«ФедералПресс» продолжает публикацию обзора о ходе проведения весенних полевых работ в регионах России. Начало читайте в материале «ФедералПресс» от 2 мая 2024 года.
Топливо для села
Поручив 20 апреля правительству принять меры для обеспечения сельхозпроизводителей бензином и дизельным топливом в необходимом объеме в период сезонных полевых работ, президент РФ Владимир Путин велел Кабмину отчитаться до 1 июня и до 1 ноября 2024 года. На сегодняшний день ничто не предвещает недопоставок топлива аграриям. И, как заверяют в правительстве, даже инциденты на НПЗ не влияют на такие продажи.
Чтобы поддержать стабильную ситуацию на топливном рынке и нивелировать эффект ажиотажа в период высокого спроса, связанного в том числе с посевной, с 1 марта был введен шестимесячный запрет на экспорт бензина и решено увеличить с 12,5 % до 16 % норматив продаж дизтоплива на бирже. Это привело к падению цен на дизель на 0,2–3 %, тогда как бензин не показал существенной динамики в ответ на данное решение. Объявив о намерении сдержать цены на топливо для аграриев, Минэнерго зафиксировало по итогам марта рост поставок на внутренний рынок бензина – на 13 тыс. тонн, дизтоплива – на 15,5 тыс. тонн в сутки соответственно в сравнении с февралем, при относительно высоких запасах топлива – 1,9 млн тонн по бензину и 3,4 млн тонн по дизелю.
В апреле, когда подготовка к полевым работам была в самом разгаре или посевная уже стартовала, а на юге и вовсе шла к завершению, такие профильные ведомства, как Минэнерго, Минсельхоз и ФАС, начали активно обсуждать создание единого оператора поставок топлива для АПК по опыту Татарстана, где формированием и использованием регионального продовольственного фонда, в том числе кредитованием сельхозпроизводителей, предоставлением им ГСМ, семян, минудобрений и средств химзащиты, занимается «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций». Подробности идеи о создании такого оператора не озвучивались. Было лишь заявлено о необходимости проведения анализа динамики изменений цен в апреле – октябре 2017–2023 годов в оптовом и розничном сегментах с учетом инфляции, налогов и мер господдержки в виде субсидий для аграриев с целью выведения адекватной и справедливой стоимости дизеля для села на 2024 год.
Комментируя по просьбе «ФедералПресс» ситуацию с обеспечением топливом аграриев, директор по развитию инжиниринговой компании ООО «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев сказал, что среди мер поддержки топливного рынка, предлагаемых правительством, есть откровенно слабо проработанные: например, ограничение свободного взаимодействия ВИНКов на товарно-сырьевой бирже.
«Отсутствие свободной торговли между производителями бензина и дизеля создаст дополнительные сложности по гармоничному распределению предложения по регионам: НПЗ различных ВИНКов, благодаря высокой географической дисперсности, позволяют заполнять пробелы в снабжении отдельных территорий. Здесь необходимо сфокусироваться на решении проблем с логистикой. Высокий спрос на транспортные мощности РЖД, обусловленный динамикой развития товарно-сырьевых отношений с Китаем, в значительной мере осложняет перемещение топлива по территории страны, что, в свою очередь, негативно сказывает на цене для потребителей, в том числе для фермеров. Рациональным выглядит стремление регулятора проанализировать ценообразование на рынке высокооктановых компонентов и среди мелкооптовых посредников. Если в первом случае высокую стоимость можно обосновать технологическими аспектами, то во втором, действительно, может существовать чрезмерное завышение цен посредниками. Ограничение экспорта дизтоплива, как показывает практика, выступает действенным понижающим фактором для цен. Полный «стоп» на экспорт – это нефункциональная инициатива для рынка, а введение квот, наоборот, позволит достичь ценового баланса, столь необходимого в преддверии посевной для аграриев», – отметил он.
Сейчас поставки топлива осуществляются в соответствии с потребностью аграриев, необходимые объемы согласованы с поставщиками, говорят в регионах.
Как проинформировали «ФедералПресс» в пресс-службе губернатора Новгородской области, сельхозпроизводителям региона для посевной необходимо приобрести 2474 тонны дизтоплива и 352 тонны бензина. Для выполнения всего объема механизированных работ ГСМ достаточно на нефтебазах. Основным поставщиком топлива выступает ООО «Новгороднефтепродукт», кроме этого, здесь действуют представители всех вертикально интегрированных топливных компаний России: «ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «Роснефть», «Тебойл» и другие. Все они поставляют топливо по коммерческим ценам и со скидкой по специальным предложениям топливных компаний, а в целях контроля роста цен введен ежедневный мониторинг стоимости дизеля и бензина, с последующим информированием Минсельхоза РФ и ФАС. Средняя оптовая цена на летнее дизельное топливо по Новгородской области составляет 67 тыс. рублей за тонну, на бензин – 57 тыс. рублей за тонну, причем, как отмечают в администрации области, оптовая стоимость бензина с начала года снизилась на 6 %, в то время как розничные цены на бензин и дизтопливо не изменились.
В Ленинградской области, по данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, потребность в ГСМ на весь сезон годовых работ оценивается в 40,9 тыс. тонн дизтоплива и 4,2 тыс. тонн бензина. И пока задержек по поставкам не зафиксировано. Как отмечают хозяйства, в этом году по сравнению с предыдущим стоимость дизтоплива снизилась на 2,3 %, бензина – на 10,8 %. Поддержкой аграриям здесь является субсидия на агротехнологические работы, в том числе и на покупку топлива, в ходе посевной.
В соседней Псковской области, как сообщили в региональном комитете по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору, весенне-полевые работы требуют поставки 6,39 тыс. тонн дизеля и 0,73 тыс. тонн бензина. Топливо местным сельхозпроизводителям в основном поставляет ООО «Псковнефтепродукт», которое входит в состав АО «Сургутнефтегаз». Также на региональном рынке присутствуют и другие топливные компании и независимые поставщики топлива. При этом в среднем цена топлива у всех компаний одинаковая и варьируется в зависимости от объемов покупки: летнее дизтопливо аграриям области обходится в 67,5 тыс. рублей за тонну, бензина – 57,9 тыс. рублей за тонну.
Аграриям Вологодской области, по сведениям регионального департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, требуется 8,5 тыс. тонн ГСМ для посевной. Чтобы не допускать затоваривания, хозяйства закупают топливо небольшими объемами по потребности и в соответствии с заключенными договорами поставок. Основным поставщиком здесь выступает оператор оптово-розничной торговли нефтепродуктами ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», осуществляющий розничную продажу и поставку топлива мелкооптовыми партиями на условиях самовывоза с нефтебазы «Вологодская». Кроме того, прямые продажи с ближайшего HП3, расположенного в Ярославской области – ПAO «Славнефть-ЛНОС», производит ООО «Газпромнефть-Региональные продажи». Отсюда же топливо поставляют аграриям ООО «Энтиком инвест», ООО «СВ-Нефть», ООО Ресурс-ойл», ООО ПФК «Вест-Маркет», ООО «СеверТрейд» и другие. Поставки ведутся и трейдерами из Ленинградской, Ярославской, Кировской, Нижегородской областей, а также Республики Татарстан. Как заверили в профильном облдепартаменте, ценовая ситуация на местном топливном рынке стабильна.
В Нижегородской области, где для проведения весенних полевых работ требуется 23,3 тыс. тонн дизтоплива и 3,8 тыс. тонн бензина, как утверждают в региональной администрации, проблем с обеспечением сельхозпроизводителей горючим тоже нет. Поставщиками ГСМ в регионе выступают порядка 100 компаний, уполномоченным оператором по области является ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт».
В Башкортостане, где топливо аграриям в основном поставляет ПАО АНК «Башнефть», расчетная потребность в дизеле на яровой сев и уход за посевами составляет около 39 тыс. тонн. И на сегодняшний день здесь накоплено порядка 23 тыс. тонн, или 60 % от потребности. Это на 2–3 % выше прошлогоднего уровня. Мелкооптовая цена летнего дизтоплива в республике установлена на уровне 67 тыс. рублей за тонну, что на 25 % превышает цену аналогичного периода 2023 года – тогда она была 53 тыс. рублей за тонну.
На сегодня обеспечены необходимым объемом топлива для посевной и аграрии Кировской области, куда ГСМ поставляются в соответствии с потребностями. Как сообщили «ФедералПресс» в региональном Минсельхозпродовольствия, на 19 апреля относительно той же даты в прошлом году средняя оптовая цена дизтоплива возросла на 25 %, составив 67,8 тыс. рублей за 1 тонну, бензина – на 8,2 %, до 54,1 тыс. рублей за 1 тонну. Сославшись на данные официальных сайтов компаний, в министерстве сообщили, что, к примеру, ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» продавало на оптовом рынке тонну дизеля за 67,5 тыс. рублей, ООО «Движение-Нефтепродукт» – 69,5 тыс. рублей, АО «Танеко» – 66,5 тыс. рублей.
В Пермском крае, как посчитали в местном Минагропроме, нынешняя посевная требует 11,3 тыс. тонн топлива: 10,2 тыс. тонн дизеля и 1,1 тыс. тонн бензина. На 22 апреля «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», чьи нефтебазы расположены в городах Пермь и Березники, отпускает летнее дизтопливо по 68,250 тыс. рублей за тонну, бензин – 53,350 тыс. рублей за тонну; а «Газпромнефть-Региональные продажи» с нефтебазами в Перми и Соликамске продает бензин по 54 тыс. рублей за тонну, установив фиксированную скидку на дизель для сельхозтоваропроизводителей края в размере 500 рублей за тонну от действующего прайс-листа в период сезонных полевых работ.
В Томской области, чьи потребности в топливе составляют 4607 тонн, из которых пока имеется 2062,8 тонн (45 %), на 17 апреля 2024 года средние оптовые цены (без НДС) по дизтопливу выросли на 14 %, до 61,694 тыс. рублей с 54 рублей за тонну на аналогичную дату прошлого года, бензин АИ-92 – на 9,1 %, до 48 рублей с 44 рублей за тонну соответственно.
«Контроль над ценами осуществляется, но влиять на цену нет возможности. Ее назначают топливные компании», – сообщили в департаменте по социально-экономическому развитию области, добавив, что основными поставщиками дизтоплива и бензина АИ-92 в регион являются АО «Томскнефтепродукт» и ООО «Газпромнефть-Региональные продажи», а также ТК «Открытие».
Держит на контроле вопрос обеспечения земледельцев ГСМ и Красноярский край. По данным пресс-службы регионального Минсельхоза, нефтепродукты мелким оптом через ООО «РН-Красноярскнефтепродукт» осуществляет АО «Ачинский НПЗ ВНК» (ПАО «НК «Роснефть»). Стоимость бензина АИ-92-К5, в период с 1 января по 22 апреля 2024 года выросла на 16 % – с 45 тыс. до 52,5 тыс. рублей, тогда как межсезонное дизтопливо (ДТ-Е-К5) с 29 марта по 7 апреля подешевело на 0,9 % – с 77,2 тыс. до 76,5 тыс. рублей за тонну, а летнее дизтопливо (ДТ-Л-К5) с 8 по 22 апреля – на 3 %, с 76 тыс. до 73 тыс. рублей. В пресс-службе отметили, что во избежание проблем аграриям рекомендовано заключать прямые контракты с производителями (или через их торговые дома), а также с проверенными поставщиками.
В Чувашии на 16 апреля сельхозтоваропроизводители имели свыше 5,6 тыс. тонн дизеля (71,1 % от необходимого объема) и 777,1 тонн бензина (66,9 %). На 19 апреля средняя цена дизеля Евро Сорт С (летнее) составляла 68,1 тыс. рублей за тонну (54,86 рублей за литр), бензина АИ 92 – 54,2 тыс. рублей за тонну (40,13 рублей за литр). На нефтебазах поставщиков дизтоплива и бензина – Чувашского филиала ООО «Татнефть-АЗС центр», ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», группы компаний «Промнефть», компании «Евро» – имелись запасы материально-технических ресурсов в достаточном количестве.
