В России наблюдается недостаток рабочей силы. По мнению экспертов, основная проблема страны – кадровый голод. «ФедералПресс» выяснил, как обстоит ситуация с привлечением сотрудников в «атомных» ЗАТО Челябинской области.
Квалификационная яма
ЗАТО Челябинской области относятся к Госкорпорации «Росатом». Она, как и другие крупные промышленные корпорации, сталкивается с рядом вызовов рынка труда, сообщили «ФедералПресс».
«В их числе демографические вызовы: снижение численности населения в целом (по прогнозам, к 2030 году – с 146 до 140 млн человек) и снижение численности трудоспособного населения (доля людей в возрасте 60+ составляет 30 %, а доля людей в возрасте 20–40 лет может снизиться на 16 % к 2030 году). Помимо этого, наблюдается рекордно низкая безработица (до 2,5 %, которая, по оценкам экспертов, может понизиться к 2030 году до 1 %) и «квалификационная яма» – разрыв между знаниями и навыками выпускников учебных заведений и потребностями бизнеса», – отметили в пресс-службе.
Также очевидно изменение ценностных установок людей. Согласно опросам, сегодня для них продвижение по службе не является основным приоритетом, и такого мнения придерживаются 36 %. Люди готовы получать меньше ради сокращения рабочего времени. А 37 % молодежи не считает образование значимым.
По мнению эксперта по промышленности Леонида Хазанова, предприятия, расположенные в «атомных» ЗАТО, точно так же сталкиваются с нехваткой специалистов, как и находящиеся в обычных городах. Ведь если во времена Советского Союза уровень жизни в них был гораздо выше, чем в остальной части страны, то теперь существенных отличий нет.
«Ограничения же, связанные с проживанием в ЗАТО, могут не устраивать многих работников, их зарплаты вряд ли сильно больше, нежели на гражданских заводах. В подобных условиях, как мне кажется, жить и трудиться в «атомном» ЗАТО подходит далеко не всем, особенно молодежи, которая не видит смысла ждать приличного уровня зарплаты, когда можно спокойно заработать адекватные деньги в каком-нибудь крупном городе», – считает Леонид Хазанов.
Решить проблему дефицита кадров в России поможет налоговая инновация СССР?
В этих условиях «Росатому» необходимо реализовывать стратегию до 2030 года и, в частности, закрывать свои кадровые потребности.
«В рамках реализации стратегии до 2030 года госкорпорации необходимо привлечь около 374 тыс. человек (с учетом восполнения текучести кадров). Порядка 108 тыс. человек потребуется для новых направлений бизнеса, 110 тыс. человек – для проектов сооружения АЭС в России и за рубежом и порядка и 155 тыс. – для традиционных направлений (ЯОК, машиностроение, наука и другие). «Росатому» понадобятся представители более 100 профессий, многих из которых сегодня нет на рынке труда», – сказали в пресс-службе «Росатома».
Как решить проблему
При этом, по словам представителя госкорпорации, очевидно, что это профессии, которые находятся на стыке наук и специальностей и связаны с новыми направлениями бизнеса «Росатома»: композитными материалами, ветроэнергетикой, ядерной медициной, накопителями, промышленными лазерами, цифровыми и аддитивными технологиями, экологическими проектами.
Если говорить о конкретных профессиях, то «Росатому» необходимы квантовики, которые обеспечат развитие квантовых вычислений, композитчики – специалисты по созданию и адаптации новых материалов и изделий из них, IT-специалисты по таким направлениям, как управление данными, предиктивная аналитика, видеоаналитика, биометрическая аутентификация, цифровизация городской среды, интернет вещей, цифровые двойники, информационная безопасность, искусственный интеллект, разработка промышленного ПО, работа с AR и VR-технологиями.
«Для ответа на эти внешние и внутренние вызовы в «Росатоме» создана экосистема развития кадрового потенциала. Она предполагает комплексный подход к развитию человека на всех этапах жизни. Экосистема охватывает как будущих, так и действующих сотрудников «Росатома», включая людей «серебряного» возраста», – сообщили в пресс-службе.
В экосистему включены около 250 школ «Росатома», в которых открыто более 100 специализированных классов (атомные, инженерные, менделеевские, горные), 6 колледжей, включенных в федеральный проект «Профессионалитет», 21 опорный вуз «Росатома» во главе с НИЯУ МИФИ, а также инструменты развития работников отрасли (корпоративная академия «Росатома», Техническая академия, 17 отраслевых центров компетенций и цифровая среда развития РЕКОРД mobile).
«У экосистемы есть две важные особенности. Первая: все ее элементы взаимосвязаны и работают на решение одной задачи. Вторая: в рамках экосистемы выстраиваются широкие связи с партнерами – это родители и педагоги, администрации городов «Росатома», федеральные центры по развитию талантов, профессиональные и социальные сообщества», – добавил собеседник агентства.
Директор категории «Рабочие и линейные профессии» «Авито Работы» Александр Сампетов отмечает, что рынок труда испытывает серьезный дефицит кадров. В первом полугодии 2024 года спрос работодателей на персонал вырос на 50 % в сравнении с аналогичным периодом в прошлом году. При этом в закрытых административно-территориальных образованиях нехватка специалистов ощущается острее.
«Закономерно, что активная конкуренция работодателей происходит за наиболее дефицитных рабочих специалистов: сварщиков, фрезеровщиков, монтажников, токарей, слесарей, водителей. В условиях кадрового голода востребованность этих сотрудников растет по всей России, поэтому при привлечении кадров ЗАТО используют дополнительные инструменты мотивации, чтобы конкурировать за соискателей с крупными предприятиями открытых городов. Работодатели развивают бонусные системы и расширяют социальный пакет для своих сотрудников, оказывают помощь в переезде и обустройстве работников», – комментирует «ФедералПресс» Александр Сампетов.
По его данным, помимо квалифицированных рабочих специалистов, наниматели из ЗАТО активно привлекают линейный персонал: курьеров, поваров, таксистов, продавцов. По всей стране отмечается интерес работающих россиян к подработке. Для соискателей такой формат становится возможностью увеличения совокупного дохода.
По данным «Авито Работы», весной 2024 года число вакансий с возможностью подработки выросло на 42 % за год. А согласно результатам исследования, проведенного в феврале 2024-го, больше половины (54 %) опрошенных соискателей сообщили о том, что уже подрабатывали в течение последнего года. Закрытые города не стали исключением в этой тенденции. Некоторые сотрудники совмещают основную работу на местном производстве с частичной занятостью.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова