Пленум Верховного суда России представил проект постановления, в котором подробно разъясняются правила добровольного страхования. Этот документ призван пролить свет на изменения в сфере автостраховки, обновленной более чем 45 федеральными законами за последние десять лет. Одно из ключевых положений проекта – признание факта попадания в аварию водителем, находящимся за рулем в состоянии опьянения, нестраховым случаем.
Что изменит постановление
Проект постановления направлен на урегулирование споров между гражданами и страховщиками. Например, как пишет «Российская газета», нередки ситуации, когда страховые компании отказываются удовлетворять непомерно большие запросы клиентов, а граждане, в свою очередь, признают предлагаемые страховщиками суммы ничтожно малыми. В данном документе предлагаются четкие критерии, определяющие случаи, когда страховщики освобождаются от обязательств по выплате страхового возмещения.
Согласно разъяснениям судьи Верховного суда Андрея Марьина, который представлял проект постановления, пьянство за рулем может стать веским основанием для отказа страховщика выплачивать возмещение по риску «ущерб от ДТП». Таким образом, попавшим в аварию пьяным водителям в любом случае придется оплачивать ремонт своего автомобиля за собственный счет.
Подготовленные разъяснения также затрагивают вопрос утраты товарной стоимости в результате аварии и случаи, когда она может считаться реальным ущербом. Проект постановления предусматривает варианты, когда страховщик не возмещает этот ущерб в полном объеме.
«Грубо говоря, если машина стала выглядеть хуже, но ездит, это типичная утрата товарной стоимости. Но договором добровольного страхования может быть предусмотрено, что утрата товарной стоимости не подлежит возмещению страховщиком. Так что надо внимательно читать условия», – разъясняет «РГ».
Не всех нетрезвых водителей можно лишить страховки
Однако не каждый случай, в котором участвует нетрезвый водитель, заканчивается дорожно-транспортным происшествием. Например, водитель может находиться в нетрезвом состоянии, но при этом соблюдать правила дорожного движения, остановившись на красный свет. И тогда в ДТП будет виновен другой водитель, который не смог предотвратить столкновение.
В тексте постановления указывается на возможность отказа в возмещении ущерба именно при совершении ДТП нетрезвым водителем. Если же выпивший не является инициатором аварии, вопрос о его праве на возмещение ущерба должен рассматриваться отдельно.
Стоит также учитывать разницу в подходах между обязательным страхованием гражданской ответственности (ОСАГО) и добровольным страхованием (КАСКО). По ОСАГО пострадавший в ДТП с участием нетрезвого водителя имеет право на получение компенсации, но страховая компания виновника может позднее предъявить к нему иск о возврате выплаты.
В случае с КАСКО все зависит от условий договора. Например, пассажир машины, застрахованный по жизни и здоровью, может быть лишен возмещения, если был в нетрезвом состоянии в момент происшествия.
Представители Госавтоинспекции отметили, что отказывать в возмещении ущерба нетрезвому водителю, не являющемуся виновником аварии, незаконно, а термина «совершивший ДТП» в принципе не существует в российских официальных документах.
Ранее «ФедералПресс» опубликовал статистику таможни, показавшей, что объем ввоза японских иномарок в Россию остается на досанкционном уровне, несмотря на запрет.
Фото: unsplash.com