В Каргатском районе Новосибирской области мать двоих малолетних детей не кормила их, избивала, а деньги из материнского капитала пропивала. Один из малышей уже находится в коме, второму пришлось пройти через операцию. Возбуждено уголовное дело. Подробности ужасающей семейной жизни изучил «ФедералПресс».
Ребенка кормили сырым фаршем
Следственный комитет РФ по Новосибирской области возбудил уголовное дело в отношении 21-летней жительницы Каргатского района. Утверждается, что из-за ненадлежащего исполнения матерью своих функций ребенок упал из колыбели и получил серьезные травмы. Кроме того, женщина в принципе жестоко обращалась с обоими своими детьми на протяжении как минимум последних 6 месяцев.
«Следователи выясняют условия жизни и воспитания детей в данной семье, проводятся необходимые мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. В рамках расследования уголовного дела будет дана правовая оценка действиям органов системы профилактики», – отметили в пресс-службе СК.
Как удалось выяснить «ФедералПресс», девушку, о которой идет речь, зовут Анастасия. Она родила первого ребенка от гражданского мужа. Редакция нашла отца Анастасии, Сергея Г., по его словам, будущая мать когда-то училась в коррекционной школе, потому что имеет небольшое отклонение в умственном развитии. Зная об этом, ее родители настоятельно предлагали свою помощь в воспитании сына.
«Она отказывалась с нами общаться. Когда мы начинали ругать ее за несоответствующее обращение с ребенком, она нас блокировала в телефоне и не пускала в дом. Малыш попал в больницу, так как у него не усваивалась еда, потому что, как выяснилось, мать его кормила сырым фаршем. После этого он попал на операцию, но затем ребенка вернули Насте», – рассказал отец.
Мужчина пояснил, что, как только узнал о ситуации, тут же обратился в органы опеки, попросив взять малыша к себе и воспитывать его самостоятельно.
Ребенок никому не нужен
Помощью семье на протяжении долгого времени занимались волонтеры. Одна из них, Татьяна Хомутникова, рассказала «ФедералПресс», что первоначально у многих было желание помочь семье, но вскоре поведение матери стало вызывать все больше вопросов.
«Во время проведения операции мать положили вместе с сыном, но в первые же три дня у родительницы выявили педикулез. Врачи ее пожурили за то, что допустила такое заболевание. Женщина расстроилась и, сказав, что ей привезли кое-какие вещи, спустилась вниз и больше не вернулась. Все оставшееся время младенец лежал один, за ним ухаживали врачи. А потом ребенка ей вернули», – рассказала волонтер.
Именно после этой истории волонтеры и заинтересовались семьей. Кроме того, через некоторое время мама малыша сама стала просить помощи в соцсети в популярных пабликах «для мам» Каргаты и Новосибирска.
«Мы решили приобрести для нее памперсы, смеси и салфетки, привезли это в деревню под Каргатом. Побывав в доме лично, я поняла, что ребенок никому не нужен. Она практически его не кормила, разводила больше воды, чем смеси, никакого контакта с сыном у нее не было, он лежал, как кукла, в соседней комнате. На второй день она сказала, что смесь закончилась и ей нужны деньги. Мы обратились в опеку, однако Настя показала представителям ПДН смеси и памперсы, купленные волонтерами и опека вынесла вердикт, что ребенку ничего не угрожает – он сыт и одет, еда есть», – пояснила Татьяна.
Когда малышу было около полугода женщина написала заявление в опеку, чтобы его передали в «Центр помощи для детей, попавших в трудную ситуацию».
«Фактически – это передержка, по-другому я не могу это назвать. В результате старший сын прожил в таком центре год. За этот год Настя с гражданским мужем сделали второго ребенка», – пояснила Татьяна Хомутинникова.
Дедушка пытался забрать детей себе
По словам волонтера, второй малыш родился полностью здоровым, с весом более трех килограмм. Однако после выписки этот показатель веса не менялся.
«Не знаю, почему не замечтили это врачами, но ребенок в два месяца весил столько же, сколько при рождении. У него уже был недобор веса. Со вторым ребенком мать перестала просить в соцсети денег, так как дополнительно появился маткапитал», – сказала Татьяна.
