С древности и по сей день мосты в Великом Новгороде считаются важнейшими объектами инфраструктуры. В городе, почти поровну разделенном рекой на две части, по-другому и быть не могло. Поэтому переправу через Волхов новгородцы издавна строили в самом сердце города – между кремлем и торгом. На протяжении истории она не раз обновлялась и рушилась, но после Второй мировой было принято знаковое решение – сделать мост полностью пешеходным. Из-за изогнутости он получил среди горожан прозвище «горбатый», а его внешний облик вызывал споры как местного, так и федерального масштаба. Подробнее об истории знакового сооружения читайте в материале «ФедералПресс».
Великий мост через Волхов
Первые упоминания о так называемом Великом мосте через Волхов, который соединял Кремль на Софийской стороне и Ярославово Дворище на Торговой, относятся к X веку. Переправа была описана в Лицевом летописном своде и летописях – ранее всего в Иокимовской. Она, однако, известна лишь в пересказе историка XVIII века Василия Татищева. Там рассказывается о крещении новгородцев в 989–990 годах и сопротивлении горожан крестителям. Во время столкновений была разобрана часть мостового перехода, а на развалинах установили две метательные машины.
При этом вещественных доказательств существования моста не было до 2018 года. Именно тогда археологи после 13 лет подводных работ на месте предполагаемого нахождения Великого моста нашли ряд бугров, идущих параллельно известной ранее переправе XII–XIII веков. Находку удалось сделать благодаря многолучевому эхолоту, при помощи которого создали трехмерную картину дна реки.
«В марте 2018 года археологи исследовали один из участков, находящихся по линии цепи за ее пределами. Они вскрыли полутораметровый культурный слой XIV–XVI веков и обнаружили разрушенную опору неизвестного моста через Волхов», сообщали в ИА РАН и Новгородском государственном музее-заповеднике.
Так ученые нашли официальное подтверждение, что уже в X веке два берега Волхова соединял деревянный мост на срубных опорах. Известно, что это была сложная и дорогостоящая инженерная конструкция. Длина пролетов составляла не менее 17 метров. Основой переправы были ряжи – пятиугольные деревянные срубы в форме лодки. Их опускали на дно реки и засыпались камнями. Великий мост был местом торговли, кулачных боев, городских собраний и даже казней.
Как мост через Волхов взорвали два раза
К началу XVII века Великий мост впервые подвергся масштабной реконструкции. Первый раз переправу поставили на каменные, а не деревянные опоры. Их было пять. Но остальная часть по-прежнему оставалась деревянной. Следующая большая перестройка началась в 1824 году, когда шоссе Москва – Петербург дошло до Новгорода и на мост через Волхов возросла транспортная нагрузка. Автором нового проекта реконструкции стал Казимир Рейхель. Воплощение его идеи в жизнь заняло шесть лет – с 1825-го по 1831 год. Число опор возросло до десяти, между нами были арочные деревянные пролеты. При строительстве применяли новую для России технологию возведения каменных опор – ее использовали впервые во время стройки Вестминстерского моста в Лондоне в 1738 году. Второй пролет моста через Волхов стал разводным, что позволяло проплывать под ним мачтовым судам. Исследователи считают, что мост Рейхеля лучше всех вписывался в архитектурный ансамбль исторического центра Новгорода. Однако прослужил он чуть больше 70 лет: деревянные конструкции быстро изнашивались, их приходилось часто менять. Каменные опоры также интенсивно разрушались, что создавало угрозу.
К концу XIX века мост кардинально перестроили по проекту Г. Н. Соловьева. После этого число пролетов сократилось до пяти, а опор – до семи. Открыли его в 1902 году. Общественность подвергла переправу критике из-за того, что она нарушает историческую перспективу Кремля.
В 1931 году на мосту заменили разводной механизм: вместо подъемного сделали поворотный, что позволило расширить проход для судов. Его подорвали во время Великой Отечественной войны, в августе 1941 года советскими войсками при отступлении. Два с половиной года мост постоянно простреливался артиллерией и снайперами. В ночь на 20 января 1944 года переправу полностью взорвали нацисты – отступая из Новгорода.
Почему пешеходный мост стал «горбатым»
Первый генплан восстановления города академика Щусева предполагал, что на месте взорванного моста необходимо построить новый автомобильный мост. Но после власти решили, что целесообразнее строить его севернее от кремля – так как это обеспечит прямое соединение с Московским шоссе в обход исторических объектов. Так на месте засыпанного Федоровского ручья появился автомобильно-пешеходный мост с четырьмя полосами. Сейчас он назван в честь Александра Невского.
