Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Кто на Невском важнее: как петербургские урбанисты предлагают сделать парадный проспект Петербурга более человечным

Невский проспект
В Петербурге урбанисты предложили концепцию по изменению Невского проспекта

В Петербурге группа исследователей, состоящая из урбанистов, историков и аналитиков, разработала концепцию изменения одной из главных улиц города – Невского проспекта. В исследовании изложены все недостатки магистрали и предложения по ее улучшению для жителей и гостей Северной столицы. Подробнее о том, как Невский может преобразиться и зачем это нужно, – в материале «ФедералПресс».

Почему Невский проспект необходимо менять: главные минусы

«На втором курсе магистратуры университета ИТМО ИДУ я руководил урбанистическим клубом. Мы решили в его рамках организовать исследование. Так как специализировались на урбанистике, решили взять тему по городской среде. Невский проспект был выбран, так как это главная улица города, которую все знают, все на ней были, но при этом она обладает всеми возможными проблемами, что и другие улицы центра», – рассказал «ФедералПресс» один из инициаторов концепции «Комфортный Невский проспект», петербургский урбанист и автор телеграм-канала «Вороньи мысли» Даниил Воронин.

Для выявления недостатков Невского проспекта авторы исследования в мае и апреле 2023 года провели онлайн-опрос стихийного типа выборки в пабликах соцсетей по Центральному и Адмиралтейскому районам. Респондентами стали 258 человек. Им задали вопросы о том, насколько они удовлетворены благоустройством «парадной» улицы города и другими критериями.

Опрос показал, что 31 % полностью удовлетворен безопасностью на Невском, а 30 % – скорее нет. 24 % скорее удовлетворены, а 20 % – полностью.

«Большинство опрошенных (61,24 %, или 158 человек) скорее или полностью не удовлетворены безопасностью на Невском проспекте», – указывают авторы исследования.

При этом больше половины респондентов (58,53 %, или 151 человек) оценили благоустройство Невского проспекта как скорее или полностью неудовлетворительное. Треть опрошенных заявила, что касательно данного критерия «скорее удовлетворены». А 64,34 % респондентов скорее или полностью неудовлетворены обеспечением безбарьерной среды на магистрали для маломобильных групп граждан.

Авторы исследования выявили, что большинство респондентов посещает Невский проспект с целью добраться до места назначения на этой магистрали или рядом с ней.

«Мы можем сделать вывод, что среди респондентов, кто ходит по Невскому проспекту для прогулки без места назначения, большинство (54,39 %) оценили благоустройство магистрали как полностью/скорее удовлетворительное, в то время как среди респондентов, кто ходит по Невскому проспекту, чтобы добраться до места назначения поблизости, большинство (62,70 %) оценили его благоустройство как полностью/скорее неудовлетворительное», – заявляют авторы исследования.

Опрошенные люди чаще всего указывали, что не хотят посещать Невский из-за шума, отсутствия достаточного пространства для пешеходов и их большого количества, а также грязи, небезопасности и недостаточности инфраструктуры. Это основные причины. Единицы респондентов пожаловались на засилие промоутеров, большое количество правоохранителей, малое количество мусорок и общественных туалетов.

Урбанисты предлагают реформировать схему общественного транспорта на Невском проспекте

«Мы видим, что 4 из 7 параметров (а именно: озеленение, обеспечение безбарьерной среды для маломобильных групп населения, обеспеченность лавочками и скамейками, безопасность) были оценены как скорее или полностью неудовлетворительные, в то время как состояние тротуаров и дорог, их чистота, а также освещение были оценены как скорее или полностью удовлетворительные», – говорят авторы.

По их словам, соцопрос показал, что многие жители Петербурга стараются избегать Невского проспекта, если есть такая возможность, по указанным выше причинам.

На кого ровняться в трансформации Невского проспекта

Авторы исследования указывают, что к изменению «парадной магистрали» Петербурга следует применять подходы к проектированию улиц, успешно применяемые в мире, однако редко встречающиеся в российской практике.

«Главный тезис – проектирование для наиболее слабых и беззащитных слоев населения. Если создать комфортную и доступную среду для них, этот эффект автоматически распространится на всех остальных», – говорится в исследовании.

Вот эти подходы:

  • обеспеченность пешеходными пространствами достаточной ширины для использующего их потока;
  • обеспеченность навигацией для людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • доступность объектов притяжения к транспортным, деловым и культурно-историческим объектам;
  • наиболее быстрая и удобная возможность пересадки с одного вида транспорта на другой или между разными маршрутами.

В качестве примера положительной транформации авторы исследования приводят реконструкцию улицы Васагатан в Стокгольме, которая является одной из главных в самом центре шведской столицы и входит в топ самых оживленных: ежедневно по ней передвигается более 100 000 пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, пользователей общественного транспорта и такси. На ней также находятся Центральный вокзал и станция метро при нем.

Долгие годы Васагатан была обычной для XX века улицей: тротуары примерно по три метра, по 2–3 полосы для авто в каждую сторону, буфер с деревьями исчез в 2017 году.

На тротуарах при этом были летние веранды кафе и стоянки для пользователей СИМ. При этом проезжая часть постоянно утопала в пробках. Преображаться «шведский Невский» начал в 2018 году. После июня 2022-го здесь обустроили тротуары около 4–5 метров шириной, обособленную велополосу в оба направления, велопереезды на перекрестках, искусственные искривления для снижения скорости потока. Появились места для сидения и озеленение. При этом улица не стала местом постоянного автомобильного затора – благодаря сокращению до одной автомобильное полосы, местами до двух.

