Чуть более двух лет прошло с начала спецоперации, вслед за которой последовало напряжение в международных отношениях между Россией и странами Запада. США и Европа ввели бессчетное количество санкций и запретов в отношении российских компаний и граждан. Казалось бы, вот-вот опустится «железный занавес», но, как выяснилось, западные ограничения сказываются не на всех сферах жизни общества: продолжают действовать зарубежные гранты и стипендии на получение образования в ведущих вузах мира, даже в тех странах, которые поддерживают ВСУ.
Кто предлагает обучение в США и Европе
После начала СВО некоторые организации, выдающие гранты российским студентам для обучения в европейских и американских вузах, свернули свою деятельность в России, как, например, закрылась подача заявок по программе университетов Великобритании Chevening.
При этом часть западных стран и организаций продолжают принимать и обучать российских студентов и молодых специалистов. Одна из таких организаций – Fulbright («Фулбрайт»), причем одна из немногих, которая продолжает работать в России. Источником финансирования служит Госдепартамент США.
«В настоящее время мы поддерживаем украинских и российских фулбрайтеров, которые продолжают осуществлять свои программы в Соединенных Штатах», – сообщается на сайте программы.
Для россиян в рамках Fulbright действует программа FLTA – ассистент преподавателя иностранных языков. Как правило, претендовать на получение возможности учиться и преподавать за рубежом могут выпускники бакалавриата российских вузов, а также магистры и аспиранты.
Кроме того, у российских студентов, уже обучающихся по программе «Фулбрайта», есть возможность получить стипендию Эдмунда Маска, которая также финансируется правительством США.
Несколько грантовых программ позволяют получить образование в вузах Европы. Германская служба академических обменов (DAAD) предлагает студентам из России пройти как краткосрочные летние курсы, так и стипендии для выпускников с пребыванием в европейской стране до двух лет.
Также для обучения в Германии, а именно в Баварском государственном университете, можно заявиться на стипендию Bayhost. Участниками могут стать студенты магистратуры, имеющие научную степень специалисты.
Еще одна стажировка, которая доступна для россиян, – IAESTE. Она предоставляет студентам инженерных специальностей возможность получить рабочую стажировку в зарубежной стране.
Русские в Кембридже
Выпускник философского факультета УрФУ и Московской высшей школы социальных и экономических наук Дмитрий Б. в 2023 году поступил на PhD-программу по славистике в университет Кембриджа (Великобритания).
Дмитрий заявил, что для поступления от будущего кандидата на степень доктора требуется заранее подобрать научного руководителя и наладить с ним контакт. По его словам, заявки он отправил в несколько вузов, но финансирование выиграл лишь в двух. Выбор пал на Кембридж.
«Поскольку мое предыдущее образование – социологическое, то, в первую очередь, я писал социологам, но больший отклик мои заявки, связанные с историей советского телевидения 1960-х, получили у славистов и литературоведов», – отметил в разговоре с «ФедералПресс» Дмитрий.
И хотя в известнейшем на весь мир британском университете он обучается уже несколько месяцев, пока не задумывается о будущей карьере.
«Пока самое начало моего первого опыта обучения за границей, и о карьере зарубежного исследователя я пока точно не размышляю», – рассказал он.
Международные связи университетов
Отдельно отметим, что контакты с иностранными вузами сохраняют и российские учебные заведения.
Если Уральский федеральный университет сотрудничает в основном с азиатскими и африканским странами, то, например, у таких вузов, как Российский экономический университет имени Плеханова, до сих пор существуют международные контакты с десятками стран, в том числе и европейскими.
Главный вуз страны – МГУ им. Ломоносова – также продолжает сотрудничество с другими вузами мира. Так, для студентов главного вуза страны предлагают участие в программе «Эрасмус+» от Европейской комиссии по образованию и культуре. Вузы-партнеры находятся и в Италии, Испании, Сербии.
Кроме того, обучающиеся в МГУ и Санкт-Петербургском университете могут попасть по программе студенческой мобильности в университеты Японии.