Для проведения весенних полевых работ в Иркутской области необходима поставка 23,5 тыс. тонн дизтоплива и 3,3 тыс. тонн бензина, и пока приобретено 53,6 % ГСМ от потребности. На 22 апреля аграриям продают зимнее дизтопливо по 79,5 тыс. рублей за тонну (+12 тыс. рублей к аналогичному периоду 2023 года), летний дизель – 81,2 тыс. рублей за тонну (+12,2 тыс. рублей), АИ-92 – 61,9 тыс. рублей за тонну (+6,6 тыс. рублей). Основные поставщики – АО «Иркутскнефтепродукт», ООО РЦ «Крайснефть», ООО «Синергия Ойл Групп», ООО «РН-КАРТ».
Новосибирская область, чья потребность в ГСМ в период весенне-полевых работ оценивается в 40,6 тыс. тонн, на 18 апреля имела в наличии 24,8 тыс. тонны дизтоплива (61,1 % к плану), 1,4 тыс. тонн бензина (67,9 % к плану) и 783,8 тонн моторных масел (38,9 % к плану). Местным аграриям топливо поставляет «Газпромнефть-региональные продажи», которая, как сообщил и. о. главы минсельхоза региона Андрей Шинделов, равно как Минсельхоз России и ФАС по Новосибирской области, ранее были уведомлены о необходимости сдерживания мелкооптовых цен на ГСМ и предоставления аграриям скидки в размере 1 тыс. рублей за 1 тонну топлива. На 22 апреля средняя мелкооптовая стоимость летнего дизтоплива равнялась 70,45 рублей, бензина Аи-92 – 53,9 тыс. рублей за тонну.
Все та же компания «Газпромнефть-Региональные продажи» начала отгрузку летнего дизеля по заключенным договорам на поля Кузбасса и Омской области. В Кузбассе всего в 2024 году для посевной необходимо 14,7 тыс. тонн дизеля и 1,5 тыс. тонн бензина, и пока аграриям поставлено 32 % дизтоплива и 31 % бензина от потребности. Стоимость поставки составляет по дизелю – 71,2 тыс. рублей (−3 % в сравнении с 5 апреля 2024 года), по бензину А-92 – 54,25 рублей за тонну (−4 % соответственно). В Омской области в период проведения сезонных полевых работ для сельхозтоваропроизводителей региона действует скидка в размере 500 рублей за тонну, и с ее учетом цена составляет 67,1 тыс. рублей за тонну. Правительство региона просило «Газпром нефть» о возможности предоставления аграриям дополнительной скидки на летнее дизтопливо в сумме 1 тыс. рублей за тонну.
Обеспеченность топливом Алтайского края, которому для посевной необходимо 90 тыс. тонн дизеля и 15 тыс. тонн бензина, на 22 апреля оценивалась на уровне 81 % и 93 % соответственно. В числе крупных поставщиков топливом аграриев снабжают ПАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и сибирский филиал ООО «Газпромнефть-Региональные продажи». Указав, что на 22 апреля средняя оптовая цена на дизтопливо в крае составляла 72,3 тыс. рублей за тонну, в региональном Минсельхозе добавили, что значительный объем ГСМ алтайские аграрии закупили до периода предпосевных ценовых колебаний.
Аналогичные меры предпринимают и в других регионах. Как сказала «ФедералПресс» коммерческий директор СХПК «Струговское» Татьяна Ткаченко, аграрии Приморского края, например, помимо ежегодной закупки ГСМ впрок по окончании полевых работ, берут еще и льготные кредиты от Минсельхоза под 5 % годовых, чтобы безболезненно пройти посевную.
«В целом скажу, что цены, конечно, завышенные, мы считаем. Но мы справляемся, – заявила она. – Мы стараемся закупиться на сезон. То есть в конце года реализуем продукцию и закупаемся, на биржу мы не смотрим. Дефицита топлива мы пока что не испытываем. Цены, понятно, не устраивают, но что делать».
«Ситуация с топливом у нас уже несколько лет, мягко говоря, непонятная. Поэтому мы, ну и некоторые мои знакомые, с конца прошлого года начали заранее проплачивать партии топлива, которые покупают для нас на бирже. И эти цены получаются ниже, нежели они сейчас есть у нас на рынке. Мы по такой схеме уже работаем два года», – рассказал, в свою очередь, руководитель ООО «Покровская Искра» из Октябрьского района Приморского края Дмитрий Никифоров.
По его словам, местные агропредприятия предпочитают приобретать топливо для полевых работ у частных предприятий, а не у крупных поставщиков: аграриев устраивает покупка необходимого объема топлива по предоплате по выгодной цене.
«По идее, они должны торговать мелким оптом, то есть бензовозами, но они эту услугу не оказывают, обеспечивая топливом только себя, свои заправки. Поэтому крестьянин, если у него нет возможности предоплачивать топливо, просто звонит в частную компанию и заказывает себе бензовоз по цене как минимум на 5 рублей дороже, чем на ближайшей заправке. (…) Не знаю, как в других регионах, а в Приморском крае этой проблеме много-много лет точно», – поделился Дмитрий Никифоров проблемой, добавив, что в регионе дефицита дизеля нет.
Как заметила Кристина Романовская, глава агрохолдинга «Лазаревское», за последнее время расходы на подготовку весенней посевной кампании сильно увеличились, в первую очередь это касается энергоресурсов и ГСМ.
«За полгода мы отметили рост цен по дизельному топливу на 30 %, или на 14 рублей, до 58 рублей. Это по сравнению с августом 2023 года, хотя тогда был отмечен большой рост цены на ГСМ, – отметила она в комментарии «ФедералПресс». – Этот фактор также относится к росту стоимости продуктов питания для населения. Как цены могут не повышаться, когда все средства производства, которые составляют себестоимость, вплоть до ГСМ, отмечены удорожанием от 30 %?»
«При этом могу отметить, что перебоев с поставкой дизельного топлива не наблюдаем. Обычно стоимость на основные средства производства перед весенней посевной не повышается катастрофично, скачок происходит в преддверии уборочной кампании. Этим отмечался и прошлый, и позапрошлый год, в том числе и по закупкам ГСМ. Теперь же мы видим удорожание и в весенний период», – добавила она.
Председатель комитета Законодательного собрания Приморского края по продовольственной политике и природопользованию Андрей Андрейченко, отмечая контроль за ценами со стороны федеральных органов, в то же время назвал предпринимаемые меры недостаточными.
«Мы как сельское хозяйство понимаем, во многих регионах это рискованная область деятельности, это раз. Но второе – мы понимаем, что фермеры так или иначе на потребителей потом будут перекладывать свои расходы, и за это заплатят люди. Причем это везде в цепочке. <…> Поэтому, конечно, это вопрос важный, актуальный, и здесь федеральным властям, конечно, нужно больше наводить резкость», – прокомментировал он «ФедералПресс».
Высказавшись за запрет на экспорт дизтоплива в период полевых работ, он также указал на необходимость увеличения пропускной способности РЖД.
«Потому как, если мы говорим про доставку сельхозпродукции, то логистика сейчас является достаточно узким местом. До сих пор там проблемы, и это вызывает опасения. В частности, я на ближайшем комитете, который я возглавляю, буду этот вопрос обсуждать. Потому как аграрии этим вопросом озабочены, – сказал Андрей Андрейченко. – Нужно тут уже готовиться загодя. Поэтому теперь при каждом удобном случае, как известный оратор, который говорил, что Карфаген должен быть разрушен, буду повторять, что нужно работать федеральным органам власти над логистикой, федеральной составляющей, чтобы все сельскохозяйственники имели сбыт своей продукции своевременно», – добавил он.
В большинстве регионов России посевная кампания идет в самом разгаре. О том, каким окажется урожай в регионах, «ФедералПресс» расскажет позже.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, hippopx.com
Будущее России