В некоторых регионах России наблюдаются попытки замещения светских законов нормами шариата, заявил Сергей Шойгу. По мнению секретаря Совбеза, в результате этих процессов формируются новые салафитские группы. О каких новых религиозных группах рассказали в Совете безопасности и как Россия будет бороться с попытками радикализации ислама, читайте в материале «ФедералПресс».
Подрывная деятельность
Радикалы в некоторых регионах РФ пытаются заменить светские законы на нормы шариата, заявил секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу во время выездного совещания в Северо-Кавказском федеральном округе. Политик выразил беспокойство в связи с наличием противоречий в различных религиозных общинах, которые целенаправленно обостряются из-за рубежа.
«Особую озабоченность вызывают попытки внедрения в общественное сознание возможности применения норм шариата вместо светских законов, вытеснение традиционного ислама его радикальными течениями, формирование новых салафитских групп», – сказал Шойгу.
Председатель Совета безопасности РФ подчеркнул, что экстремисты ведут свою агитацию на различных сайтах, форумах, в соцсетях и мессенджерах. Деятельность радикалов является полноценной операцией по информационно-психологическому воздействию на сознание людей для замены традиционного ислама радикальными течениями.
«Особую озабоченность вызывают попытки внедрения в общественное сознание возможности применения норм шариата вместо светских законов, вытеснение традиционного ислама его радикальными течениями», – объяснил политик.
Подобные заявления на тему религиозного экстремизма в Совбезе звучат не впервые. Предшественник Сергея Шойгу на должности председателя Совета безопасности – Николай Патрушев – уже высказывался на тему замещения светских законов нормами шариата весной 2023 года. Он объяснял происходящие процессы совокупностью факторов – влиянием зарубежных исламских проповедников, личными амбициями людей и распределением финансовых потоков.
Мнение экспертов
Пресечь влияние извне
Член Совета по правам человека Александр Брод указывает, что эксперты много лет говорят о сложной ситуации в регионах Северного Кавказа.
«С одной стороны, это внешнее влияние, прежде всего радикального исламского мира, салафитов – движения в суннитском исламе. Они практикуют обучение молодежи за рубежом в радикальном духе, оказывают соответствующее влияние на все слои населения, на семейный уклад, образование», – рассуждает собеседник «ФедералПресс».
Борьба радикалов за «чистый» ислам приводит порой к провоцированию противостояния с традиционными муфтиями и верующими, с «нечистыми» мусульманами, отмечает Брод. Большое влияние на население оказывается через интернет.
«Радикалы умело и хитро опираются и на многолетние внутренние проблемы на Северном Кавказе: клановость, коррупцию, безработицу, слабость государственных и общественных институтов. Все эти темы усиливают разочарование, недовольство населения, а значит, есть ниши, куда могут вклиниваться радикалы, усугублять эти настроения», – констатирует эксперт.
Важно, что эти проблемы были подняты на Совете безопасности, заметил Брод.
«Нужен серьезный комплексный подход с тем, чтобы пресечь влияние на Северный Кавказ извне, ослабить удавку внутренних проблем, воспитывать население в духе традиционного ислама и общегражданских гуманистических ценностей», – заключил член СПЧ.
Искоренять террористов
Политолог, историк Сергей Станкевич предупреждает, что в пылу борьбы за правое дело важно не запутаться в понятиях. «Салафиты – это всего лишь ортодоксы в суннитской версии ислама. Приверженцы старой веры есть, к примеру, и в православии, и в иудаизме», – напомнил политолог. Для России же опасен именно ваххабизм, продолжил эксперт.
«Это такие салафиты-ортодоксы, которые пытаются фанатично искоренять иные веры, а также современный, лояльный властям ислам. Для них террор – дежурный инструмент. В 1980-е ваххабиты хлынули на Северный Кавказ, а в 1990-е полезли в Поволжье и Крым», – заметил Станкевич.
В печально знаменитом рейде на Чечню и Дагестан 1999 года главную кровавую работу делали именно ваххабиты, указывает историк. «По совокупности их практики тут не может быть дискуссий о вере. Что делать? Договариваться с Катаром и Саудовской Аравией о «нулевой» поддержке ваххабизма в России и Центральной Азии. Искоренять террористические ячейки. Следить за литературой и религиозным образованием. Поддерживать институты системного цивилизованного ислама», – предлагает решение собеседник «ФедералПресс».
Единое правовое пространство
Заместитель председателя Общественной палаты Ростовской области, доктор социологических наук Александр Нечушкин также указывает на различия между салафитами и ваххабитами. После развала СССР Россия прошла непростой эволюционный путь развития, устояв как суверенная мощная держава, рассуждает социолог.
«С одной стороны, нам мешал запрет государственной идеологии, отсутствие задекларированных консолидирующих ценностей, с другой – существовал вакуум в религиозном образовании в обществе начала 1990-х годов», – напомнил Нечушкин.
В это время на территории нашей страны активизировались различные различные течения и миссионеры, которые руководствовались отнюдь не национальными интересами РФ, однако они давали простые четкие ответы на сложные вопросы, признает эксперт.
«Только в последние годы, с появлением в нашей стране серьезных подвижек в сторону исследования консолидирующих ценностей, их нормативного закрепления и внедрения в общественный дискурс ситуация изменилась», – заметил социолог.
Поэтому большое количество людей, особенно молодых, успели уйти из традиционных религий в различные течения, зачастую конфликтующие с общественными нормами поведения или не признающие законы государства. Однако российские власти еще в начале нулевых установили на территории страны единое нормативное пространство, исходящее из главенства Конституции РФ.
«Это была очень серьезная победа всех россиян: равенство перед законом, и при этом свобода вероисповедания и уважение к традиционным религиям. Поэтому попытки внедрения в общественное сознание возможности разделить регионы по религиозному признаку, например применять нормы шариата вместо светских законов, вызывает справедливую и серьезную озабоченность в нашем обществе», – подытожил Нечушкин.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия