Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

Непристойный креатив, жалобы заключенных и цены на бензин: глава Пермского УФАС рассказал о громких делах

АЗС
Цены на топливо традиционно волнуют жителей

Почему жители Прикамья все чаще жалуются на проблемы с подключением к электросетям и газу. Каковы результаты проверки краевого министерства тарифного регулирования и энергетики со стороны ФАС. Что грозит пермскому бизнесмену за неприличную рекламу с двусмысленными намеками. Эти и другие громкие темы «ФедералПресс» обсудил с руководителем регионального УФАС Александром Плаксиным. Он рассказал о ключевых делах и проверках ведомства в первые шесть месяцев этого года.

Реклама с интимными намеками

Александр Владимирович, в июне резонансной получилась история с рекламой кафе японской кухни «KuniOki» в Перми. Ваше ведомство усмотрело в ней непристойный смысл и ложный намек на то, что в заведении могут оказывать интимные услуги. Интересно, сотрудники вашего ведомства сами заметили рекламный щит кафе или было какое-то заявление?

— Нет, обращений не поступало: наши сотрудники во время мониторинга обратили внимание на эту рекламу. Мы регулярно проводим такие мониторинги в Перми, выезжаем в другие муниципалитеты. По нашему мнению, реклама данного кафе явно носила провокационный характер: и картинка, и написанное латиницей слово, которое русскоязычные граждане могли воспринять, как непристойное. Понятно, что таким образом хотели привлечь внимание к кафе, но закон запрещает подобный креатив, нарушающий нормы морали и нравственности.

Пермское УФАС возбудило дело по признакам нарушения закона о рекламе. Что грозит владельцу этого кафе?

— У нас пока прошло первое заседание. На нем ответчик попросил отложить рассмотрение дела. Если признаем нарушение закона о рекламе, то выдадим предпринимателю предупреждение, поскольку впервые привлекаем к ответственности.

Планируете ли привлекать экспертов для подтверждения непристойности данной рекламы. Или здесь достаточно, скажем так, убеждения в этом сотрудников краевого УФАС?

—Понятно, что категория непристойности носит субъективный характер. Поэтому в подобных ситуациях можем привлекать экспертов. У нас есть экспертный совет по рекламе, в который входят представители общественности, в том числе религиозных конфессий. Также действует соглашение с саморегулируемой организацией «Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный Совет» (Санкт-Петербург), которая по нашим запросам делает заключение. В данном случае тоже обратимся к ним. Мы убеждены, что реклама кафе не соответствует закону. Но звучали отдельные мнения, в том числе в соцсетях, что все в ней нормально.

Зачем люксовые опции в машине для ученых

В последние годы власти разного уровня и учреждения в Прикамье практически перестали грешить закупками конкретных и дорогих моделей автомобилей, используя «заточку» в техзаданиях на конкурсах. Но прецеденты еще имеют место. Недавно отличились в Пермском федеральном исследовательском центре (ПФИЦ) УроРАН. Почему вас заинтересовал их покупка Toyota Tundra для Горного института?

— По заявлению прокуратуры проверяли эту закупку дорогостоящего автомобиля, цена которого превысила 15,6 млн рублей. Заказчик составил техническое задание с большим спектром опций и характеристик, которым соответствовала только Toyota Tundra. Во время проверки спросили у заказчика, почему решили приобрести пикап именно с такими характеристиками. Нам ответили, что его будут использовать для геофизических работ, где требуется высокая проходимость автомобиля. И только Toyota Tundra якобы отвечает всем необходимым критериям для проведения этих научно-технических работ. Однако нам не совсем понятно стало, зачем в характеристиках, например, зафиксировали такие требования, как наличие акустической системы не менее десяти динамиков, панорамная крыша, передние сидения с регулировкой в шести позициях, память водительского сидения. Вот эти люкс-опции как связаны с выполнением озвученных задач? Хотя именно наличие данных уникальных характеристик в техзадании и позволило отбросить аналогичные модели пикапов от других производителей, причем по более низкой цене. В итоге мы возбудили антимонопольное дело по статье 17 закона о защите конкуренции. Будем его сейчас рассматривать. Если представители ПФИЦ УроРАН не смогут обосновать, что только этот автомобиль отвечал потребностям института, тогда будем признавать нарушение.

Что в таком случае грозит пермскому центру УроРАН?

— Штраф должностным лицам от 20 до 50 тысяч рублей. А за повторное нарушение в течение года грозит уже дисквалификация.

Письма от заключенных

Весной 2022 года вы отмечали, что в работе краевого УФАС сместился акцент в сторону контроля за товарными рынками, в первую очередь продовольственными. Очевидно, что это было вызвано резким ростом цен. Прошлый год в этом плане выдался спокойнее, хотя можно вспомнить ажиотаж в связи с серьезным подорожанием куриных яиц минувшей осенью. Как сейчас обстоит ситуация?

—В первом полугодии ситуация с ценами на товарных рынках, включая продовольствие, была спокойной. Граждане намного реже жаловались на подорожание продуктов и товаров. Из особенностей выделил бы достаточно большое количество обращений в начале года от лиц, находящихся в местах лишения свободы. Они жаловались на высокую стоимость продуктов и товаров в торговых точках, расположенных на территории колоний. Нам пришло больше десятка писем из разных исправительных учреждений края. По всем этим заявлениям мы провели проверки ФГУП «Промсервис» ФСИН России, которое отвечает за работу торговых залов в колониях.

Цены в них действительно оказались выше, если сравнивать с обычными сетями и розничными магазинами. Как пояснили в «Промсервисе», все закупки продуктов они осуществляли в рамках ФЗ-223 («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), то есть проводили торги на право заключения договоров поставки. Мы проверили их наценки. В среднем, они не превышали 15 %. В ряде случаев максимальная наценка составила 20 %. В нашем понимании, это несильно высокие наценки, учитывая специфические факторы ценообразования и особенности деятельности магазинов в колониях. Например, на территории исправительных учреждений нет складов: продукцию приходится постоянно подвозить. Здесь иная логистика, если сравнивать с классическими торговыми сетями, которые имеют крупные распределительные центры. ФГУП «Промсервис» подробно расписало нам состав затрат, накладные расходы. Вдобавок выросли закупочные цены. В итоге нарушений мы не усмотрели.

Половина жалоб от заключенных касалась высоких цен на товары первой необходимости. Их предприятие ФСИН реализовывали через договоры комиссии. Здесь мы тоже не нашли нарушений.

Непростое присоединение к сетям

В прошлом году заметно выросло число жалоб прикамцев на проблемы с присоединением к инженерно-техническим сетям. В первом полугодии 2024-го эта тенденция сохранилась?

— Да. Чаще всего жители края обращаются к нам по вопросам техприсоединениея. Почти на треть увеличилось число жалоб в этой сфере – как письменно, так и на личных приемах. Мы прогнозируем, что и дальше количество обращений здесь будет расти. Потому что, например, расширили программу социальной газификации, включив в нее СНТ.

За первые шесть месяцев этого года мы рассмотрели свыше 40 административных дел в связи с нарушениями порядка присоединения к газу и электрическим сетям. В основном, они касаются просрочек, завышения цен и навязывания невыгодных условий со стороны компаний-монополистов. За это наложили на них штрафы почти на 10 млн рублей. Но здесь для нас гораздо важнее, что помогли почти сотне потребителей подключиться к газоснабжению и электросетям. Так, в апреле на личный прием пришел представитель инициативной группы из села Култаево, где целую улицу не подключали к газоснабжению, нарушив все сроки. В мае в их дома уже пустили газ.

Поразила история в пермском микрорайоне Нижняя Курья, где предпринимателю в шесть раз завысили стоимость подключения строящегося торгового центра к электросетям. Вашему ведомству удалось добиться снижения платы до 41 тысячи рублей. Вы с чем связываете данную историю: это эксцесс исполнителя или преднамеренная политика монополиста?

— Трудно сказать конкретно про этот случай. Но что-то подсказывает, что присутствует желание заработать больше, чем полагается по закону. Есть стандартизированные ставки, а есть индивидуальные тарифы при подключении больших объектов. И порой возникает соблазн при техническом присоединении посчитать неправильно, перевести объект в другую категорию. Такую тенденцию наблюдаем у монополистов. Но для того мы и работаем, чтобы вернуть их на правильные рельсы, чтобы считали правильно.

Сейчас рассматриваем антимонопольное дело, которое возбудили в отношении «Газпром газораспределение Пермь» после многочисленных обращений от управляющих компаний. Они пожаловались на серьезное удорожание с 2024 года обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах. Цены на эти услуги в Прикамье подняли на 10-12 %. Хотя это не самый рекордный рост по стране. В Самарской области, где также возбудили антимонопольное дело, стоимость увеличили на 60 %. Отчасти это связано с неким правовым вакуумом в данной сфере. Есть методические рекомендации по регулированию стоимости обслуживания газового оборудования для ИЖС и внутри квартир. Но в этой методике, к сожалению, не регулируется стоимость обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирном жилье. И именно для этой категории произошло повышение цен. Насколько нам известно, сейчас федеральный Минстрой работает над поправками в эту методику. Рассчитываем, что это стабилизирует рынок.

Не надо цены на бензин подгонять под инфляцию

В конце прошлого года краевое УФАС возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» из-за повышения цен на бензины АИ-92 и АИ-95 на заправках в Прикамье. Сейчас на какой стадии оно находится?

—В завершающей. Мы вышли на заключение об обстоятельствах дела: этот документ предваряет вынесение решения. В нем комиссия фактически фиксирует обвинение, описывает факты и обстоятельства нарушения закона, а также оценивает контраргументы компании-ответчика против наших выводов.

Как в компании объяснили рост цен на топливо, который вы считаете необоснованным?

— Они смотрят на ситуацию очень широко. Мы же взяли три последних месяца прошлого года и увидели, что стоимость бензинов на лукойловских АЗС в Пермском крае заметно росла, тогда как закупочные цены на бирже, наоборот, падали. Именно в этот период «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» резко увеличил маржинальность. А нам компания предлагает смотреть весь прошлый год, заявляя, что в целом за 12 месяцев рентабельность была невысокой и рост цен на бензины не превышает уровня инфляции. Но мы с таким подходом не согласны и настаиваем на том, что нужно оценивать поведение компании в конкретный период. На наш взгляд, в конце 2023 года сбытовому оператору не следовало повышать стоимость в условиях снижения закупочных цен на бирже. Кстати, мы проанализировали показатели рентабельности «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукта» по всем регионам присутствия. В Пермском крае она почти максимальная. Понятно, что это связано в том числе с самыми низкими издержками в нашем регионе, меньшими затратами на логистику.

В этом году поступали жалобы на подорожание топлива?

— Обращения есть. Больше всего их поступило в апреле, когда произошло несколько заметных повышений цен на топливо. Но в целом они носили обоснованный характер, учитывая конъюнктуру на бирже, где выросли оптовые цены на бензины. Если сравнить с индексом инфляции, то он заметно выше роста розничных цен на топливо. Тот же «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не стремится сейчас подгонять стоимость нефтепродуктов под инфляцию, как это было в конце прошлого года.

Что думают в УФАС об ограничениях для электросамокатов

Суды в начале 2024 года поддержали вашу позицию в спорах с АО «ПЗСП» и АО «Пермтрансжелезобетон», которых вы уличили в незаконном завышении цен на газоблоки. Они выплатили штрафы?

— Да, обе компании уже выплатили по 475 тысяч рублей. Хотя «ПЗСП» продолжает оспаривать наше решение о том, что они установил монопольно высокую цену на газобетонные блоки (повысив в два раза – Прим. Авт.) и тем самым нарушили закон о защите конкуренции. Компания подала кассацию в Арбитражный суд Уральского округа.

Весной власти Перми приняли изменения в правила благоустройства, которые запретили размещать электросамокаты в центре города. А в других районах краевой столицы их можно оставлять только на обустроенных велопарковках. При подготовке этих изменений региональное УФАС не привлекали в качестве экспертов? Не видите ли в этом ограничения конкуренции?

— Нет, нас не привлекали. Собственно антимонопольной составляющей здесь не видим. Поскольку эти требования одинаково распространяются на всех участников рынка. А раз так, то никому преимуществ не создали, дискриминации нет. А вот насколько мэрия Перми правомочно установила эти требования, решит уже суд. Как известно, сервисы кикшеринга оспаривают эти изменения в правилах благоустройства.

Предупредить нарушение, развивать конкуренцию

ФАС России в этом году проводило проверку краевого министерства тарифного регулирования и энергетики. С чем она была связана, известны ли ее результаты?

—Проверяли топливную составляющую в тарифах на тепло в регионе, которые рассчитываются методом затрат. Нас, как территориальный орган, тоже привлекали к этой проверке. Обнаружили ряд регламентных нарушений при формировании тарифов на тепло. ФАС выдало предписание краевому министерству исправить их в последующие периоды регулирования. Но отмечу, что эти нарушения не повлияли на обоснованность размера тарифов.

Осенью предстоит еще одна проверка регионального министерства со стороны ФАС. Она затронет уже все тарифы.

В марте ФАС России отметила свое 20-летие. Вы уже больше десяти лет работаете в краевом управлении. Как, по вашему мнению, за это время изменились работа ведомства, его цели и приоритеты?

— На мой взгляд, изменился подход службы к тем сферам, с которыми она работает. Сейчас большое внимание уделяется предупреждению нарушений. Раньше превалировал, скажем так, контрольный аспект в деятельности антимонопольного органа – выявить нарушение, выдать предписание и назначить наказание. Сегодня же основная задача – предупредить нарушение через механизмы антимонопольного комплаенса, расширение спектра ситуаций, при которых выдается предостережение или предупреждение.

Еще одна важнейшая тема, которой сейчас уделяют особое внимание на уровне ФАС и региональных управлений, касается развития конкуренции. 20 лет назад этим не занимались вообще. Здесь первая большая история – создание в 2017 году национального плана развития конкуренции. За последние семь лет эта тема становится все более приоритетной в работе ФАС. При этом все понимают, что развивать конкуренцию невозможно без налаживания взаимодействия с местными властями, поскольку речь идет о региональных рынках. Сейчас во многих субъектах России заключены соглашения между ФАС, территориальным органом и властями региона. В Пермском крае тоже действует такое соглашение о внедрении стандарта развития конкуренции, реализации дорожных карт. Повторю, что 20 лет назад такого точно не было. Сейчас же чуть ли не каждый день федеральные коллеги спрашивают нас, как в регионе развивают конкуренцию.

Фото: ФедералПресс / Светлана Возмилова, Евгений Поторочин, Полина Зиновьева, Елена Майорова

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.