУ «Уралуправтодор» в Тюмени:
— Считаем, что для снижения количества ДТП и смертности на федеральных дорогах основными мероприятиями являются доведение проезжей части до четырех полос движения с разделением встречных потоков осевым ограждением, а также разделение пешеходных и транспортных потоков в разных уровнях. Ну и немаловажный фактор, оказывающий эффект на снижение аварийности, – это установка стационарных камер фотофиксации нарушений ПДД (фиксирующих превышение скорости).
Андрей Миллер, начальник ГИБДД по Тюменской области, полковник полиции:
— С учетом роста аварийности на федеральных трассах региона начиная с декабря 2022 года Госавтоинспекцией совместно с правительством Тюменской области, владельцем федеральных автодорог в 2023 году в постоянно режиме проводился аудит трасс с выездом на опасные участки. Незамедлительно принимались оперативные меры реагирования, в том числе мероприятия по организации дорожного движения, размещение антивандальных боксов, ротация передвижных комплексов фотовидеофиксации на опасные участки, установка шериф-балок.
С июля 2023 года на федеральных автодорогах работают беспилотные летательные аппараты. Госавтоинспекцией совместно с собственниками дорог определены восемь аварийных участков, где установлены предупреждающие аншлаги и работают дроны. В январе-феврале 2024 года установлены дополнительные аншлаги на опасных участках, предупреждающие о работе беспилотных летательных аппаратов. Беспилотников, контролирующих соблюдение ПДД на федеральных трассах, станет больше.
Сейчас камеры на трассе, передвижные камеры и наряды ДПС расположены так, чтобы как можно меньшие участки автодороги оставались без того или иного вида контроля. Это дисциплинирует водителей.
В постоянном режиме работает проектная группа, в состав которой входят заместитель губернатора Тюменской области Сергей Шустов, представители владельцев дорог, подрядных организаций, сотрудники Управления Госавтоинспекции, включая меня. Именно эта группа, исходя из аварийности, сложившихся реалий принимает те или иные оперативные решения и отслеживает их результативность. Благодаря этому в том числе, к августу 2023 года удалось стабилизировать обстановку на федеральных автодорогах.
Сергей Шустов, заместитель губернатора Тюменской области:
— У нас в регионе за безопасностью дорожного движения следят пять передвижных комплексов «Кордон Про-М» и беспилотные летательные аппараты. Они в движении замеряют скорость транспорта, фиксируют выезды на полосы встречного движения. Кстати, хочу сказать, что большинство произошедших в 2023 году аварий с летальным исходом – это выезд транспорта на полосу встречного движения. Сейчас мы принимаем активные меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию и предупреждать водителей о соблюдении скоростного режима.
Александр Моор, губернатор Тюменской области:
— В числе наиболее эффективных мер профилактики участники комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения назвали увеличение количества средств видеонаблюдения на автодорогах. Будем работать в этом направлении. Еще раз обращаюсь к жителям и гостям региона. Если объединим усилия, то переломим ситуацию. Аккуратность и внимательность за рулем – первый шаг к безопасности. Своей и тех, кто вам дорог.
Эта дорога действительно снискала славу опасной трассы, с большим потоком автомобилей. Безопасной она может стать, только если будет расширена, и встречные потоки не будут пересекаться. Как раз достаточно много аварий происходит из-за усталости водителей, которые допускают выезд на встречку. По соглашению Росавтодора и правительства Тюменской области, трасса до Тобольска будет расширена до четырех полос.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, Полина Зиновьева