Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила обращения в Минпромторг и Минфин РФ с просьбой разъяснить принципы оказания государственной поддержки автопроизводителям, работающим в России, в виде компенсации утильсбора. По ее данным, за последние 2,5 года легковые автомобили подорожали в два раза и с предполагаемыми размерами увеличения утильсбора могут подорожать к 2030 году еще вдвое, что сделает покупку автомобилей недоступной для россиян. Как на самом деле обстоят дела на авторынке – «ФедералПресс» поинтересовался у эксперта.
По информации ассоциации, если в 2014 году каждый третий россиянин (33 %) из числа приобретающих автомобили, мог позволить себе купить новый автомобиль, в 2023 году только 14 % граждан страны смогли позволить покупку нового автомобиля за наличные или в кредит. Это связано с повышением утильсбора. Правительство планирует повышать его каждый год в период с 2024 до 2030 года. Сбор может быть планово проиндексирован в среднем на 70–85 % в первый год и на 10–20 % каждый последующий год. В ассоциации прогнозируют, что к 2030 году с запланированным темпом увеличения утильсбора число россиян, способных приобрести автомобиль, сократится до 5–7 %.
«Оценка доли россиян, которые, вероятно, приобретут автомобиль, в 5–7 % кажется значительно завышенной. По моим данным, рынок будет показывать постепенный рост, но не в критическом масштабе. На мой взгляд, к концу 2024 года рынок увеличится всего на 2,5 % и не больше. Прогнозируется восходящий тренд. В перспективе следующих лет цены на автозапчасти и обслуживание будут увеличиваться, возможно, на 2–3 % к 2025 году. По мере ухода европейского рынка приобретение машин оттуда станет проблематичным и неоправданным в настоящее время. В то же время китайский автомобильный сектор активно развивается, представляя на российском рынке множество успешных моделей. Тем не менее стоит помнить, что российская автомобильная промышленность также находится в стадии роста», – прокомментировал в этой связи «ФедералПресс» руководитель отдела по работе с юридическими лицами «Страховой брокер AMsec24» Роман Астафуров.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первое полугодие 2024 года общие продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России составили 703 765 штук без учета альтернативных каналов поставок и около 754 627 штук – с параллельным импортом. В январе – июне текущего года автомобильный рынок в стране вырос на 74,5 % относительно того же периода прошлого года. При этом ключевым источником такого роста называется продолжающийся импорт новых автомашин.
В январе 2024 года АЕБ прогнозировала рост авторынка в России на 15 %.
«На мой взгляд, в ближайшие 2–3 года мы увидим значительный рост продаж российских автомобилей благодаря запуску новых моделей и проектов. Российские автомобили станут более доступными для населения, и я не ожидаю резкого увеличения цен, скорее наоборот, они будут довольно лояльными. Автомобильный рынок будет держаться на стабильном уровне, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Я предполагаю, что не будет ни спадов, ни критически низких точек в продажах. К концу текущего года прогнозируется рост на уровне 2,5 %. Сложно дать точный прогноз на последующие годы из-за внутренних и внешних экономических, а также геополитических факторов», – отметил Роман Астафуров.
Согласно данным «Авто.ру Оценка», в минувшем июле новый автомобиль в России подешевел в среднем на 1 %, до 3,57 млн рублей в сравнении с предыдущим июнем. Относительно июля прошлого года стоимость нового автомобиля снизилась более чем на 6 %. Авто с пробегом возрастом до 15 лет в истекшем июле стоило в среднем 2,1 млн рублей – такая цена не изменяется на протяжении пяти месяцев подряд. Но в сравнении с июлем прошлого года стоимость такого авто была на 10 % выше.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал о том, что в Сибири реже стали покупать автомобили с пробегом.
Фото с сайта pxhere.com