Top.Mail.Ru
Политика
Самарская область
0

Эвтаназия собак, запрет электросамокатов и развод для транссексуалов: обзор резонансных законов в ПФО

Бродячие собаки
Самарская и Оренбургская области стали первыми регионами в Приволжье, где на законодательном уровне разрешили умерщвлять бездомных животных

Известный древнеримский афоризм гласит: «Закон суров, но это закон». Начавшаяся весенняя сессия в муниципальных и региональных парламентах Приволжья уже оказалась богатой на принятые резонансные законопроекты. Приволжская редакция РИА «ФедералПресс» запускает новую рубрику, в которой будет знакомить читателей с нашумевшими и необычными решениями в регионах округа. В первом обзоре – новеллы, утвержденные законодателями в Башкирии, Пермском крае, Оренбургской и Самарской областях.

Курултай Башкирии против «нездоровых западных веяний»

На мартовской пленарке депутаты Курултая Башкирии приняли изменения в Семейный кодекс республики. Одна из поправок касается расширения перечня оснований для расторжения брака: теперь в него включили изменение пола одним из супругов. Кроме того, транссексуалам запретили усыновлять детей, а также становиться попечителями или опекунами.

Как пояснил спикер башкирского парламента Константин Толкачев, прописать очевидные вещи в законы подтолкнули «нездоровые западные веяния».

«Брак – это союз мужчины и женщины, такова конституционная норма. Если один из супругов меняет пол, пара уже не может считаться семьей. Мы внесли данную норму в Семейный кодекс нашей республики, чтобы исключить любые спекуляции на эту тему», – прокомментировал Толкачев.

Отметим, что депутаты Курултая также расширили список лиц, которые имеют право требовать через суды выплаты алиментов от бывшего супруга, который обладает необходимыми для этого средствами. Теперь его в Башкирии имеют:

  • бывшая жена в период беременности, наступившей в период брака;
  • бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения;
  • нуждающийся бывший супруг, фактически осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет или за общим ребенком-инвалидом с детства I группы;
  • нетрудоспособный нуждающийся экс-супруг, ставший нетрудоспособным до или в течение года после расторжения брака;
  • нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позже, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в нем длительное время.

Парламентарии-догхантеры?

Прошлым летом Госдума приняла закон, который отдал на откуп регионам вопросы по обращению с бездомными животными. В Оренбургской и Самарской областях выбрали один из радикальных путей в этой сфере. Местные региональные парламенты первыми в ПФО утвердили порядки обращения с бездомными животными, которые разрешают применение эвтаназии.

Вице-спикер заксобрания Оренбуржья Александр Куниловский убежден, что такой подход является единственным способом решения проблемы бродячих собак. По его словам, ни в одной развитой стране мира не работает метод ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. В принятом с коллегами законе, инициатором которого стал коммунист Иван Кочугуров, Куниловский выделил пять ключевых принципов.

«Это отлов и невозврат в места обитания. Это содержание в период передержки в приспособленных помещениях, но не в приютах, которые требуют отдельного проектирования, финансирования и строительства. Это отсутствие необходимости в стерилизации и вакцинации животных, которые не передаются владельцам. Это гуманное умерщвление», – перечислил аспекты вице-спикер оренбургского заксобрания.

Предполагается, что после того как собаку заберут с улицы, в течение двух дней о животном разместят информацию в интернете для поиска хозяина. Если владельца не найдут, то четвероного ждет эвтаназия. Также в законе прописали еще несколько оснований для умерщвления собак: при проявлении немотивированной агрессии к людям и другим животным; для предотвращения распространения опасных болезней; для прекращения физических страданий нежизнеспособных животных, например при серьезных травмах или неизлечимых болезнях.

Сейчас в Оренбургской области будет действовать переходный период: закон, который пока носит рамочный характер, вступит в силу только 1 июля. За это время предстоит принять несколько постановлений правительства региона и законопроектов (например, о передаче полномочий муниципалитетам), которые конкретизируют положения и мероприятия. В частности, предстоит определить срок пребывания пойманного животного в спецприемнике (пункте временного содержания), после которого его будут умерщвлять. Также этот период позволит территориям подготовиться к реализации закона.

Отметим, что его поддержали 45 из 46 оренбургских парламентариев, один голосовать не стал. Кстати, еще до принятия закона местные зоозащитники обратились в Генпрокуратуру РФ и ее ведомства в регионе с жалобой на инициатора Ивана Кочугурова. Авторы заявления предложили привлечь депутата от КПРФ к ответственности по ст. 245 УК РФ («Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье»).