По словам отца Анастасии, после того, как девушка забрала своего первого сына из центра помощи детям и пожила с ним немного, второго она временно передала родителям. Дедушка признался, что без слез его невозможно было забрать – малыш был худой и отстающий в развитии. Ситуация была настолько ненормальной, что родной отец предложил провести дочери психиатрическую экспертизу и возможно лишить ее родительских прав, а опекунство передать ему. Однако к нему не прислушались.
«Когда старший был у меня, то не падал, не получал случайно синяки, научился ходить и даже стал разговаривать. Сейчас он говорит деда и баба. Ему 1 год и 7 месяцев. Я просил в опеке разрешения оставить его у себя, но они сказали, что по закону я должен снова вернуть ребенка дочери. Через пару недель она позвонила и велела вернуть сына. Органам опеки она сфотографировала ребенка и сказала, что он здоров, чувствует себя хорошо, научился ходить. Однако научился ходить и говорить он у нас, так как начал нормально кушать. Он не ходил из-за отсутствия сил. А после возвращения к Насте, снова похудел: она его практически не кормила. Он пробыл у дочери до тех пор, пока не случилось трагедия с младшим», – сказал дедушка.
Мужчина признался, что ожидал возможной трагедии. Именно поэтому он решил оформить документы официально на опекунство детей.
«Я еще год назад собрал все необходимые документы для опеки, заказал справку об отсутствии судимости, срок справки закончится в мае, если до этого времени старшего мне не отдадут официально, то придется заказывать повторно, а справку делают три месяца. Старшего я не верну больше дочери», – рассказал «ФедералПресс» дедушка детей.
Забрать детей до трагедии дедушка не успел.
Ребенок в коме
Трагедия произошла 28 февраля текущего года. На протяжении суток у трехмесячного ребенка продолжались судороги, которые возникли после жестокого избиения. Девушку раздражал плач младшего сына Ильи и она его ударила. Сутки спустя женщина все же вызвала врачей, но ребенок впал в кому сразу после их приезда.
«У ребенка была гематома. Однако мать не задержали сразу, не взяли подписку о невыезде. Сначала она в полиции сообщила, что малыш выпал из коляски, но потом уже призналась, что избивала трехмесячного Илью, потому что ее раздражал плач», – рассказала «ФедералПресс» общественница Анна Тажеева.
Уже в больнице врачи выяснили, что на теле у ребенка помимо синяков и гематом есть человеческие покусы. Предположительно, Илью кусала мать.
Сейчас по факту избиения младенца в прокуратуре возбудили уголовное дело. Также в ситуации разбираются следователи. Старший ребенок находится у дедушки, а младший до сих пор в больнице.
Биологический отец детей и гражданский муж Анастасии Антон неофициально работает на лесопилке. По словам волонтера, в воспитании детей он не принимает особого участия.
Редакция «ФедералПресс» связалась с Анастасией, но женщина отказалась комментировать ситуацию, сообщив, что никому не расскажет о состоянии сына.
«В больнице нам не говорят о состоянии младшего внука, они сказали, что всю информацию передают только матери. Со своей стороны я понимаю, что, если младший останется инвалидом, то мы не сможем его забрать. Старшего точно заберем, а младшего я не смогу выходить, если ему нужна будет большая медицинская помощь. Мы живем в деревне», – признался Сергей, отец Анастасии и дедушка внуков.
Общественница Анна Тажеева рассказала «ФедералПресс», что причиной трагедии стало также бездействие и халатность надзорных органов. Вместе с Анастасией Анна ездила в Москву для съемок в передаче «Мужское / Женское» (эфир еще не вышел).
«Матери не нужны дети, а нужны просто пособия. Анастасия сказала, что «если этих заберут, еще рожу». Эта мать, доведя трехмесячного ребенка до комы, медленно их истязает и убивает. Есть свидетели, которые могут подтвердить жестокое обращение с ребенком. Я надеюсь, что начнется процедура лишения ее родительских прав и последует уголовная ответственность за случившееся. Тем более, что дедушка уже год пытается забрать детей себе, но опека не видит для этого оснований», – считает Тажеева.
Редакция «ФедералПресс» связалась с отделением ПНД в Каргате, но оперативно прокомментировать ситуацию в ведомстве не смогли. Издание направило официальный запрос уполномоченному по правам ребенка в Новосибирской области, а также в региональную прокуратуру. На момент публикации ответ в редакцию не поступил.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»