Пятнадцать лет Великий Новгород живет без своего самого известного ресторана в одной из башен кремля – «Детинца». Его открыли еще в конце 1960-х – и за это время он стал визитной карточкой города. Традиционные русские блюда и напитки там пробовали президенты России, СССР, народные артисты, генсек НАТО, простые новгородцы и гости города. Почти все они оставили об этом месте добрые впечатления. Воспоминания о былом же мотивируют горожан просить о том, чтобы древнему городу вернули один из брендов. О том, почему стольким людям в мире полюбился ресторан в древней башне и возможно ли его вернуть – в материале «ФедералПресс».
Куда делся «Детинец»?
Жаркое лето 2016 года, кремлевский парк Великого Новгорода. Автор этих строк во время студенческих каникул скромно подрабатывает в туристической отрасли – предлагает гостям города собственноручно начеканить сувенирную монету за небольшую плату. И за полтора месяца несколько раз происходил один и тот же разговор.
«Молодой человек, а где ваш ресторан «Детинец» в кремле? Мы с женой были (пять, десять, пятнадцать и т. д) лет назад, помним, прекрасное было заведение».
Молодой человек, то есть я, стыдливо уставлялся в асфальт и отвечал, что больше такого ресторана у нас нет, закрыли несколько лет назад. После этого видел в глазах спрашивающих искреннее огорчение.
И понятно, почему. «Детинец» стал брендом Великого Новгорода еще в те времена, когда в этих широтах и слова-то такого не знали.
Как в новгородском кремле появился легендарный ресторан
Ресторан «Детинец» открылся на заре брежневской эпохи – в 1968 году. Свои двери он распахнул в самом сердце Новгорода – в Покровской башне кремля («детинца»). Отсюда и название заведения.
Некоторые его помещения занимали территорию не действовавшей на тот момент церкви Покрова Пресвятой Богородицы XIV века, которая входит в список объектов ЮНЕСКО. В XVII веке она была домовой церковью местных воевод. В XIX веке в здании поочередно работали женская тюрьма, губернский архив, богадельня. Церковь сильно пострадала в годы ВОВ. После ремонта там оборудовали мастерскую и склад. И вот в конце 1960-х тут начинает работу «Детинец». Впрочем, локация намного позднее еще сыграет с рестораном злую шутку. Но сейчас не об этом.
На момент открытия ресторана в кремле подобных заведений в Новгороде не было, говорит публицист, бывший главный редактор «Новой Новгородской газеты» Сергей Брутман.
«Это был классический ресторан семейного типа с очень неплохой кухней, но достаточно дорогой. Но это его и спасало. Потому что в городе существовали молодежные кафешки типа «Волны», где собирались обыкновенные пьяницы и устраивали разборки. Такие персоны, конечно, семейному отдыху не благоприятствовали бы. В «Детинце» их отпугивал ценник. Поэтому там было все чинно, несмотря на обилие спиртных напитков, пусть и неэкзотических», – рассказывает Брутман в беседе с «ФедералПресс».
Ресторан стал одним из немногих мест, где сохранялись исторические средневековые интерьеры, утверждает историк и краевед Сергей Трояновский.
«Кирпичные стены, по лестницам можно было подняться и усесться в нишах, где раньше стояли пушки. Храмовое помещение превратили в пиршественный зал», – рассказвает Трояновский «ФедералПресс».
«Детинец» стал обязательным пунктом в маршрутах туристических групп, видных гостей, дипломатов или политиков. В разные времена его посещали (приготовьтесь, список будет длинным, но, конечно, неполным):
Президент России Владимир Путин, президент СССР Михаил Горбачев, председатель правительства РФ Виктор Черномырдин, президент Украины Леонид Кучма, вице-президент РФ Александр Руцкой, первый вице-премьер правительства РФ Борис Немцов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, председатель ЛДПР Владимир Жириновский, американский финансист Джордж Сорос, президент ФРГ Йоханес Рау, премьер-министр Швеции Карл Бильдт, президент Исландии Рагнар Гримссон, генсек НАТО Хавьер Солана, Никита Михалков, Людмила Зыкина, Люк Бессон.
Но не одними VIP-персонами жил «Детинец». С самого запуска его двери были открыты для всех новгородцев и гостей города. От желающих потрапезничать традиционной русской кухней с видом на кремлевские стены отбоя не было. Культовым среди местных заведение стало из-за того, что многие отмечали здесь юбилеи, знаменательные даты, дни рождения и свадьбы. Поэтому в общий зал без предварительного заказа попасть было непросто. Но чтобы не обделять их вниманием, в ресторане работали две барных стойки.
Внизу, в полуподвальных помещениях, было попроще. Там подавали выпивку с несложными закусками и блюдами. Часто гости там даже не снимали верхней одежды, потому что заходили «на бегу». Стойка наверху же была более солидная, поэтому пускали туда только с разрешения бармена или администратора. Там, по воспоминаниям местных, можно было просидеть весь вечер, потягивая местную медовуху и смоля сигаретой – все на западный манер.
Медовуха, к слову, была визитной карточкой «Детинца». Легенды о ее божественном вкусе ходят среди новгородцев до сих пор – а распространяют их заставшие ресторан люди. Их сказы гласят, что этот фирменный напиток варился в специальном помещении на первом этаже башни – по секретному рецепту в деревянных бочках. Их было 40 штук.
Говорят, особый вкус создавала авторская закваска, которую «выращивали» годами. Готовили медовуху не меньше месяца, а за обычный день выпивали ее в «Детинце» не меньше ста литров. Мед в нее добавляли в конце варки – и он дарил напитку уникальный янтарный цвет. Получался душистый и прозрачный напиток крепостью от 9 до 11 градусов, запах которого расходился по всему заведению.
Чем кормили в «Детинце»
Раз уж поговорили про выпивку, нельзя не сказать про кухню «Детинца».
«Еда подавалась в горшочках и мисках, были соответствующие сервизы. Атмосфера по меркам СССР была диковинная. Заведений под Средневековье, в отличие от Европы, у нас тогда не было. Дубовые столы, вот это все. Сплошь советский общепит. В «Детинце» постоянно играла живая музыка», – говорит Трояновский.
Местные, например, вспоминают такие позиции в меню: щи «Купеческие», борщ «Боярский», похлебка «Крестьянская», мясо «Посадское», колбаски «Новгородские», зразы «Детинец», судак в разных вариациях. Говорят, порции были большие, а меню – единым на всех. То есть простые новгородцы, можно сказать, хлебали одни и те же щи с «сильными мира сего».
«В последние годы с качеством блюд, обслуживания и санитарией дела стали обстоять похуже. В 1990-е во время встречи с одним дипломатом меня неприятно потрясло, что на огромный деревянный стол посреди разговора выскочил здоровенный таракан и неспешно потрусил. Благо, компания не заметила», – вспоминает Брутман.
Он подчеркивает, что «Детинец» никогда ни с кем не конкурировал из-за своего особого местоположения.
«И возможно поэтому они снизили требовательность к себе», – отмечает Брутман.
Как закрывали «Детинец»
Конец славной эпохи «Детинца» пришел в 2009 году. Первой весточкой закрытия стало сообщение Госпожнадзора об обнаружении в заведении грубых нарушений правил пожарной безопасности. Впервые за 40 лет. Пожарные заявили, что нормам не соответствуют эвакуационные пути и выходы, а также низкие своды потолка, винтовая лестница и другие архитектурные решения древних новгородских зодчих.
Руководство ресторана тогда сразу заявило, что невозможно сделать перепланировку в памятнике архитектуры. А Покровская башня им и являлась.
В декабре 2009 года мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев заявил, что «Детинец» больше никогда не откроет своих дверей: мол, ресторан закрыт решением губернатора Новгородской области Сергея Митина по личной просьбе патриарха. Бобрышев упомянул, что лично его за год до этого закрыть «Детинец» просил еще владыка Новгородский и Старорусский Лев.
«Я тогда сказал, что решение этого вопроса – не в моей компетенции», – говорил градоначальник.
Сергей Брутман говорит, что тогдашний губернатор Сергей Митин пытался наладить добрые взаимоотношения с РПЦ. И, по воспоминаниям публициста, священнослужители говорили главе региона о том, что «негоже в центре русского православия держать ресторан в здании бывшей церкви».
«Это вроде как задевало церковных иерархов. И они высказали некое пожелание. Под него и быстро нашли повод для закрытия ресторана. Однако выводы пожарной охраны были абсолютно справедливыми – заведение нормам не соответствовало», – говорит Брутман.
Городской депутат и юрист Андрей Моисеев оспаривал законность решения о закрытии «Детинца» в судах. Но безрезультатно. В 2009 году легендарный, известный на всю Россию ресторан, стал историей. Помещение в Покровской башне пустует до сих пор.
«Мы потеряли одно из знаковых для города мест», – подводит итог Сергей Трояновский.
Можно ли вернуть «Детинец»
Разговоры о возвращении «Детинца» возникают в Великом Новгороде регулярно. Особо активные горожане даже пишут в сети петиции по этому поводу. На все подобные обращения в 2022 году ответил губернатор Новгородской области Андрей Никитин, отметив, что по этому поводу к нему обращаются еще с 2017 года – начала его работы в регионе.
«Юридический нюанс в том, что, когда было принято решение восстанавливать храм, епархии передали и церковь, и башню», – сказал Никитин.
По его словам, в Покровской башне, «конечно, никогда уже не будет такого разудалого веселья, о котором я столько слышал».
«Но чего не хватает в Кремле, это хорошего детского кафе, места, куда можно прийти с семьей, туристам. Попробуем это сбалансировать, выйти на такое решение. Но ключевое слово здесь за новгородской епархией», – отметил Никитин.
Невозможно через 15 лет поменять место, коллектив и возобновить «Детинец», считает Сергей Брутман.
«Нужно создавать нечто новое. Теоретически места в кремле для этого, да и необходимость существуют. Турист ведь хочет поесть в ауре исторического места. Хоть и того романтического ореола кремлевской башни со сводами и кельями уже не будет», – говорит Сергей Брутман.
ФедералПресс / Евгений Поторочин
Эксклюзивы «ФедералПресс»