30 сентября 1973 года под Свердловском произошла одна из крупнейших авиакатастроф Урала. Пассажирский самолет, следовавший из аэропорта Кольцово, разбился через несколько минут после взлета. Трагедия унесла жизни 108 человек, в числе которых было 8 детей. Хронологию событий рокового полета подробнее читайте на «ФедералПресс».
Что произошло
Экипаж выполнял рейс № 3932 Свердловск – Владивосток (с запланированными посадками в Омске, Новосибирске, Чите и Хабаровске). На борту лайнера находились 92 взрослых пассажира, 8 детей и 8 членов экипажа. Первые проблемы начались еще на земле – полет задержали на 50 минут. Экипаж почти час ожидал разрешения на запуск двигателей из-за поздней загрузки самолета и работ по осушению взлетно-посадочной полосы.
Только лишь в 20:33 по местному времени экипаж доложил о взлете с ВПП. В ответ на это диспетчер дал условия выхода на из зоны аэропорта: левым разворотом с набором высоты 1500 метров на Тахталым – станцию в Кунашакском районе Челябинской области.
Катастрофа
За набором высоты Ту-104Б по радиолокатору наблюдал диспетчер. Самолет уже прошел точку вывода из разворота для следования на Тахталым, однако продолжал совершать левый разворот. К тому моменту он был на высоте 1200 метров и летел со скоростью 625 км/ч с левым креном 20–25°. Это смутило диспетчера. И он внес уточнение:
«Вы на Артемовский пошли, да?»
На этот вопрос он уже не получил ответа и продолжал наблюдать за судьбой лайнера. За 8 секунд крен самолета достиг 75–80°, что привело к падению подъемной силы.
Борт устремился к земле с вертикальной скоростью 75 м/с. Экипаж попытался прекратить его падение взятием штурвалов на себя, это вызвало трехкратную перегрузку. Снизить скорость тоже не получилось. И в 18:37 летящий по курсу 242° Ту-104 под углом 18–20° и с левым креном 55–60° на скорости 800 км/ч врезался в землю и взорвался.
На момент авиакатастрофы лайнер имел 20 582 часа налета и 9412 посадок.
Разбор полетов
Гул самолета, следовавшего рейсом № 3932 Свердловск – Владивосток, напугал жителей ближайшего поселка. Сначала все вокруг озарило яркой вспышкой, а затем загорелся лес. Очевидцы вспоминают: к месту крушения самолета бросились дети и взрослые. Примерно в 300 метрах от поселка перед ними открылась ужасающая картина: повсюду были разбросаны обломки самолета и части тел.
Место падения судна находилось примерно в 10 км от взлетно-посадочной полосы. Территория вокруг оказалась сильно заболоченной. Пожарные, которые прибыли первыми, вспоминают, что им сразу сказали искать черный ящик. Надежды на выживших в этой трагедии не было.
Уже позже комиссия в отчете укажет, что катастрофа произошла из-за неправильной индикации основных авиагоризонтов и курсовой системы пространственного положения самолета.
«Бешеная птица» и «самолет-убийца»
Ту-104Б стал одним из самых долгожданных самолетов послевоенного времени. При разработке судна за основу был взят реактивный бомбардировщик Ту-16. Активно летать Ту-104 стал в 1959 году, но каждый полет буквально добавлял пару седых волос разработчикам и наземным службам.
Главной проблемой была слишком высокая скорость посадки на ВПП. Вместо положенных 225 км/ч экипаж заходил на посадку со скоростью примерно 300 километров в час. По этой причине ТУ-104 часто выезжал за пределы взлетно-посадочной полосы и получил прозвище «бешеная птица».
Второе прозвище, «самолет-убийца», закрепилось за Ту-104 после авиакатастрофы в марте 1961 года. Лайнер вылетал из Кольцово. Через несколько минут у судна отказали оба двигателя. Самолет приземлился на замерзший Нижне-Исетский пруд и врезался в дом отдыха. Погибли семь человек.
После тех событий реактивный пассажирский лайнер наводил ужас на летный состав отечественных авиакомпаний. В 1960 году производство самолета было прекращено. Однако машины продолжали эксплуатировать еще почти 20 лет. Из 200 построенных самолетов разбились 37 (высокий показатель для гражданской авиации) – в общей сложности в этих катастрофах погибло 1137 человек.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как 28 лет назад российский Ту-154 разбился на острове Шпицберген.
Фото: ФедералПресс / Елена Мицих, Екатерина Лазарева, Полина Зиновьева