Российские школьники девятых и одиннадцатых классов все чаще поступают не в высшие учебные заведения, а в техникумы и колледжи. В 2023 году их выбрали 1,2 млн человек. Правда, несмотря на высокую популярность этого вида образования, власти и эксперты уже несколько лет говорят о возникающих в сфере СПО проблемах: отсутствии необходимой практики во время обучения и невостребованности выпускников. «ФедералПресс» в рамках проекта «Человеческий капитал» рассказывает, как будет развиваться среднее профессиональное образование в России в будущем и что сейчас известно о его перспективах.
Как обстоят дела в сфере среднего профессионального образования
Российское среднее образование – один из самых массовых сегментов в России. За последние несколько лет популярность колледжей и техникумов значительно выросла. Так, в 2021 году в учреждения СПО была принята 871 тысяча человек. Это на 19,8 % больше, чем в 2016 году.
На начало 2022/2023 учебного года в системе СПО учились 3,7 млн студентов, что больше на 591 тысячу человек, чем в 2019/2020 учебном году. Вице-премьер Татьяна Голикова в октябре прошлого года рассказала, что более 60 % девятиклассников выбирают обучение в колледже.
По данным доклада Высшей школы экономики, большинство образовательных организаций СПО расположены в городах и поселках городского типа, 71,7 % из них были многопрофильными, 28,3 % – с отраслевой специализацией, наибольшая доля – организации в области здравоохранения, медицины, сельского хозяйства, а также сценического и музыкального искусства.
По данным за 2019-2020 учебный год:
- 30 % колледжей и техникумов имели специализацию «Сценическое и музыкальное искусство»,
- 28 % – «Образование и педагогика»,
- 26,8 % – «Физкультура и спорт»,
- 24,6 % – «Медицина и здравоохранение»,
- 20,2 %, – «Изобразительное и прикладное искусство»,
- 16,3 % – «Сельское хозяйство»,
- 11,2 % – «Транспорт».
- 14,8 % образовательных организаций не имели образовательной специальности.
На начало 2020/2021 учебного года каждый пятый студент среднего профессионального образования обучался по одной из 50 наиболее востребованных специальностей, отмечают авторы доклада.
Специалисты Высшей школы экономики обращают внимание, что в сфере среднего профессионального образования увеличивается число выпускников программ подготовки специалистов.
Так, в 2021 году:
- 41,8 % из них обучались по программам «Инженерное дело, технологии и технические науки»,
- 12,8 % – выбирали сферу здравоохранения и медицинской науки,
- 27,4 % – науки об обществе,
- меньше 10 % – профессии в сферах сельского хозяйства, образования, педагогической и гуманитарной наук, искусства и культуры.
Среди квалифицированных рабочих и служащих наибольшей популярностью пользовалась сфера «Инженерное дело, технологии и технические науки», которую выбрали 67 % учащихся, 19,7 % студентов интересовала сфера наук об обществе, 10 % выбирали сельское хозяйство, 1,9 % – искусство и культуру, остальные сферы – меньше процента.
Сколько учреждений СПО в России
По данным Минпросвещения, на начало 2023/2024 учебного года в России действовало 3196 самостоятельных образовательных организаций. В Центральном федеральном округе их 697. Общая численность студентов СПО в этом регионе составляет чуть больше 859 тысяч человек.
В Северо-Западном федеральном округе таких организаций 280, студентов – 320 310 человек, в Ненецком автономном округе – 3, студентов – чуть больше тысячи человек. В Южном Федеральном округе – 344 организации, студентов – 436 600, в Северо-Кавказском федеральном округе – 233 и 264 949 студентов, в Приволжском – 726 и 795 461 очных и заочных учащихся.
В Уральском федеральном округе – 241 организация, 331 505 студентов, в Сибирском федеральном округе – 451 самостоятельная организация СПО и 473 726 тысячи студентов. В Дальневосточном федеральном округе – 224 организации и 228 984 учащихся. В Еврейском автономном округе – 8 организаций, число студентов составляет 3028 человек, а на Чукотке всего 4 организации и 736 учеников.
Основные проблемы
Несмотря на популярность СПО, эксперты выделяют несколько основных проблем как частного, так и системного характера. Так, интерес к обучению в колледжах и техникумах напрямую зависит от того, как будущие студенты воспринимают ситуацию с технологическим суверенитетом России. У выпускников есть проблемы с подготовкой из-за малого количества практики, кроме этого эксперты подчеркивают важность непрерывности образования.
Прогнозы на 2035 год тоже не очень радужные. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования отмечают, что дефицит выпускников колледжей и училищ к 2035 году будет достигать 3,6 млн человек.
«В текущем виде система как высшего, так и среднего профессионального образования полностью не готова к эффективному ответу на имеющиеся и перспективные вызовы. Это прежде всего проявляется в наличии мощнейших структурных дисбалансов между спросом и предложением специалистов, как по уровням системы образования, так и по группам профессий и специальностей», – говорится в докладе ЦМАКП.
Заведующая кафедрой Стратегического планирования и экономической политики МГУ имени Ломоносова Елена Ведута выделяет системную проблему среднего образования. По мнению специалиста, его развитие и популярность будет зависеть от того, сможет ли наша страна перейти к технологическому суверенитету и обеспечить импортозамещение.
«Если мы будем сырьевым придатком Востока, то в такой сырьевой стране молодежи не очень интересно не то что учиться, а даже жить. Очень важно, чтобы у нас была экономическая программа развития страны, которая бы привлекала людей оставаться здесь и учиться, получать технические знания», – полагает Ведута.
По ее мнению, если страна не будет двигаться вперед в плане экономического развития, то на рынке труда будут и дальше возникать проблемы.
Доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Плеханова Инга Корягина подчеркивает, что серьезный дефицит кадров в рабочих профессиях среди выпускников возникает из-за того, что молодые специалисты не подготовлены к работе на производстве. Их много, а выбрать не из кого.
«Выпускники либо не доходят до производств, либо не могут работать на производствах. Не хватает инженеров-технологов, инженеров-конструкторов, банально даже не могут найти швей», – сказала она.
Корягина подчеркивает, что программы колледжей и техникумов не насыщены практикой, в обучении преобладает теоретическая часть.
«Вот их научили, теорию им дали, а практики очень мало. Они приходят на производство без практики. Нужно столяра научить быть столяром, швею – строчить», – сказала собеседница «ФедералПресс».
Корягина подчеркивает, что среднее профессиональное образование обязано взаимодействовать с различными предприятиями.
«Каждый колледж, каждое училище нужно привязать к конкретному производству, чтобы практическое обучение велось именно на их базе», – полагает доцент Кафедры маркетинга РЭУ имени Плеханова.
Что ждет систему среднего профессионального образования в будущем
Активное изменение системы среднего образования идет уже сейчас, заявила в беседе с «ФедералПресс» заместитель председателя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по воспитанию и просвещению, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России Наталья Золотарева. По ее словам, векторы развития СПО заложены в федеральном проекте «Профессионалитет».
«Работодатели участвуют в обновлении и реализации образовательных программ колледжей, комплексно обновляется база учебной и практической подготовки, внедряется демонстрационный экзамен, проводятся чемпионаты профмастерства», – сказала собеседница издания.
Говоря о нехватке кадров, которую прогнозируют эксперты, Золотарева отметила, что система СПО должна быть гибкой и реагировать на запросы рынка труда, чтобы выпускники хотели остаться в отрасли. Такую задачу можно решить только совместными усилиями: и сферой образования, и сферой труда, и сферой культуры.
«В условиях острой нехватки профессиональных кадров необходима перезагрузка информационной политики поддержки профессионализма. Современной молодежи нужны свои современные Стахановы – символы трудовой доблести, новые ориентиры профессионализма», – полагает Золотарева.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что среднее образование должно развиваться по пути непрерывного обучения. Эксперт приводит в пример нехватку кадров в строительстве, информационных технологиях и на станках в различных производствах. Такой дефицит, по мнению Беляева, можно устранить, внедряя специальные курсы на базе СПО. Они будут давать человеку меньше времени на обучение, но позволят обучиться азам профессии.
«Нужно разделять, для подготовки каких кадров не обойтись без высшего образования, и сколько таких кадров нужно, для подготовки каких специалистов достаточно техникума, сколько нужно, например, станочников, и вот их готовить на курсах, не закрывая возможности для продолжения образования», – сказал Беляев.
По его словам, курсы обучения рабочим профессиям нужно создать на базе колледжей. Именно такое развитие среднего образования экономист считает правильным. Если же человеку требуется получить более углубленное обучение, то он может пойти в колледж, добавляет экономист. В качестве примера непрерывного образования Беляев приводит Запад, где колледжа хватает для начала трудовой деятельности.
«Если ты продвигаешься по службе, то получаешь дополнительное образование на каких-то курсах. А в институт идут те, кто рассчитывает на научную работу, или предполагается, что им полагается менеджерская работа. А если ты хочешь быть станочником, то никому не придет в голову идти в колледж, потому что там другие формы образования», – рассказал экономист.
Издание The Wall Street Journal обращает внимание, что среди молодежи в США наиболее востребованными становятся рабочие профессии. А все потому, что студентов привлекают высокие зарплаты на промышленных предприятиях. Молодые американцы массово устремляются в профессиональные училища. Прием учащихся в них вырос в прошлом году на 16 % и достиг максимума с 2018 года. Их привлекают рабочие профессии: сварщиков, электриков, сантехников и многие другие. Спрос на таких специалистов растет, и зарплаты в этих отраслях тоже идут вверх.
Наконец, то, как система образования может помочь развитию страны в различных отраслях, включая экономику, хорошо видно на примере Сингапура, который стал известен своим так называемым «экономическим чудом». Власти увеличили финансирование сферы образования, позволили ученикам обучаться по индивидуальной программе и позволяли выбирать им интересные предметы уже в средней школе. Это в будущем дало ощутимый эффект для развития страны.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что на Среднем Урале увеличили количество бюджетных мест для обучения будущих медиков.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова
Человеческий капитал