Всегда ли традиционные ценности побуждают человека к созданию большой и крепкой семьи? Как две эти важные для России темы – нравственность и демография – связаны между собой? Эти вопросы на полях форума «Сообщество», который проходил 22 – 23 августа в Магасе, корреспондент «ФедералПресс» обсудил с заместителем председателя Комиссии ОП РФ по культуре и сохранению духовного наследия Павлом Покровским.
Павел Александрович, как сегодня следует интерпретировать понятие «духовное наследие»? В чем заключается работа по его сохранению, зачем она нужна?
— Духовное наследие – это то, что нам досталось от предков. Хочется отметить, что у нашей страны в разное время была разная история. Она носила как положительный, так и отрицательный характер.
По сути, наше духовное наследие – это борьба народов за свою историю. Общая цель, которая сплачивала народы на протяжении веков, и есть наше духовное наследие – память о том, что нас объединяет.
Если говорить о материальной составляющей, к духовному наследию относятся все сферы культуры. Художественное слово, музыка, живопись. Отмечу, сейчас ведутся жаркие споры, что из современных художественных произведений станет частью культурного и духовного наследия страны. Я отвечу, что тут работает только проверка временем. И литература, и музыка, и кино должны сформировать свою историю, чтобы отразиться в наследии народа. Поскольку оценку всем тем событиям, которые происходят в нашей стране сейчас, в том числе культурным, мы сможем только в будущем.
Сегодня, находясь на форуме «Сообщество» в Ингушетии, можно сказать, что ее история прошла испытание временем. Здесь мы твердо уверены в том, что культура является локомотивом продвижения духовных и душевных качеств россиянина и тех людей, которые неравнодушны к своему «завтра». А к завтрашнему дню может быть равнодушен только человек либо безумный, либо человек, который обреченный.
Какой вклад профильная комиссия при ОП РФ вносит в сохранение духовного наследия?
— Работа ведется по разным направлениям. Комиссия работает с обращениями граждан, а их количество измеряется тысячами в год – это сотни в месяц. При условии, что наша комиссия самая большая – 14 человек, мы проводим большую, системную и межрегиональную работу. Я лично, находясь в Самарской области, решаю вопросы далеко за ее пределами.
Россия – многонациональная страна, и говоря о духовном наследии, обычно выделяют отдельные этносы. Можем ли мы говорить о духовном наследии России в целом?
— Наша история – непростая и трагическая и сложила этнос, который я бы назвал «россиянами». То есть я считаю себя членом одной большой семьи. Россия действительно страна – семья, объединяющая разные народы.
Я говорю однозначное «нет» ассимилированию народов и этносов и созданию единого этноса, который обезличит национальные особенности. Россия состоит из народов, конфессий, с разными взглядами на будущее и на происходящее сейчас. Но цель у нас одна – идти в ногу всей страной. Этим самым этносом «россиян».
Что объединяет народы России?
— То, что происходило 80 лет назад, что происходило в советские годы, и то, что переживаем сейчас, говорит о едином страдании всех наших народов и едином же стремлении к победе. А разные взгляды на жизнь только помогают нам лучше понять друг друга.
Особенно хорошо это заметно на Кавказе. На очень короткой дистанции тут веками проживали народы с горячим темпераментом. И сама жизнь их заставила пересмотреть свои взгляды на общность и единство народов и встать на одну волну дружелюбия и понимания. Это именно то, чему стоит поучиться.
Сейчас мы находимся в Ингушетии. Народы Кавказа как раз известны своими традиционными взглядами на духовную жизнь общества. Что позволяет этносам сохранять свою духовную идентичность?
— Сохранение традиций однозначно связано с семьей. На Кавказе традиционно большие семьи. Если говорить про Ингушетию, то в среднем здесь более трех детей.
Если рассматривать центральные регионы, демографический трек там намного меньше. Это объясняется отсутствием тех глубоких семейных корней, которые свойственны народам Кавказа. На это есть исторические причины: жители средней, равнинной России, в определенный период активно перемещались из сел и деревень в города в силу индустриализации и больших возможностей, которые появлялись у растущей страны. И связи с корнями, с семейной традицией, были порваны. Речь идет практически о 70 % населения наших городов, тех людях, которые покинули сельскую местность.
Второй исторический момент – насаждение Западом общества потребления с конца 80-х годов. К сожалению, эта идеология была нашим народом «скушана», как конфета в яркой оболочке, и стала самой большой опасностью из всего того, что нам «западные партнеры» подложили.
А удовольствие не предусматривают возможность рожать, ухаживать за детьми, напрягаться при предоставлении возможностей по образованию, трудоустройству и еще что-то. То есть человек был «заточен» на то, чтобы именно доставлять удовольствие себе.
На Кавказе же учат уважительному отношению к пожилым людям, которые являются носителями традиций, и одновременно очень правильного отношения к своей работе, к продолжению семьи, к продолжению рода. К сожалению, в Центральной России это не всегда развито.
У нас запущены нацпроекты «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья». Какую роль в их реализации сыграет сохранение духовного наследия?
— Ключевое слово здесь – пропаганда. Точнее – контрпропаганда западного образа мышления, который, по сути, является проектом Центрального разведывательного управления. Этот продукт мы должны изжить из нашего идейного и информационного поля.
А второе направление пропаганды – популяризация больших семей как самого широкого ресурса для продвижения себя и своей фамилии. Ведь семья и дети – это настоящий способ вписать себя в историю. Моя фамилия – Покровский – прошла через моих предков, через меня, через моих детей. Имея двоих детей, есть одни возможности оставить себя частью истории. Троих или четверых – совершенно другие.
Если мы будем идти путем пропаганды с максимально эффективным ее применением, с использованием цифровых платформ и возможностей, то сможем в перспективе решить вопрос демографии. С участием экспертов, ученых, психологов, представителей религиозных конфессий и, конечно, образовательных учреждений, начиная с детских садов.
Важно, чтобы ценности семьи закладывались с детства, с того, какие игрушки держат в руках малыши. Ведь через заботы о кукле, через то, как они их нянчат и пеленают, в них развивается естественное желание завести собственного ребенка.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова