Прошел ровно год, как губернатор Прикамья Дмитрий Махонин на инаугурации вручил кувалду новому мэру Перми. Эдуард Соснин назвал эти 12 месяцев самыми насыщенными в своей жизни. Чем запомнился первый год его работы главой Перми? Что можно сказать об управленческом стиле Соснина? Какие политические и хозяйственные вызовы стоят перед ним? Эти и другие темы «ФедералПресс» обсудил с политтехнологом, управляющим партнером коммуникационного агентства «Первый советник» и членом РАПК Константином Труфановым.
Кадры, электросамокаты и экономика
Константин Владимирович, как можно оценить первый год работы мэра Перми Эдуарда Соснина? Что бросилось в глаза?
— В первый год новый мэр серьезно занимался кадрами. И это логично: Соснину досталась команда, которую формировали предшественники. Заметно было, что для него работа с кадрами стала одной из приоритетных. Революции здесь он не произвел, но заметно обновил команду вице-мэров, поменял достаточно много руководителей ключевых департаментов, в четырех из семи районных администраций Перми назначил новых глав.
Обратил внимание, что Соснин не боится браться за застарелые проблемы и пытаться их решить. Например, можно вспомнить историю с Парком Горького, которому в этом году исполнилось 220 лет. С 2001 года он находится в аренде у известного пермского бизнесмена (Рашида Габдуллина. – Прим. ред.). Практически все эти годы у жителей и властей возникали нарекания к работе этого парка. Но до Соснина никто дальше разговоров не шел. Новый градоначальник не постеснялся обратиться в суд, несмотря на то что действующее арендное соглашение истекает через год, можно было бы спокойно дождаться его завершения и не продлевать с нынешним оператором. Однако новый мэр показал свою принципиальность и пошел в суды. Это показывает, что он не плывет по течению, а включается в сложные темы.
Другая непростая тема – наведение порядка с электросамокатами на улицах. На моей памяти Пермь стала одним из первых городов, где местные власти инициировали ограничения для этого вида транспорта, запретив его парковку в центре и необорудованных местах.
Также новый импульс при Эдуарде Соснине получила борьба с различными нестационарными объектами, где торгуют табачным суррогатом. За последнее время более 70 таких точек прекратили свою работу в Перми.
Но тут нужно заметить, что данный закон инициировали краевые власти.
— Это так. Однако его реализация находилась же на плечах муниципалитета. Мало принять закон, его еще нужно исполнять. Есть примеры других городов, когда законы приняли, а ларьки продолжают работать.
Что еще можете сказать об управленческом стиле Эдуарда Соснина?
— По моим ощущениям, лично он больше занимается глобальными вопросами и темами, связанными с развитием малого и среднего бизнеса в Перми. И это понятно: Соснин в прошлом был предпринимателем, затем два года руководил краевым минэком. Поэтому логично усиливает работу в тех направлениях, в которых он как рыба в воде.
А вот в сферу городского хозяйства, на мой взгляд, он погружается не так глубоко. Может, это и правильно: зачем делать вид, что ты разбираешься во всем, когда лучше делегировать задачи профессионалам, которые качественно выполнят работу. Мне кажется, Соснин старается подобрать для каждой сферы специалистов, на которых он, как мэр, не имеющий опыта муниципальной работы, мог бы положиться и они не подведут его в критический момент.
При этом, конечно же, многое в работе мэра и его команды, в том числе эффективность и достижения, зависят от взаимоотношений с краевым уровнем. Соснин заходил в мэрию Перми как член команды Махонина и им остается. И в первый год мы не видели какой-то серьезной критики и претензий к муниципальным властям со стороны региона, как это было полтора года назад перед уходом Алексея Демкина.
Если резюмировать, то выделил бы в работе мэра Соснина в первый год особое внимание к экономике и кадровой политике, а также отсутствие страха перед решением застарелых городских проблем, за которые его предшественники даже не брались.