В самарской губернской думе, где утвердили подобный (но не идентичный) закон за день до оренбургских коллег, такого единодушия не наблюдалось. Принятию закону предшествовали жаркие дебаты, причем представители КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» вообще настаивали на исключении его из повестки. Но рассмотрение закона, новую редакцию которого предложили единороссы, все-таки оставили. В итоге за проголосовали 30 депутатов, против выступили шесть парламентариев, один народный избранник воздержался.

Итак, самарский вариант закона в сфере обращения с бездомными животными также предусматривает создание пунктов их временного содержания (ПВС) – как частных, так и муниципальных, в том числе на базе действующих приютов. В этих пунктах допускается эвтаназия животных без владельцев. Но, как подчеркнул председатель комитета по местному самоуправлению Геннадий Говорков, умерщвление бездомных собак гуманным способом может осуществляться в строго определенных случаях.

«А именно: при наличии болезни, предусмотренной в перечне, подтвержденного факта проявления немотивированной агрессии и подтвержденного факта причинения вреда здоровью или жизни человека», – сообщил на пленарке губернской думы Говорков.

Он акцентировал внимание на том, что в новой редакции закона исключили вызвавший много споров пункт об обязательной эвтаназии животных, которых в течение 30 дней не забрали из ПВС. Кстати, как и коллеги из Оренбуржья, во время заседания Говорков заявлял, что метод ОСВВ неэффективен.

Также в новом законе, принятом парламентариями Самарской области, ограничили места, где возможен прикорм уличных собак и кошек. Это нельзя делать в местах массового скопления людей – например на детских площадках, во дворах многоквартирных домов и школ. Кроме того, законодатели определили требования к содержанию животных на территории СНТ, гаражных кооперативов, строек, стоянок. На данных территориях для животного должны быть оборудованы вольер и привязь.

В Самарский области «собачий» закон тоже вступит в силу не сразу: уставили переходный период до 1 июня этого года. За это время должны принять необходимые подзаконные акты, а также решить вопрос о создании ПВС.

Война с электросамокатами по-пермски

В последние годы в крупных городах один из главных признаков весны – появление электросамокатов на улицах. Но в этот раз в центре Перми проката средства индивидуальной мобильности (СИМ) нет. Все дело в том, что буквально перед открытием нового сезона местные думцы утвердили новые требования размещения электросамокатов, предложенные мэрией. Теперь СИМ в столице Прикамья должны размещаться исключительно на велосипедных парковках, причем только в положении стоя на колесах, параллельно стойке крепления или разметке. При этом в центральном планировочном районе Перми, а также на улицах градостроительного значения обустройство велопарковок запрещено.

Электросамокаты, оставленные в неположенных местах, власти обещают эвакуировать на штрафстоянку на улице Волочаевскую, 32. Чтобы вернуть транспорт, его владельцам придется раскошелиться: оплатить эвакуацию, а также нахождение на штрафстоянке – 100 рублей за каждые сутки.

Принятие этих требований в гордуме Перми не обошлось без дискуссий. Так, депутат Эдуард Мирзамухаметов заметил, что инициатива мэрии не учитывает интересы как самих пермяков, которые пользуются услугами проката либо купили этот вид транспорта, так и владельцев сервиса кикшеринга. Городские власти во главе с мэром Эдуардом Сосниным в свою очередь апеллировали к опросам людей, в которых они выражали недовольство ситуацией с использованием электросамокатов на улицах. Замглавы администрации Перми Дмитрий Галиханов заявил, что за три года работы сервисов кикшерингов в столице Прикамья накоплен «зачастую негативный опыт», поэтому данная сфера «требует дополнительного регулирования.

В итоге предложения мэрии поддержали 22 думца, двое парламентариев проголосовали против, еще двое воздержались.

Реакция кикшеринговых компаний на это решение не заставила себя долго ждать. Сервис проката Whoosh направил жалобу в краевую прокуратуру с просьбой проверить законность данных поправок в правила благоустройства. Также компания собирается оспорить их в суде. При этом Whoosh уже начал работу в Перми в этом сезоне, обещая следовать новым правилам. В сервисе добавили, что сейчас работают над организацией парковочных мест для СИМ на территориях, которые находятся в частной собственности (что позволяют правила). В свою очередь оператор кикшеринга «Юрент» обратился к мэру Перми с просьбой пересмотреть решение о запрете электросамокатов в центре города. В компании также заявили, что готовы инвестировать свои средства в обустройство велопарковок.

Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Илья Пригожин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.