Россияне пересматривают свое отношение к отрасли услуг. Жители страны стали чаще прибегать к поиску специалистов в интернете для решения различных бытовых проблем. Онлайн-сервисы стали использоваться не только для заказа еды, но и для поиска клининга, чистки и ремонта одежды и обуви, заказа различных бьюти-процедур. Об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал руководитель категории «Деловые и хозяйственные услуги» в «Авито Услугах» Александр Семочкин.
Как связано появление тренда на экологичное и осознанное потребление с ростом спроса на оказание услуг по ремонту и химчистке одежды и обуви?
— На самом деле тренд на осознанное потребление укрепился еще со времен пандемии, так как люди стали чаще пользоваться услугами ремонта и чистки обуви, одежды. Например, за последние полгода спрос россиян на химчистку и профессиональную стирку вырос почти на две трети (59 %). Кроме этого, у клиентов растет интерес к локальным брендам и уникальным вещам, изготовленным специально на заказ, поэтому увеличивается спрос на исполнителей услуг по индивидуальному пошиву. Локальные бренды одежды в связи с возросшим потоком заказов ищут швейные цеха и производства, которые могут предложить услуги по изготовлению одежды большими партиями под ключ.
Для какой категории россиян бытовые услуги становятся более популярными?
— Потребители бывают разными, зависит от конкретных случаев, но в основном это люди с постоянной занятостью. Они, как правило, просто не располагают достаточным количеством свободного времени, чтобы качественно выполнить все накопившиеся бытовые дела, да еще и найти время на семью и друзей. А при высокой загрузке на работе домашние хлопоты становятся дополнительным источником стресса, его в жизни со столь высоким темпом и так хватает, поэтому люди все чаще стремятся делегировать дела по дому. И такие пользователи активно используют различные онлайн-платформы.
Значит ли, что рост спроса на платные бытовые услуги происходит из-за изменения образа жизни россиян?
— Да, вы абсолютно правы, наша жизнь меняется. Для многих людей уже стало нормой выделять строчки в семейном бюджете, например, на уборку и мелкий ремонт. И действительно, многие обращаются, скажем, к мастерам по ремонту одежды и обуви из-за переосмысления жизненных ценностей. Время становится все более дорогим ресурсом: люди хотят больше тратить времени и ресурсов на саморазвитие, а не уходить с головой в быт.
Но и осознанность потребления тоже выходит на ведущие роли. Люди понимают, что при бережном уходе за обувью она может прослужить несколько сезонов. Экотренд очевиден, забота об окружающей среде становится реально более значимой. Мы видим на Авито Услугах рост спроса на ремонт и чистку одежды и обуви. Так, в сентябре 2024 года на 34% вырос спрос на ремонт обуви, а на чистку одежды и обуви – на 16%. Отдельно на чистку обуви спрос вырос на треть (+38%).
Кроме этого, аналитики подсчитали, что за год российские семьи совершили 25 млн сделок и сэкономили 15 млрд рублей, покупая и продавая детские вещи и игрушки повторно. Здесь прослеживается польза с точки зрения влияния на окружающую среду, ведь плюшевый мишка, из которого вырастает один ребенок, находит свое продолжение в руках другого малыша.
Как вы считаете, с чем связан тренд на то, что россияне стали чаще использовать онлайн-сервисы не только для заказа еды и такси, но и для поиска специалистов по различным бытовым услугам?
— Онлайн-платформы обеспечивают широкий выбор исполнителей по самым разным услугам почти во всех населенных пунктах нашей страны, поэтому они доступны каждому, у кого есть возможность выйти в интернет. Рынок услуг становится все доступнее.
Неслучайно, по данным ФНС, число самозанятых в России весной этого года достигло 10 миллионов, на конец 2022 года их было 6,5 миллионов. Представляете, какой рост? И ведь зачастую это люди, которые не только сдают квартиры, но и оказывают бьюти-услуги, занимаются ремонтом, предоставляют деловые услуги. Так что вместе со спросом серьезно растет и предложение.
Кратно растет база исполнителей, а вместе с этим благоприятные условия для заказчиков удовлетворяют запросы всех участников рынка. Получается, что одни зарабатывают деньги, занимаясь тем, что им нравится при удобном графике, другие экономят время и не испытывают стресс, делегируя домашнюю работу и даже ряд бизнес-задач.