Но строительство пешеходного моста от кремля до Ярославова дворища отложили на неопределенный срок. Вернулись к этой идее лишь в 1980-х, когда «Новжилкоммунпроект» разработал первый проект будущей переправы. Инженеры учли исторический, архитектурный и ландшафтный контекст. Они задумали трехпролетный балочный мост с криволинейными арочными очертаниями нижнего пояса. Именно из-за необычного изогнутого силуэта он получил народное название «горбатый». Авторы даже планировали воссоздать рисунок ограждения старого моста, но эту идею не одобрили власти.
«Сделать такой же низкий мост, как в 1903 году, было невозможно, так как под ним не прошли бы корабли – даже небольшой буксир. Мост нужно было поднимать. Как это сделать? Ну, вот и сделали его «горбатым». Это было вынужденное решение», – рассказывает историк новгородской архитектуры Владимир Ядрышников.
Он отмечает, что такой вариант «противоречил сложившемуся рядом с мостом архитектурному ансамблю».
«Выбор противный, но другого никто предложить не смог, представить альтернативных вариантов. Поэтому я в этот проект не стал бы сейчас кидать камни. Это чисто функциональный, конструктивистский объект», – подчеркивает эксперт.
При этом инженеры предлагали сделать новый мост вновь разводным, рассказывает «ФедералПресс» новгородский историк и краевед Сергей Трояновский.
«Но в советские времена партийные деятели отвечали: «Разводные мосты у нас могут быть лишь в одном городе – «Колыбели трех революций». Инициативу отклонили», – говорит Трояновский.
Как строили «горбатый» мост в Великом Новгороде
Строительством моста занимался «Мостоотряд № 75» Ленинградского отделения института Гипростроймост.
«Мост был моим первым объектом после того, как я стал начальником «Мостотряда». Это был уникальный проект – таких переправ в Советском Союзе всего два было. У нашего моста пролет был 132 метра, и выглядел он очень изящно. Ну и конечно, основная его уникальность в месте, где мост построен», – рассказывал корреспонденту «ФедералПресс» тогдашний начальник «Мостотряда» и почетный гражданин Великого Новгорода Анатолий Мухарев.
По его словам, мост строили по оси разрушенного немцами моста. Проблем, вспоминает Мухарев, было немало.
«Мы же собирали мост вдоль берега, потом выдвигали его на плавучие опоры, разворачивали и на плаву приводили его на место и пускали. Проблема была в том, что мы, собрав строение, не могли его поднять. Установить мост надо было до ледохода, а на дворе был август или июль. В общем, времени оставалось мало. Оказалось, что у нас была ошибка в расчетах, неправильно определили гибкость. Для монтажа моста пришлось увеличить пролет», – говорил Мухарев.
Акт о приемке моста подписали 31 декабря 1987 года в 10 часов вечера. Но самое интересное, признается экс-начальник «Мостотряда», происходило после – в газете «Советская культура» появилась статья академика Лихачева на целую полосу.
«Судя по всему, этому безусловно уважаемому человеку дали фотографию этого моста, сделанную со стороны Ярославова дворища. Там на переднем плане был парапет, который закрывал и Софию, и кремлевскую стену. Вот Лихачев и написал разгромную статью о том, что в Великом Новгороде живут варвары, которые не чтят старину», – рассказывал Мухарев.
По его словам, скандал был большой, «шумиху подняли». Недовольство высказывали и горожане, так как переправа портила привычную панораму Волхова, вспоминает публицист, экс-главред «Новой Новгородской газеты» Сергей Брутман.
«Жители привыкли смотреть на реку с моста Невского. Там был ничем не закрытый вид – как и со стен кремля. Сначала внутреннее сопротивление у горожан было. Но смирились они достаточно быстро», – говорит Брутман в беседе с «ФедералПресс».
Историк Сергей Трояновский также считает, что мост с «серым невзрачным асфальтом и жидкими перилами» портит историческую панораму новгородского центра. После ввода переправы в эксплуатацию ее облик обсуждали различные госкомиссии, а в прессе выходили «разгромные материалы».
«Подключилась даже прокуратура Союза. Длилось это несколько лет, пока в журнале «Архитектура и строительство» не появилась статья академика архитектуры Пунина. Он написал, что пешеходный мост в Новгороде – это один из наиболее ярких примеров сочетания старины и современности. После этого вся шумиха моментально спала», – отмечал экс-начальник «Мостотряда».
После окончания строительства провели испытания на надежность. На переправу завели 121 груженых ЗИЛ-130 – каждая из машин весила по 11 тонн. Проверка прошла успешно.
В 2009 году во время подготовки Великого Новгорода к 1150-летнему юбилею на мосту провели масштабный ремонт: укрепили опоры, очистили конструкции, починили ограждения и уложили свежее покрытие.
Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев
Эксклюзивы «ФедералПресс»