«Пример улицы Васагатан показывает, что даже в стесненных условиях исторической застройки центра города можно разделить потоки пешеходов и СИМ, а отдав приоритет людям, улучшить экологическую обстановку. А также подтолкнуть к развитию коммерческих помещений вдоль улицы, получить городскую среду, создающую благоприятные условия для существования человека», – приходят к выводу авторы.

Второй пример – российский. Авторы изучили, как изменилась улица Щорса в Белгороде после реконструкции и появления там выделенной полосы для общественного транспорта, островков безопасности и т. п.

«Была идея взять в качестве референса схожие по параметрам улицы. Белгород выбрали, потому что там была проведена смелая реконструкция ул. Щорса, которая предоставила общественному транспорту приоритет. Однако здесь также важно, что это пример изменений в российских реалиях. Стокгольм же мы решили взять, так как изменения происходят в городе со схожими климатическими и градостроительными условиями», – отмечает Даниил Воронин.

Что нужно менять на Невском проспекте

На Невском проспекте сейчас сложилась неравномерная ситуация, так как дорожная инфраструктура значительно превосходит пешеходное пространство, а ведь оно ежегодно обслуживает более 55 тыс. человек. Автомобильный трафик же составляет 80 тыс. чел./сутки, что «неприемлемо для улицы с богатым историко-культурным значением».

«Поэтому нами был разработан проект по реорганизации движения транспорта, целью которого является снижение автомобилепользования на основной оси исторической части города», – подчеркивают авторы концепции.

Они отмечают, что на Невском проспекте необходимо приблизить все остановочные пункты до комфортной пешей досягаемости в независимости от категорий маршрутов, предусмотрев возможность посадки одновременно на несколько единиц наземного общественного транспорта.

«Несмотря на свою транспортную важность в настоящий момент, Невский проспект необходимо менять в пользу приоритета людей. Для текущего потока пешеходов ширина его тротуара недостаточная. Люди идут на Невский проспект, так как он представляет культурную значимость. И это не изменить. Транспортные же потоки могут перераспределиться по другим маршрутам, которые не представляют такую культурную значимость. Поэтому мы предложили в исследовании уменьшить количество полос и тем самым расширить тротуары, а также вернуть деревья. Также благодаря этому мы сможем сделать безопасную инфраструктуру для средств индивидуальной мобильности и велосипедов», – комментирует Воронин.

По его словам, нынешние выделенные полосы для общественного транспорта не работают.

«Это решается средовыми и административными мерами. Помимо этого, как идея на будущее, мы предлагаем вернуть трамвай на Невский проспект. Конечно же, для этого необходимо вернуть трамвайные пути и в других районах центра», – подчеркивает урбанист.

Концепция содержит и масштабную программу озеленения Невского проспекта за счет высадки деревьев и кустарников по периметру магистрали – на пустынных заасфальтированных площадках между домами.

«Организация линейного озеленения по периметрам квартала и внутри него позволит обеспечить прирост насаждений до 0,1 га на квартал площадью 1 га», – замечают авторы.

Это, по их словам, уменьшит уровень шума в зданиях и на тротуарах, эстетически улучшит среду для пешеходов, увеличит пешеходный трафик и поможет поглощать загрязняющие вещества.

«Нам важна обратная связь по исследованию от петербуржцев и гостей города. Зачастую многие поддерживают нас, но есть и критические комментарии. Наше исследование – это концептуальный проект. Мы предлагаем идею комфортного Невского проспекта. Сейчас мы продолжаем собирать публичную поддержку от людей по исследованию. Нас поддержали профессиональное сообщество, муниципальные депутаты, а также депутат заксобрания Всеволод Беликов. До середины августа мы продолжим сбор подписей, а далее передадим исследование и подписи людей в органы исполнительной власти», – рассказал Даниил Воронин.

Планирует ли Смольный реконструировать Невский проспект

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры «ФедералПресс» рассказали, что на данный момент госпрограмма «Развитие транспортной системы Петербурга», утвержденная в 2014 году, не предполагает реконструкцию Невского проспекта за счет бюджетных средств. При этом на магистрали сейчас «выполняются работы по реставрации и реконструкции зданий и инженерных сетей».

«Кроме того, исполнительными органами государственной власти Петербурга прорабатывается вопрос выполнения работ по приведению в нормативное состояние тротуаров на Невском проспекте, в том числе возможность их расширения», – подчеркнули в комитете.

Также на 2025 год запланирован ремонт некоторых участков дорожного полотна на Невском. Но сокращения автомобильных полос не планируется, заявили в комитете по развитию транспортной инфраструктуры.

Урбанисты предлагают реформировать схему общественного транспорта на Невском проспекте

Что касается изменения схемы движения общественного транспорта, то в Смольном заявили следующее:

«В центральной части города самая большая плотность вестибюлей станций метрополитена и маршрутной сети наземного транспорта, действующее сегодня транспортное обслуживание населения в полном объеме удовлетворяет имеющийся пассажирский спрос. Совокупный плановый интервал движения общественного транспорта на Невском проспекте составляет менее двух минут. Усилений движения не планируется», – отметили в комитете.

Содержание зеленых насаждений остается в прежнем режиме. Посадки в кадки продолжаются в тех же объемах, что и прежде. За 2023 год на Невском проспекте было высажено 68 деревьев.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.