Мы действительно уже просто привыкли заказывать еду, такси и услуги онлайн – с помощью мобильных устройств. Онлайн-платформы помогают нам найти и выбрать мастера, ознакомиться с его профилем, прайс-листом и отзывами. В ближайшее время в отдельных категориях услуг произойдет «уберизация», то есть они почти полностью перейдут на цифровые платформы, в первую очередь в таких сферах услуг, как «Красота и здоровье», «Перевозки и курьерские поручения», «Ремонт помещений и ремонт техники». Уже сейчас мы видим, что большинство потребителей услуг предпочитают выбирать исполнителей на такие задачи в интернете.
Количество жителей мегаполисов, часто прибегающих к обращению в клининговые компании, растет с каждым годом. Как вы считаете, с чем это связано?
— Ритм жизни в городах очень напряженный, бывают случаи, когда человеку необходимо срочно поручить профессионалу своего дела уборку и другие бытовые услуги, чтобы бежать по делам со спокойной душой, зная, что работа будет выполнена качественно. Доступной же эта возможность стала благодаря скачку развития рынка услуг.
Клиентоориентированность на данный момент является главным навыком, необходимым компаниям и индивидуальным исполнителям для привлечения новых заказчиков и сохранения уже наработанной базы.
Кроме этого, как недавно рассказали наши коллеги из Авито Недвижимости, в России спрос на долгосрочную аренду жилья вырос на 11% за месяц. При этом россияне стали больше рассматривать объекты с четырьмя комнатами и более (рост спроса составил 18% за месяц) и трехкомнатные квартиры (+13%). Также очевиден тренд и на развитие внутреннего туризма. Все это порождает дополнительный спрос на клининговые услуги, а также услуги по стирке и химчистке.
Особенно такие услуги пользуются спросом у предпринимателей, которые сдают жилье в аренду в качестве дополнительного дохода. Еще это актуально и для деловых людей, которые очень много времени проводят на работе или погружены в развитие бизнеса. Среди них есть и одинокие люди, которые строят карьеру: они не хотят тратить время и силы, скажем, на уборку или мелкий ремонт, при этом вполне могут себе позволить найти профессионального мастера и оплатить его услуги.
Еще несколько десятилетий назад для некоторых оплата уборки в собственном доме могла быть, мягко говоря, странной историей…
— Сейчас это уже стереотип. Конечно, раньше был более размеренный ритм жизни, все-таки возможностей было меньше. Сейчас, с развитием технологий и в том числе онлайн-платформ, у людей появился доступ к огромной сфере различных услуг.
Могу сказать, что формирование привычки делегировать бытовые заботы, то бишь передавать домашние обязанности помощнику по хозяйству, давно перестало быть чем-то необычным. Культура потребления услуг также давно переживает изменения: все чаще россияне отбрасывают умирающие стереотипы в сторону и больше значения придают своему свободному времени и собственному комфорту.
При этом инструментов для поиска исполнителей различного рода услуг становится больше, они совершенствуются, платежеспособность растет, а значит, бытовые услуги становятся все более доступными, в том числе для поиска и заказа онлайн.
Можете ли вы дать какие-то полезные советы пользователям, которые хотят сэкономить время, при этом получить качественную услугу от профессионала своего дела?
— Лично меня очень радует, что пользователи стали обращать больше внимания на безопасность и надежность. Люди чаще выбирают мастеров, которые подтвердили номер телефона или прошли проверку по документам, то есть прошедших верификацию.
При этом подход к выбору исполнителей немного отличается у разных возрастных групп: молодежь обращает больше внимания на фото, внешний вид страницы, отзывы, в то время как старшее поколение – на наличие профильного образования у мастера. Но безопасность остается важнейшим фактором для всех заказчиков. Поэтому главный совет для всех пользователей – обращать внимание на верифицированных исполнителей с заполненными профилями и объявлениями, внимательно изучать отзывы.
Еще один лайфхак для экономии времени – это возможность онлайн-записи на стрижку, маникюр и другие бьюти-процедуры. Этот инструмент помогает специалистам автоматизировать запись клиентов и упрощает рабочие процессы. А потенциальные клиенты сразу же могут спланировать свой день, находя удобное окно в расписании мастера.
Фото: пресс-служба Авито Услуг