Владимир Путин поручил правительству РФ выделить из ФНБ в 2025 году средства для строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург в размере не менее 300 млрд рублей. Ранее средства из Фонда национального благосостояния были направлены на новую трассу М-12 «Восток». «ФедералПресс» разбирается, почему нефтегазовые доходы уходят на инфраструктуру.
Откуда в России резервный фонд
Фонд национального благосостояния появился в стране относительно недавно. Когда в конце 90-х годов цены на нефть начали расти и поднялись выше $20 за баррель, российский бюджет позволил откладывать деньги «на будущее». Тогда новый президент Владимир Путин поручил создать резервный фонд, формируемый из «связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой» доходов.
В 2004 году был организован Стабилизационный фонд, который впоследствии, с 2008 года, разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Если в первый откладывались средства на покрытие бюджетного дефицита, из второго средства шли на софинансирование добровольных пенсионных вкладов россиян. С 1 января 2018 года ФНБ и Резервный фонд объединили, а еще через месяц второй окончательно перестал существовать. Так ФНБ стал национальной «копилкой», средства из которой можно расходовать на определенные цели.
Сколько денег в ФНБ
Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 1 ноября прошлого составил 13,5 трлн, или 9 % ВВП, прогнозируемого на 2023 год. Показатель по итогам октября сократился на 107 млрд рублей.
«По состоянию на 1 ноября 2023 г. объем ФНБ составил 13 541 231,5 млн рублей, или 9,0 % ВВП, прогнозируемого на 2023 год в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», что эквивалентно $145 224,4 млн США», — сообщал тогда Минфин.
Всего за 2023 год ФНБ был пополнен на 1 трлн рублей, сообщал Антон Силуанов. На 1 января 2024 года составил 11,965 трлн рублей.
На что уходят деньги
В первые годы существования средства из фонда расходовались в основном на приобретение иностранной валюты и открытие банковских депозитов. Задача была в том, чтобы накопить в западных банках достаточно средств, чтобы проценты от размещения шли на развитие экономики страны.
«Прежняя позиция заключалась в накоплении денег, вкладывании сверхдоходов в западные валюты, чтобы с ростом доллара обеспечить ренту будущим поколениям. При этом полностью игнорировалось, что доллар и евро дешевеют, а растут золото и руда, продовольствие, в конце концов», – рассказал в беседе с «ФедералПресс» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Сейчас вектор сменился, и ФНБ начинает активно расходовать деньги на отечественную инфраструктуру, в первую очередь – логистическую, что экономист считает наиболее правильной стратегией.
Так, в 2023 году из фонда было направлено всего около 300 млрд рублей на инфраструктурные проекты, развитие и поддержку предприятий. Большая часть была вложена в развитие Центрального транспортного узла, а также в строительство автодороги Казань – Екатеринбург, а именно участка Дюртюли – Ачит. Кроме того, Фонд спонсировал обновление подвижного состава Петербургского метрополитена, наземного транспорта и развитие парка российских авиакомпаний. Сейчас ФНБ активно спонсирует развитие высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург: по поручению президента уже в следующем году будет выделено не менее 300 млрд рублей.
«Сейчас в стране важно развитие инфраструктуры, и правительство определило самые перспективные направления. Это Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Екатеринбург, их активно соединяют с Москвой. Там, где есть инфраструктура, будет развиваться бизнес, будет инвестирование. Где улучшается транспортная доступность, и будет расти благосостояние страны, будет расти экономика», – заключил Василий Колташов.
По мнению экономиста, средств на эти проекты в ФНБ не только хватает – это наилучший способ их расходования.
«Пока запасов ФНБ хватает. И наконец-то они начали расходовать правильно – на развитие национального благосостояния, на развитие инфраструктуры», – заключил собеседник издания.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин