Ценовой вопрос попортил немало нервов жителям Пермского края в уходящем году. Особенно по весне, когда вскоре после начала спецоперации резко подорожали многие продукты. Впрочем, в 2022 году прикамцев будоражили ценники и на другие товары: например, стройматериалы. Как на эти стоимостные колебания реагировало Пермское УФАС? Что сейчас творится с ценами на разных товарных рынках? Эти и другие актуальные вопросы в рабочей повестке антимонопольного ведомства в Прикамье обсудили с его руководителем Александром Плаксиным.
Жаркая весна
Александр Владимирович, какие тенденции и особенности в работе вашего управления выделили бы в уходящем году?
— Заметно сместился акцент в сторону контроля за товарными рынками, в первую очередь продовольственными. Это направление дало наибольшую нагрузку. Тогда как количество обращений по другим сферам нашей деятельности снизилось. В этом году мы рассмотрели около двух тысяч устных и письменных обращений граждан в связи с ростом цен на товарных рынках. Это рекордный показатель. Больше тысячи жалоб поступило непосредственно в Пермское УФАС, из них почти 500 – на горячую линию, которую мы открыли 1 марта. 60 % обращений касались подорожания продуктов питания. На втором месте по количеству заявлений – жалобы на повышение стоимости непродовольственных товаров. В этой сфере в 2022 году жители и организации Прикамья чаще всего возмущались ростом цен на бензины и дизельное топливо, а также стройматериалы, прежде всего газобетонные блоки, кирпич и щебень.
В одном из интервью вы даже выразились, что весна была жаркой.
— Да, с марта 2022 года мы каждую неделю, а в некоторые самые горячие периоды даже ежедневно, проводили мониторинг цен на социально значимые продукты питания. Одной из главных причин резкого повышения их стоимости, конечно же, послужил ажиотажный спрос, возникший в марте-апреле и заметно превысивший предложение. Это явление подобно снежному кому, когда поставщики не могут справиться с резко возникшим спросом. В результате товар, в первую очередь дешевый, стремительно исчезает с полок. Именно изменение ассортимента сильно влияло на уровень минимальной стоимости товара, который покупатели могли обнаружить на полке. Но эти явления носили как раз ситуативный характер. Показателен пример с сахаром. Его дефицита не было: когда заводы-производители увеличили его отгрузку, то ситуация быстро стабилизировалась.
Сейчас на продовольственном рынке все спокойно? Прикамцы не жалуются на рост цен?
— Ситуация стабилизировалась. По ценам на продовольствие поступают одна-две жалобы в неделю. Причем речь идет о товарах, которые не входят в перечень из 24 социально значимых продуктов. Кстати, по многим позициям из этого перечня в течение года наблюдалось снижение цен. Среди них лидеры по падению стоимости – куриные яйца (сейчас они на 41 % дешевле, чем в декабре 2021 года), капуста (снижение цены на 48 %), картофель и морковь (по 35 %), гречневая крупа (29 %). В среднем интегральный индекс потребительской корзины, состоящей из 24 социально значимых продуктов, за год в Прикамье понизился на 9 %. При этом инфляция в крае составила около 13 %.
Наказание – не главное
Одним из самых громких в уходящем году для вашего ведомства стало антимонопольное дело в отношении компании «Лукойл-Уралнефтепродукт». В декабре ее оштрафовали за то, что в конце 2021 года необоснованно высоко подняла цены на своих заправках в Пермском крае. Удовлетворены таким результатом?
— Да, вполне. Цель антимонопольного контроля на этом товарном рынке – стабильность цен для потребителей. У нас не стоит задача максимально наказать нарушителя. В 2022 году мы, например, наблюдали снижение цены на бензин АИ-92 (самое востребованное топливо на АЗС в Прикамье) примерно на 1,26 рубля. Если сравнивать с декабрем прошлого года, то сейчас бензин этой марки продается дешевле на 1,19 %, а 95-й подорожал незначительно – на несколько копеек, или на 0,15 %.
Кстати, сейчас мы не видим предпосылок для подорожания бензина, поскольку оптовые цены на бирже крайне низкие: около 35 тысяч рублей за тонну АИ-92 и порядка 40 тысяч за тонну АИ-95. Маржинальность на заправках высокая. Это говорит о том, что в ближайшее время стоимость бензина не должна вырасти.
В соцсетях и телеграм-каналах можно встретить мнения людей, которые недовольны размером выписанных «Уралнефтепродукту» штрафов. Сама компания должна выплатить 650 тысяч рублей, ее коммерческий директор – еще 15 тысяч. Мол, это капля в море на фоне прибыли, получаемой сбытовым оператором.
— Штраф относительно небольшой, но таков закон. В данном случае мы возбудили дело о злоупотреблении доминирующим положением и не установили последствий в виде устранения конкуренции. Речь идет об установлении монопольно высокой цены, в результате чего пострадали потребители. Доля других компаний не уменьшилась. Даже, наоборот, чуть подросла, потому что они могли продавать бензин дешевле, чем он стоил на «лукойловских» заправках. Так что штраф наложен в соответствии с законом.
Газобетонные и фанерные монополии?
Вы упомянули, что в этом году жители и организации края часто жаловались на подорожание стройматериалов. Где-то удалось установить доминирование?
— Для таких товарных рынков, как кирпич и щебень, мы доминирования каких-то игроков в Прикамье не обнаружили. А вот по газобетонным блокам, по нашему мнению, ситуация другая. В 2022 году мы получили большое количество жалоб на их серьезное подорожание. Если в 2021 году газобетонные блоки стоили порядка 4,2 тысячи рублей за кубометр, то весной этого года цена на них подскочила почти в два раза – до 8 тысяч рублей. Как показал наш анализ, на этом рынке доминируют два местных производителя – АО «ПЗСП» и АО «Пермтрансжелезобетон». Их совокупная доля превышает 90 %. Мы установили, что динамика затрат этих предприятий на производство блоков не соответствовала тому росту цен, который зафиксировали минувшей весной. В итоге в отношении этих компаний мы возбудили дела по признакам злоупотребления доминирующим положением в виде установления монопольно высокой цены. Но, признаюсь, их расследование продвигается непросто.
Почему?
— Компании всячески оспаривают наши выводы. Например, настаивают на том, что на этом рынке есть еще ряд игроков, в том числе из других регионов. Мы сейчас проверяем эту информацию и корректируем наш анализ. В рамках антимонопольного дела предстоит оценить, насколько велика доля других игроков и как сильно они влияют на состояние конкуренции на территории Пермского края. Кроме того, при оспаривании своего доминирующего положения эти компании заявляют, что имеются эквиваленты их продукции – шлакобетон, арболитовые блоки. Даже деревянный брус приводят в качестве якобы аналога.
Кстати, летом «ПЗСП» и «Пермтрансжелезобетон» снизили цены на свои блоки, в среднем до 5,2–5,6 тысячи рублей.
Вы связываете это с тем, что УФАС подключилось?
— Возможно, наше дело сыграло свою роль. Но сильнее, скорее всего, повлиял сезонный фактор. Понятно, что большинство граждан и фирм активнее закупают стройматериалы весной, после чего спрос падает. В общем, свои деньги, и неплохие, пермские производители газобетона заработали.
Еще на каких-то товарных рынках в этом году выявили доминирование?
— На рынке фанеры и ДСП. Материалы в отношении комбината «Свеза Уральский» передали в центральный аппарат ФАС, потому что это межрегиональный рынок. Мы усмотрели признаки того, что на нем доминирует прикамская компания, повысившая цены на ДСП и фанеру в полтора раза. В материалах, которые на наш запрос предоставило ООО «Свеза Уральский», мы обратили внимание, что на комбинате сильно подняли свою рентабельность. Если раньше она была на уровне 20 %, то сейчас ее сделали около 50 %. Решили больше зарабатывать таким образом.
Картели в глубоком подполье
Сколько картельных сговоров выявило Пермское УФАС в 2022 году?
—Здесь надо отметить, что мы практически перестали получать заявления от хозсубъектов, которые жаловались бы на возможные картели на аукционах. Поэтому информацию о сговорах получаем от правоохранителей либо выявляем их сами. С помощью специального программного обеспечения, которое нам предоставила ФАС России, проводим сплошной мониторинг региональных госзакупок в сфере капремонта многоквартирных домов и в рамках нацпроектов. В этом году изучили более 80 закупочных процедур, по трем из них возбудили антимонопольные дела.
Означает ли это, что картельные сговоры уходят в прошлое?
— Думаю, что нет. Скорее, они стали более латентными, скрытыми. Как уже сказал, раньше к нам обращались сами участники торгов, которые замечали признаки сговора на аукционах и просили провести проверку. Сейчас такого нет: хозсубъекты словно затаились. Картельные соглашения никуда не делись, но их участники стали умнее. Заявки с одного IP-адреса не подают. Используют современные цифровые технологии, чтобы придать вид законности и конкуренции на аукционах.
Лояльный и взвешенный подход к поставщикам
Много ли компаний в этом году включили в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по ФЗ-233?
—Нет. Всего в краевое УФАС поступило 21 обращение о включении в РНП. И только в четырех случаях мы приняли такое решение. Стараемся подходить к этому вопросу лояльно и взвешенно, понимая, в какой непростой ситуации оказались многие компании из-за санкционного давления и роста цен. В Пермском крае было несколько случаев, когда подрядчики из-за резкого подорожания материалов или запрета поставок товара из-за рубежа не могли исполнить свои контракты. Например, одна из клининговых компаний была вынуждена отказаться от региональных и муниципальных контрактов по уборке помещений, потому что заметно выросла стоимость дезинфицирующих средств. А кто-то не мог поставить медицинские товары или комплектующие к компьютерной технике по контрактам из-за того, что их запретили ввозить в Россию. Если поставщики представляли нам сведения, что они не могли исполнить контракты в силу объективных причин, то мы шли им навстречу и не включали в РНП. Мы видели, что компании стали жертвами обстоятельств, а не вели себя недобросовестно.
Осенью общественный совет при региональном УФАС направил властям края и Перми внушительный пакет предложений по изменению правил в сфере НТО. В частности, они касались смягчения требований к внешнему виду киосков, продления сроков действия договоров на размещение этих торговых объектов. От кого-то уже получили обратную связь?
— Пока только от пермской гордумы: один из депутатов заинтересовался нашими предложениям и выразил готовность пригласить нас на профильный комитет для обсуждения правил размещения НТО в Перми. Ждем реакции от других органов власти.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, ФедералПресс / Александр Переверзев