Из Москвы в Италию
Студентка МГУ и уроженка Екатеринбурга Олеся как раз попала в программу академической мобильности в Болонский университет (Италия).
По ее словам, стажировка должна была начаться уже в этом феврале и продлиться до июня 2024 года, однако сама девушка планирует отправиться в заграничное обучение в апреле.
«Большой минус программы – как оказалось, участие в конкурсе изначально могут позволить себе только обеспеченные студенты, потому что МГУ не берет на себя никакие расходы по стажировке», – рассказала «ФедералПресс» Олеся.
После стажировки она намерена вернуться в Россию, так как проживание и само обучение очень дорогое. Особенно если нет стипендии или гранта.
Отношение к русским студентам и специалистам
Сейчас, когда в политической среде наблюдается напряжение, в академической, напротив, царит уважение и, в некотором роде, дружелюбие.
«Сама пока могу судить только по переписке с администрацией Болонского университета, но там учится знакомая из МГУ, которая рассказывала, что есть студенты со всего мира. Среди них много ребят из России, ко всем одинаковое отношение, а студенческая среда довольно дружелюбная», – поделилась информацией екатеринбурженка.
Об уважении друг к другу среди иностранных и русских студентов и преподавателей говорит и Дмитрий.
«Мой руководитель многие годы занимается историей раннесоветского кино и вообще советской культурой 20–30-х годов, и в наших разговорах нет ни толики предвзятости», – уточняет он.
И добавляет, что крупные международные университеты – среда, в которой все смешаны со всеми, и это сказывается на том, как люди общаются друг с другом: сдержанно, приязненно, с уважением к твоему личному пространству и, в целом, безразличием к тому, откуда ты.
Главная опасность – утечка мозгов
Социолог и директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин, который в свое время также участвовал в образовательном обмене и преподавал в Канаде, отметил, что образования вне политики совсем не бывает.
«С одной стороны, чем была ситуация хороша до СВО, – это был большой международный научный обмен. Сейчас он стал значительно уже. Это касается и грантовых программ, по которым российские студенты и европейские (реже американские), приезжали, чтобы проходить стажировку и получать новые знания», – уточнил в беседе с «ФедералПресс» политолог.
По его словам, часть программ осталась, но их стало меньше. По ряду европейских стран можно наблюдать, как для российских студентов усложнились пути получения образовательных грантов.
Андрей Мозолин подчеркнул: существуют риски того, что молодые ребята, которые приезжают обучаться за рубеж, останутся там. Утечка мозгов существенная, особенно если речь идет о естественных науках, биотехнологии, ИТ.
«США – это всегда был пылесос, который собирает по всему миру, в том числе и из России, талантливых ребят. У нас в стране только в последнее время стали создаваться условия по перспективным направлениям для того, чтобы молодые специалисты хотели оставаться в России», – считает специалист.
Есть еще один немаловажный момент – некоторые грантовые программы направлены на формирование у российских студентов, которые приезжают за рубеж, негативного отношения к России. Один из таких курсов назывался «Молодые лидеры в политике», выпускником которого стал, к примеру, небезызвестный грузинский политик Михаил Саакашвили.
Относительно гуманитариев, по мнению Мозолина, существует опасность, что после стажировки в иностранном вузе такие люди по возвращении на родину не всегда работают с пользой для своей страны.
Директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков, в свою очередь, предполагает, что предоставление иностранных грантов российским студентам – не несет особой опасности.
«Я не вижу умыслов о враждебной деятельности. Но давайте вспомним, еще два года назад у нас все университеты, в рамках своих программ, были обречены работать с иностранными коллегами. На это давали гранты. Два года эта деятельность поощрялась и требовалась со стороны федеральных министерств», – отметил Русаков.
Он добавил, что если и есть некоторая «охота» за талантливыми студентами или остались иностранные грантовые программы, до которых еще не дотянулась политическая ситуация, то они остались в индивидуальных случаях. И студенческое, и научное сообщество переориентировалось на сотрудничество со странами Индии, Китая.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Ольга Юшкова; unsplash.com; hippopx.com