Управленцы-силовики и «школа мэров»
Вы уже упомянули, что при Соснине сменились руководители четырех районов. Примечательно, что трое из них – выходцы из правоохранительных органов. Вы с чем связываете такую тенденцию?
— На мой взгляд, приглашение экс-силовиков во власть – общефедеральный тренд, который сформировался в последние годы. Поэтому Пермь здесь точно не выглядит особняком. У нас до 15–20 % граждан работают в сферах, так или иначе связанных с деятельностью правоохранительных структур, поэтому нет ничего удивительного, что и оттуда приглашают кадры в муниципальную власть. Это люди определенной закалки, с высокой исполнительской дисциплиной и управленческим опытом. Посмотрим, как новые главы районов Перми справятся с работой.
Эдуард Соснин окончил первый поток «школы мэров», летом выступил на встрече ее выпускников с Владимиром Путиным. Насколько полезна такая учеба?
— Знаний много не бывает. Это хорошая школа именно в сфере управленческих решений. Примерно представляю план обучения там, знаю людей, которые преподают. Такие программы достаточно серьезно расширяют кругозор слушателей. И это очень важно. Как известно, мэрами не рождаются, а становятся. Одни становятся главами, имея многолетний опыт муниципальной службы, другие – резко поменяв сферу деятельности. И «школа мэров» – хороший механизм приведения к единому стандарту понимания государственных задач на муниципальном уровне. Здесь реально прокачиваются скиллы действующих и потенциальных руководителей. Поэтому для Соснина это, разумеется, дополнительный плюс.
Политические и хозяйственные риски для Соснина
Предшественник нового мэра Алексей Демкин был «своим» для пермской гордумы: как-никак больше десяти лет проработал депутатом до назначения в градоначальники. И поддержка большинства городских парламентариев ощущалась до конца его работы мэром. Соснин же заходил в главы Перми все-таки своего рода «чужаком» для думцев. Как считаете, ему удалось выстроить конструктивную работу с ними?
— Да, было ощущение (и оно, возможно, еще отчасти сохраняется), что Соснин для депутатов не совсем «свой». Но здесь в его пользу очень сильно работает авторитет губернатора и в целом краевой власти. Кого поддерживает глава региона, того поддерживают все. Об этом сами за себя говорят результаты голосования думы при рассмотрении инициатив мэрии Перми. Не секрет, что между Махониным и Демкиным перед его отставкой существовало определенное напряжение. И городская дума одной из первых была заинтересована в скорейшем сглаживании углов, чтобы работа муниципальных властей не застопорилась. Полагаю, что за год депутаты разобрались в Соснине, а он в них. И сейчас в их совместной работе все стабильно.
Предыдущие главы Перми Дмитрий Самойлов и Алексей Демкин не отработали до конца свои пятилетние сроки. У Соснина есть шансы сделать это?
— Пути Господни неисповедимы, а прогнозы, как известно, дело неблагодарное. В 2025 году состоятся выборы губернатора Прикамья, и связка с Дмитрием Махониным будет определяющей для Эдуарда Соснина. Надеюсь, у нынешнего градоначальника будет возможность отработать как минимум один полный пятилетний цикл в этой должности.
Какие, на ваш взгляд, сейчас есть риски и вызовы для мэра Перми?
— Про политические риски, которые связны с губернаторскими выборами в 2025 году, мы уже сказали. Что касается городского хозяйства, то здесь, пожалуй, во многом определяющим для Эдуарда Соснина станет ближайший зимний период. Потому что если бы какое-то громкое коммунальное ЧП случилось в Перми прошлой зимой (наподобие того, которое произошло в Соликамске со всеми вытекающими кадровыми последствиями), то нового мэра, скорее всего, простили бы. Потому как его назначили в августе 2023-го, и это были бы вроде как не его «косяки». Нынче уже могут не простить, если вдруг грянет какой-то коммунальный коллапс. Поэтому предстоящий осенне-зимний период может стать для Эдуарда Соснина важнейшим испытанием.
Фото: ФедералПресс / Максим Артамнов, ФедералПресс / Илья Пригожин, ФедералПресс / Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»